Дорогая принцесса Селестия, в моем предыдущем письме я описал проблему комплектования элиты пригодным биоматериалом. Также с великим сожалением пришлось сделать вывод о том, что комплектация ее существующими методами (смесь демократии и аристократии) не может хоть сколь-нибудь удовлетворительно решить сию задачу, отчего система управления обречена на коррупцию, самодурство, предательство, своячество и некомпетентность. А бедное наивное человечие все так же полагает, что можно решить проблему путем революций, люстраций, гражданскими институтами, массовыми посадками или идеологией…
Сегодня я рассмотрю первый из двух концептов практической ноократии. Названия, как водится, православно скомунизжены из саги Звездных войн. Но я не считаю это зазорным, ведь до этого они были слизаны с тайных орденов и сообществ, а те в свою очередь собезянничали по примеру орденов рыцарских, а те в свое время копипастили что ни попадя из всех найденых то ли шумерских, то ли зороастрийских, то ли апокрифичских христианских, то ли каких других писаний, да и оно откуда-то списано, и к чему оно восходит в итоге, наверное, и Дискорду не разобраться. Не исключено что к какому-то фэнтезийному сеттингу древности, принятому позже не как художественное произведение, а как тайное откровение. Но не суть, назвать ранги можно как угодно, в каком угодно стиле, я взял этот благодаря его современной популярности и оттого понятности. Берешь у народа - берешь у себя, кто говорит плагиат, я говорю - традиция.
***
10 лет
Я рад! Я рад! Я рад! Сегодня в школе у нас был настоящий рыцарь! Он сейчас главный в каком-то отделе этого… облсовета, во. Он набирал себе учеников, и меня тоже выбрал! Ура! Папа и мама тоже обрадовались! Он пригласил их на собеседование. А вообще из школы он отобрал только четырех мальчиков и одну девочку. Я самый младший вышел, но я буду стараться больше других!
12 лет
Быть юнлингом лучше чем простым учеником? Я не знаю. Я делаю те же уроки, хожу в ту же школу. Да, папа говорит, что на работе за мое участие в ордене он получает премию. Это хорошо, потому что наша семья не такая уж и богатая, а в прошлом году у меня еще и братик родился. Мне часто приходится с ним возится, но он у меня дисциплинированный. Странно, он такой маленький, еще говорить не умеет, но меня почему-то слушается. Маму и даже папу не слушается, а меня вот да.
Хорошо что с братиком быстро поладили, потому что мой наставник посоветовал мне записаться на секцию по самбо. И скоро еще в музыкальную школу ходить придется. Сейчас мы немного времени проводим с наставником. Но раз в две недели он посещает нашу школу, спрашивает учителей, иногда встречается с родителями. Хорошо что орден оплачивает все секции и школы для учеников, потому что старшие ученики говорят, что они участвуют одновременно в нескольких. Много времени уходит, но зато мне интересно.
Наставник дает нам читать книжки, и еще дает смотреть фильмы. Но книжек больше. В основном это старая фантастика, и многое что там считалось крутым сейчас обычные вещи, а кое-что вообще смешно, но я читаю, кое-где и правда очень интересно.
15 лет
Ну что же, сегодня я официально имею право отращивать себе косичку. Теперь я падаван, и теперь мне уже заметна разница между нами и обычными ребятами. Из нашей школы падаванами стали только трое, Паша и Оксана не прошли отбор. Но мы продолжаем дружить, этого у нас не отнять. Наставник одобряет, и любит повторять, что дружба - это чудо и главный стержень нашего ордена и нашей цивилизации.
Не понимаю, почему наставник выбрал меня? Я не побеждал в олимпиадах, я не был отличником, я не был богатым или силачом… Возможно, когда-то мне станут понятны его мотивы.
Отличия? Я ведь говорил о них? Самое главное - это, конечно же, книги. Мы очень много читаем, а наши сверстники, да что там, остальные люди читают мало, все больше смотрят фильмы. Мы тоже смотрим, но в основном из списка, которые предлагает наставник. Фильмы в основном старые, но я уже понимаю почему мы их смотрим. Даже игры нам предлагает наставник. И мы даже вместе играем.
Я буду стараться усердно, впереди у меня институт. Наставник очень тщательно работает над выбором наших профессий. Гораздо тщательнее чем другие ребята определяются в рамках
Метки судьбы. Мне он посоветовал учиться на технолога легкой промышленности. Я уже понимаю куда он клонит. Этот проект мне по нраву, я надеюсь, что справлюсь удачно.
20 лет
Это была тяжелая учеба. Мой наставник теперь имеет ранг рыцаря-мастера, и работает вторым заместителем губернатора нашей области. Он ухмыляется, и все время напоминает мне, что уже очень скоро я с ностальгией буду вспоминать о такой «тяжелой» учебе.
