Продолжая тему предпредыдущего поста, перескажу две истории, вычитанные в воспоминаниях Мариенгофа. Одна о низости, другая о благородстве. Эти истории совсем о разных людях и, все же, таких одинаково русских.
В году, эдак, пятидесятом приехал Мао Цзэдун в Москву.
По сему поводу в гостинице «Метрополь» Сталин устроил высочайшему гостю торжественный ужин, куда приглашены были и, так назывемые, представители творческой интеллигенции. Среди них затесался и Сергей Михалков, коего Сталин
приметил и, поманив к столу, представил китайцам:
- Наш знаменитый детский поэт товарищ Михалков.
После небольшого светского разговора, когда пришла пора поэту откланятся, он, вдруг, обращается к Сталин:
- Иосиф Виссарионович, у меня к вам большая просьба!
Сталин слегка напрягся, ожидая привычных ему, но не уместных здесь, выпрашиваний пайков, квартир и прочих советских отличий, и тут услышал:
- Подарите мне, Иосиф Виссарионович, на память ваш чебурек.
- Какой еще чебурек?
Михалков, кивая головой на сталинскую тарелку с недоедеными явствами, говорит с придыханием:
- Вот этот!
- А?.. Этот?...
- Этот, Иосиф Виссарионович, этот!
- Берите, если хотите. Я не против.
Михалков наклонился к столу и, благоговейно завернув в белоснежный носовой платок сталинский объедок, пропитанный бараньим жиром, почтительно удалился.
А вот другая история.
В 1936 году в Ленинграде проходила «чистка» непролетарских элементов, в основном бывших дворян и «мелкобуржуазных интеллигентов». Незадолго до этого Дмитрий Шостакович получил новую квартиру и, уезжая по делам в Москву, поручил своей маме обставить жилье, выделив на то кое-какие деньги.
Вернувшись, Шостакович с удивлением обнаружил в комнатах дореволюционной выделки стулья красного дерева, столики, шкаф, бюро.
- И все это, мама, ты купила на те гроши, что я тебе оставил?
- У нас, видишь ли, страшно подешевела мебель, - ответила мама.
- С чего бы?
- Дворян высылали. Ну, они в спешке чуть не задаром вещи отдавали.
Услышав это, Шостакович посерел лицом. Заставив мать вспомнить у кого, по какому адресу и за сколько она купила мебель, он поехал по друзьям занять денег. После чего отправил мать по адресам развести бывшим владельцам, а если уже уехали, их родственикам и друзьям, все недоплаченные по прежним ценам деньги. Заплатил всем, всем до последнего.
Вот такие они, русские человеки.