В рамках темы «Русские человеки» хочу предложить вниманию один документ. Это выдержки из писем, писанных зимой 1866 года Леонидом Оболенским из Козельска своему товарищу Дмитрию Юрасову в Москву по поводу ухода к последнему жены Оболенского Елизаветы Маликовой. Та сбежала от мужа сразу после родов и нашла приют у Юрасова, объяснив свой уход чрезмерной охочестью бывшего мужа до любовных утех.
Все трое принадлежали к числу вольнодумной молодежи. С легкой руки Тургенева (хотя первым в 1829 году этот термин употребил Н.И. Надеждин), их стали звать, идеологически нагруженным словом, «нигилисты», числя, подобно нынешних «лимоновцев», за первейших врагов режима.
На самом деле они были всего лишь непутевыми детьми, недорослями, задирающими общественные устои на почве гормональных проблем и ханжеского отношения окружающих к сексуальным вопросам. Если бы власть и общество не обращалось с ними, как с государственными преступниками и террористами, они бы таковыми никогда и не стали. Как не стали ими хиппи - нигилисты 70-х годов ХХ века.
«Господин Юрасов!
...Я узнал от Бибикова, что Вы возымели глубокое сострадание к моей производительности и к возможности нажить мне большое количество детей, а потому решились уговорить мою жену остаться в Москве. ...Если это так, то спрошу Вас, почему Вы предполагаете, что, разлучив нас, Вы тем самым кладете конец нашей производительности. Неужели Вам не известно, что женщина в 20 лет и мужчина 21 года должен иметь половые сообщения? Следовательно, Ваша благая мысль кончится только тем, что жена моя будет иметь детей и без меня, а я буду иметь детей и без нее, но взамен хорошей женщины должен буду по необходимости войти в отношения с 1-й попавшейся стервой.
...Если бы я желал только употребления, не мог бы я разве и без жены приискать здесь бабу или даже хорошенькую девушку для своего употребления. Мог бы, потому что это мне уже предлагали, и я отказался. Отказался, уже 3 месяца не употребляя.
...Вы читали сколько-нибудь физиологию? Видали Вы наконец людей? Если читали и видали, то знаете, что людям, особенно до известного возраста, необходимы половые сообщения, в противном случае они делаются онанистами и идиотами или вследствие несамопроизвольных полюций заболевают сотнями болезней, особенно женщины.
...Итак, что же Вы хотите сделать с моей женой? ...Она сделается идиоткой, онанисткой или умрет от какой-нибудь отвратительной болезни. ...Через год терпения, волнения и усилий над собой, стоящих дорого молодому организму, она заменит Оболенского Ивановым или Петровым, у которых половые органы устроены не иначе, чем у меня, и не менее способны производить детей. Или вы думаете, что совокупление раз в год менее плодотворно, чем раз в неделю.
...Вы, Юрасов, говорите как крайний идеалист или 7-летний ребенок. Вы забываете, что половые сообщения, кроме наслаждения, имеют потребность, необходимость, как пища, только сроки голода разные. ...Вы скажете, что без этого жить нельзя, а без половых отношений живут. Кто это? В 20 лет? Женщины? Укажите хоть одну.
...Кажется, довольно. Если не вполне убедились, напишите, я напишу еще...».
PS: И Оболенский и Юрасов были арестованы и осуждены. Первый - «за сношение с людьми, имеющими противозаконные замыслы». Второй - «за принадлежность к тайному обществу».
Оба были знакомы с Дмитрием Каракозовым, 4 апреля 1866 года покушавшегося на Александра II. Каракозов болел хроническим триппером и катаром желудка. В те времена эти болезни доставляли столь великие физические страдания больному, что врачи считали их причиной многих самоубийств. Пытаясь убить царя, Каракозов прекрасно осознавал, что при любом исходе его ждет скорая казнь.