Издевается, гад. Институт был лишь малой частью этой самой учебы. Я уже устал от непрерывных соревнований и мероприятий. Мне постоянно приходится что-то организовывать, то кружки, то встречи, то акции… Даже в прошлом году группу мелкоты по самбо пришлось вести. Вспоминать с ностальгией буду, как же. Из всех секций только практическая военная подготовка и нравится. И на танке поездить можно, но больше всего мне нравится работать в составе мобильных групп на джихад-мобилях. :) Почти всегда побеждаем когда так идем.
Быстрее бы уже взяться за дело. Надоела учеба, надоели вечные спортивные и природоведческие секции, и не отлыняешь, везде наставнику из первых рук докладывают.
21 год
А моя косичка подросла. На плече так неплохо смотрится, но я уже несколько раз подловил себя на том, что неосознанно пытаюсь прикрыть ее. Да, в учениках я засиделся. Тем волнительнее сегодняшний момент: наставник отрезал ее. Теперь я рыцарь. С большой буквы писать нельзя, и мы не одобряем когда это делают люди.
Но с людьми мне скучновато, всему есть своя цена. Им так со мной интересно, хоть я предпочитаю по большому счету помалкивать. Часто замечаю неспособность их связать причину и следствие, особенно если между ними стоят еще и промежуточные сущности или заметные временные интервалы. Думаю, недостаток нужных книг стал главной причиной этой неспособности. Между орденом и обычными людьми в этом отношении чудовищная пропасть, но наше превосходство необходимо для защиты остальных людей, а не ущемления их, не для собственного блага. Буквально на прошлой неделе наставник оторвал косичку Семенову и изгнал его из ордена. А ведь Семенов был без пяти минут рыцарь. Это хороший пример всем нам, но я не думаю, что мне он нужен. Нет, наше дело держится не на страхе, а на наших внутренних качествах. Мы служим людям не оттого что это наш долг, не оттого что мы чего-то боимся или алчем получить вознаграждение. Мы делаем это оттого, что нам так хочется, это наша сущность, которая и порождает наше желание. Мы служим людям потому, что мы такие и есть, мы не притворяемся.
25 лет
Проект идет успешно, и начало возрождения отрасли легкой промышленности в нашей области положено. Множество молодых рыцарей возглавили ключевые направления, и я в их числе. Чувствую себя в своей стихии. Теперь я понимаю ироническую ухмылку наставника когда он считал отдыхом мою учебу. Наверное, когда-то так же иронично шутить буду и я, но сейчас не до этого.
Когда мы планировали, все не выглядело таким сложным. Гладко было на бумаге, но вся та куча нюансов, незаметных мелочей, которые на поверку становятся поперек горла… Но я справляюсь. Нет, мы справляемся. Ведь перед нами - огромнее горизонты, и они завораживают.
Признаться, многое было бы мне не под силу без мудрых советов наставника. И просто голова идет кругом когда понимаешь сколько бы ошибок допустил на моем месте обычный человек, не прошедший такую обширную подготовку в ордене. Мы многим помогаем людям, мы лишены свойственным им пороков, мы наделены значительно большим интеллектом чем остальные, и в то же время относимся к ним как к любимым, иногда вредным и непослушным, но младшим братикам и сестричкам. Они вырастут. Пусть и не сразу, пусть еще много горшков и памперсов нам придется за ними вынести, но мы заботимся о них, ибо мы едины. Дружба - это чудо, теперь я вижу это на практике.
30 лет
Ах, первая пятилетка дает свои плоды… И хоть полная окупаемость проекта запланирована только через три пятилетки, уже сейчас мне очевидно, что при существующей динамике это достижимо даже ранее. Уже сейчас область получает реальные живые ресурсы, а мультипликативный эффект оказался в полтора раза выше. Я здорово отличился, и потому возглавляю центральный льнокомбинат, а предложенные мной планы удостаиваются самого тщательного изучения. Наставник доволен мной, и хоть часто только бурчит, но иногда я вижу как он украдкой ухмыляется. Признаться, это для меня важнее и приятнее любых премий, наград и орденов. Наставник безо всяких оговорок стал моим вторым отцом. И хоть семейные узы нерушимы, но связь наставника и ученика - она особая… да, это скорее действительно семейная связь. Наставник уже очень давно стал частью моей семьи, а я - частью его семьи. Но братство ордена нами ощущается гораздо глубже.
