Моральный кодекс строителя Империума - Часть 2

Jan 31, 2017 14:08

Здравствуйте, дорогие принцессы Селестия и Луна. Философия Империума требует от человека, идущего путем Гармонии, определенного поведения. В моих предыдущих к вам письмах, описывающих глобальный проект Империум, этот моральный кодекс уже прояснялся, но в каждом отдельном письме вскрывались только отдельные модули и максимы этого морального кодекса. И хоть эти модули в разных письмах и пронизаны целостной логикой, но теперь я вижу необходимость свести эти модули в едином тексте.




Часть 1

Организации, государства, законы

Организации. Силы одного человека весьма ограничены, а задачи, стоящие перед человечеством, значительно превосходят их. Для решения таких задач существуют организации. Они бывают самыми разнообразными - круговыми, пирамидальными, сетевыми и смешанными, бывают большими и маленькими, сплоченными и рыхлыми, но суть их всегда одна: это объединение людей для выполнения задач, которые отдельным людям не под силу. Организациями можно называть любое объединение людей - предприятие, кружок вышивания или армию. Даже семья - это организация, в большинстве культур базовая и самая маленькая.

Организации имеют самоценность, т.е. исходя из принципа системности свойства организации больше суммы свойств всех ее составляющих. Именно за счет системных синергетических эффектов организации бывают столь полезны, ибо грамотно организованным трудом группы людей можно добиться куда большего чем если бы эти люди работали поодиночке. Поэтому сподвижникам Империума следует учитывать и понимать ценность организаций, способствовать их оптимизации и улучшению ради общего блага и дела Гармонии. В то же время стоит помнить, что организационные алгоритмы могут быть несовершенны , и даже контр продуктивны, как и сами организации в тех или иных условиях.

Государства по сути являются теми же организациями, но имеют некоторую специфику, выступая модераторами и системообразующими организациями на определенной территории. Они имеют куда большую ценность и значимость чем организации меньшего масштаба, так как комплексно выполняют важные системные функции в определенном социуме, и созданы именно для этих целей. От других организаций они отличаются этой комплексностью функций, и хоть другие организации отчасти способны выполнять некоторые из функций государства, но именно что отчасти и именно что некоторые. В рамках текущего социального уклада государства являются наиболее ценными организациями. Над государственные организации способны функционировать лишь в той мере, в которой их признают и могут воспринимать государства, а чаще всего над государственные организации де-факто являются внешним продолжением и инструментом в руках наиболее сильных государств.

Законы - это правила взаимодействия в рамках организаций. Законы характерны для любой организации, и они являются их основным инструментом по упорядочиванию функций людей, из которых они состоят. Законы могут быть неформальными как в маленьких и простых организациях вроде семьи или дружеского круга, могут быть и формализованными в виде должностных инструкций или технологических регламентов, могут носить рекомендательный характер как моральный кодекс, а могут быть и обязательны к исполнению как кодекс уголовный. И за нарушение законов в каждой организации предусматриваются определенные санкции. Они могут быть и безобидными в форме шутливого замечания, могут быть и довольно серьезными включая побои, штрафы, увольнения, лишения свободы или даже казни.

Структура и законы организаций далеко не всегда оптимальны, и сподвижникам Империума то и дело придется сталкиваться с такими ситуациями на практике. Дело Гармонии требует оптимизации и совершенствования как структуры организаций, так и их законов, но это означает что придется преодолевать сопротивление как заинтересованных групп, чьи интересы оптимизация ущемляет, так и социальной инерции. В этом случае сподвижникам Империума нужно следовать максиме наибольшей пользы и наименьшего вреда.



Для имперской философии нет принципиальной разницы между эволюционными и революционными изменениями, ибо в любом случае чьи-то интересы будут ущемлены, какие-то социальные слои как ни крути но будут в невыгодном положении, в любом случае будут негативные эффекты и кто-то пострадает, в том числе невиновные. Вопрос правильного выбора - это прежде всего вопрос трезвой, комплексной и правильной оценки вариантов и их последствий, и наилучшим будет тот, где будет максимум пользы и минимум вреда, где будет минимум угнетенных и максимум довольных. Нужно учитывать ценность организаций, особенно самых ценных из них - государств, и при прочих равных в процессе оптимизации постараться сохранить их целостность и функционал. Но если сохранение какой-либо организации в итоге ведет к куда большему ущербу чем ее демонтаж, то дело Гармонии потребует от сподвижников сделать этический выбор в пользу меньшего зла. Сподвижникам Империума не зазорно приносить что-либо в жертву ради достойного результата в деле Гармонии, в том числе свои жизни, и даже жизни других людей, включая невиновных, но каждый раз следует помнить что жертв по возможности следует избегать, и они допустимы лишь когда иных вариантов не остается и ситуация чревата куда большими жертвами. Дело Гармонии требует минимизации жертв и ненужных страданий, и прежде всего сподвижникам Империума в деле Гармонии следует делать ставку на интеллектуальное и методологическое преимущество.