Между показным недовольным бурчанием наставник уже трижды за последний месяц опоминался что пора бы мне задуматься над воспитанием следующего поколения рыцарей. Я не забыл, и уже думал над этим. И даже приглядел одного парнишку, в своей старой школе. Я его видел случайно, и то, как он встал на защиту слабого, получил люлей от превосходящего противника но не отступил - это серьезно. Не окончательно, но я присмотрюсь к нему. Сострадание, жажда справедливости, мужество, стойкость - это не пустые слова. И выявить эти качества можно только в детстве, пока человек не научился лицемерить.
35 лет
Наставник продолжает помогать мне, хоть сейчас он и не занимает никакой должности. Я обучаю первую пятерку юнлингов, и признаться, это оказалось куда как более хлопотным делом чем мне казалось вначале. Да что там, это касается любого дела за которое берешься. Тем более что мир меняется, а с ним меняется и наша область. Столь многое смогли мы воплотить за короткий срок что диву даешься.
40 лет
Я сменил многие должности, но на каждой вел проект к цели, и вот наконец последнее предприятие отрасли полностью окупилось. Все. Теперь область получает лишь чистую прибыль, а нужный капитал мы можем генерировать и сами, лишь иногда привлекая внешние источники. Наконец мы можем по настоящему заняться социальным развитием области, и впереди еще куча работы.
Я не представляю как бы это можно было бы решить без рыцарей ордена, которые скрепляют собою систему управления. Люди и рыцари совместно трудятся в системе управления, но рыцари неизменно показывают блестящие результаты. Рыцарей не так уж много, и мы стараемся управлять в ключевых точках. Человек слаб, и многие пороки точат его. Маленькая слабость в кратчайшие сроки может превратить неподготовленного человека из прозорливого управленца в неисправимого ворюгу, записного разгильдяя или кровожадного самодура. Малейшая сделка с совестью словно демоническая сущность способна сожрать разум человека, наделенного властью если не будет надежного контроля. Я уже не так презрительно смотрю на религиозные системы, которые пусть и в иносказательной сказочной форме, но довольно четко описывают это падение человека, шаг за шагом, незаметно, а когда человек заметит, то для него уже нет дороги обратно, и остается с упрямством обреченного идти до конца дорогой скверны, лжи и предательства. Быть рыцарем - значит быть лишенным этих человеческих пороков, и одновременно быть наделенным благодетелями, но нас не так уж и много.
Да, непросто найти людей, которые могут стать рыцарями. Из пятнадцати моих юнлигнов лишь троих я удостоил права носить косичку.
50 лет
Я воспитал своего первого рыцаря, и теперь удостоен звания мастера. Горд ли я? Вряд ли. Гораздо интереснее мне видеть взросление моих учеников, которые примут у меня эстафету. Я уже вижу новые горизонты, наша промышленность уже очень скоро начнет разрабатывать Луну и астероидный пояс, но в то же время я понимаю, что уже устарел для таких задач. Нет, еще не стар, но устарел.
Буду ли я ворчать что молодежь ныне не та? Хе-хе… Да, уже совсем не то что было раньше. Не то нынче модно, не так ныне развлекаются, не те нынче смотрят голофильмы… И даже роботом никого не удивишь. Я уже не понимаю этих новомодных виртофартов. Наверное, ровно так же наши родители бурчали в сторону интернета и скайпа. И потому нужно новое поколение рыцарей. Поколение голофильмов, поколение вирта, поколение тех, кто начнет космическую экспансию человека. Ведь и в космосе человек не лишиться своих пороков, и рыцарям нужно будет стоять на страже человеческих душ. Ах, я уже начал говорить о душе? Стареем, стареем… Но я видел, что это не пустое слово. Я видел это в социальной динамике. Я видел влияние этой сущности среди колонок цифр статистики, я видел эти души в графиках и в биржевых котировках… Я видел что эти сущности есть, их не видно, но знающие способны засечь их по вторичным признакам. И далеко не все эти сущности добрые. Рыцари служат не просто ради эффективности системы управления, рыцари и правда стоят на страже людских душ, указывая путь своим примером и оберегая от мрака и порока.
Именно затем я готовлю новых рыцарей. Они не такие как я, я для них - старый ворчун. Но я радуюсь их успехам. И да, теперь я поменялся ролями. Вспоминаю своего наставника. Его уже давно нет, а я давно уже старый ворчун, но мне его не хватает.
55 лет
Как говаривали в древние времена, пора мне на тренерскую. Магистрам ордена нельзя занимать какие-либо должности, магистры лишь помогают советом действующим рыцарям. Думаю, это правильно. Геронтократия - это плохо. Иногда хочется прилечь, а нужно бежать на совещание. Иногда нужно подумать о вечном, а тебе нужно решать банальный рабочий вопрос. Да и задора того нет, горячая кровь для управленца - это не пустой звук. Совсем уж не та мотивация, я помню как горели мои глаза когда приходил час покорять мир, но сейчас я этого не хочу. Сейчас я хочу чтобы мир покоряли они, а я им помогу.
Да, я скопил колоссальный опыт. Он пригодится им, я буду делиться с ними своей мудростью, но силы мои уже не те. Пусть за дело берется сила и знания молодых, моя же работа - советовать. Ну и ворчать, куда же старикам без этого.
Совет магистров обладает громадным авторитетом, но в то же время ни одно решение магистра не является обязательным. И это тоже по-моему правильно, ибо жизнь не стоит на месте, и та жизнь, к которой привык я, сегодня осталась лишь в устаревших голофильмах. Я обязательно показываю их своим ученикам, но готовить их нужно не к прошлому, а к будущему. Именно потому слово магистра - очень авторитетная, но лишь рекомендация, и не более того.
80 лет
Что ни говори, а это была хорошая жизнь. Чертовски хорошая жизнь. Стали ли мои дети рыцарями? Да, именно так любит упрекать меня моя племянница. Хе-хе, нет конечно. Зачем? Она еще не поняла ни сущности рыцаря, ни его предназначения. Многие люди не понимают, но таких с каждым поколением все меньше, и все больше тех, кто готов стать членом ордена. Мои дети стали тем, кем им было предназначено: врачом, педагогом и фермером. Это лучший выбор который они могли сделать, и рыцарь отлично понимает как несчастны могут быть люди если выполняют не свое предназначение, если они живут чужой, а не своею судьбой. Быть рыцарем - это не привилегия. Быть рыцарем - это судьба.
Это была интересная судьба. И не очень легкая. Да, мне приходилось убивать. Я сделал все чисто, и не понес уголовной ответственности ибо не попался. Я нарушил закон, но рыцарь в порыве справедливости - сам себе закон, я считаю, что имел полное право убить. И три раза я сам был почти убит, старые шрамы и искусственное сердце каждый день напоминают мне об этом зудом и ноющей болью.
Человечество сильно поменялось в лучшую сторону, но тьма, что гложет его изначально никуда не делась. Нам, рыцарям, удалось отогнать тьму подальше, нам удалось дать людям больше света но мы знаем: тьма никуда не делась. Она затаилась и ждет своего часа. Людей все так же точит ложь, жадность, предательство, злоба, уныние, раздор и хаос. Мы сумели противопоставить им гармонию, но гармония - это плод титанических усилий, она не появляется сама по себе. Я служил этой гармонии, но время этого тела на исходе. И я не жалею.
Скоро я уйду, а потом приду сюда снова, молодым и сильным, и на это раз уже точно осуществлю свою мечту и полечу к звездам. Может быть я снова буду рыцарем, а может и нет, но одно знаю точно: это будет интересно.
***
Click to view
Этот концепт практической меритократии подразумевает подготовку новых управленцев в рамках самовоспроизводящеся структуры. Действующие управленцы набирают себе учеников и последовательно готовят их еще с детских лет, отсеивая негодных и подготавливая лучших. Выискивать себе учеников они будут так же как тренеры ищут будущих чемпионов, блуждая по дворам и примечая меж ватагами мальчишек перспективных игроков.
Наставники могут как помещать перспективных управленцев в отдельные учебные заведения, так и воспользоваться стандартной образовательной системой, вмешиваясь в учебный процесс углубленным изучением того или иного материала, формируя мировоззрение и характер нового управленца.
Подготовленные таким образом управленцы к совершеннолетию будут сильно превосходить обычных людей, и будут истинной элитой человечества. Необязательно всю систему управления комплектовать такими специально выращенными талантами, однако ключевые управленческие звенья они должны контролировать. По возможности такими талантами нужно укомплектовать хотя бы 30% системы управления.
Для пресечения геронтократии структура управленцев имеет свои защитные механизмы в виде полного перехода «на тренерскую» после 55-60 лет, когда опытный управленец управляет не напрямую, а посредством своих учеников, и при этом его богатый опыт и связи активно используются ими. Собранные вместе молодой задор и опыт стариков дадут прекрасные результаты.
Для более полного точечного контроля системы управления и пресечения своячества концепт я предоставлю немного позже.
Это все прекрасно, скажете вы, но это все работает только тогда, когда такой принцип формирования системы управления поставлен на поток, и там уже есть рыцари, готовые стать наставниками. Но как же перевести существующую схему комплектации на перспективную, ведь для этого одновременно нужно заменить довольно значимое количество управленцев, где же взять на замену столько готовых кадров? Совершенно правильный вопрос, принцесса, и я уже подумал на ним. Идея, как и водится, православно скомунизжена, хоть переврана на свой манер. Очень скоро я изложу вам свои мысли по этому поводу. Всегда верный, чешу вас за ушком.
.
.
.
.
.