Социальная иерархия, богатство, справедливость

Социальная иерархия и расслоение прав и возможностей определяется необходимостью разделения труда. Для увеличения общей продуктивности социальной системы мы вынуждены специализироваться и организовываться, тем самым ограничивая функционал и как следствие свободу действий каждого. Именно в результате разделения труда и возникает необходимость социальной иерархии, в результате чего люди, занимающие узловые точки в процессе принятия решений, получают преимущество в возможностях и правах перед другими. Устранить социальную иерархию и расслоение вследствие оной можно лишь одним способом - устранением разделения труда. Но мы не можем отказаться от организации и разделения труда, ибо это главный предмет социальной эволюции, а стало быть один из основных инструментов дела Гармонии, доступных человеку. Поэтому гораздо целесообразнее оптимизировать социальную иерархию нежели бороться с ней.

Да, к сожалению очень часто социальная иерархия не оптимальна, и высокое положение в ней занимают люди, одержимые отсталыми инстинктивными программами, эгоцентричные, неумные, неэффективные - это то, что мы называем атавизмами, а самих одержимых - атавусами, которых до принятия решений лучше было бы не допускать на пушечный выстрел. А оптимальные для высоких уровней иерархии люди, с высоким интеллектом, полезными знаниями и высокой нравственностью, ведомые приматом разума, которых мы называем прогрессорами, бывают оттеснены на обочину социальной жизни. И потому сподвижник Империума обязан знать и понимать как именно следует оценивать потенциал и полезность человека чтобы рассчитать подходящее ему место в иерархии и разделении труда. Это касается как других людей, так и собственных сил и возможностей. Стадные инстинкты перманентно требуют от человека повышать свой социальный ранг, но философия Империума придерживается примата разума, поэтому сподвижнику Империума стоит избегать как недооценивать свой и других людей ранговый потенциал, так и переоценивать его, ибо оптимальным случаем стоит считать такой, при котором человек занимает адекватное положение в иерархии исходя из его способностей, наклонностей, знаний, нравственности и заслуг.

Оптимизация социальной иерархии выражается именно этом, чтобы люди занимали в ней место по способностям и заслугам - это основное направление дела Гармонии в социальном развитии. Сподвижнику следует стремиться повысить социальный статус, ресурсы и влияние людей достойных, и снизить статус и влияние недостойных, способствовать положительному иерархическому отбору и препятствовать отбору отрицательному. При этом стоит помнить, что вмешательство в социальную иерархию и ее оптимизация как правило встречает ожесточенное сопротивление тех людей и сословий, которые высокое положение занимают не адекватно своим способностям и заслугам, а в силу сложившихся обстоятельств и не оптимальных социальных процессов и алгоритмов. Непродуманное вмешательство, даже с благими намерениями оптимизации, может вызвать чрезмерный конфликт, от которого сопутствующие потери могут значительно превысить гипотетический положительный эффект. Поэтому прямой конфликт для оптимизации социальной иерархии допустимо инициировать только если наличествует значимое силовое преимущество, способное быстро сломить сопротивление атавусов, не допуская разрастания конфликта и избыточных жертв, и при этом в наличии есть достаточный резерв прогрессоров с необходимыми компетенциями, которые способны быстро заместить атавусов на освободившихся социальных и производственных ролях и начать выполнять системные функции чтобы не допускать паралича организаций. И в любом случае следует учитывать максиму наибольшей пользы и наименьшего вреда, делая основную ставку на интеллектуальное и методологическое превосходство, понимая что силовые методы вмешательства наиболее грубы и наименее приоритетны.

Богатство. Материальное потребление - необходимая часть жизнедеятельности. Сейчас люди склонны измерять радость и полноту своей жизни через призму материального потребления. Это, конечно же, образец глубоко примитивного мышления, ибо жизнь человека куда сложнее и многограннее чем потребление. Тем не менее, сподвижнику Империума все-таки нужно знать какой уровень потребления можно считать оптимальным и к какому уровню следует стремиться. Философия Империума отнюдь не призывает к бедности, нищете и тотальному самоограничению, напротив, она всячески поощряет улучшение материального благосостояния, ибо оно расширяет наши возможности в деле Гармонии. Но Империум настоятельно рекомендует сподвижнику удерживать уровень потребления в рамках возможностей экосистем, источников ресурсов и в рамках возможностей своей системы разделения труда, которая способна поддержать определенный уровень технологий и производительности труда.

Другие социумы в силу тех или иных обстоятельств могут обладать значительно более продуктивными экосистемами, источниками ресурсов и более развитыми системами разделения труда, которые позволяют поддерживать больший уровень потребления, и если ориентироваться на этот уровень, а не на возможности своих экосистем и системы разделения труда, то можно попасть в стратегическую ловушку и предопределить очень тяжелые последствия как для себя, так и для дела Гармонии. Эксплуатация экосистем и забор ресурсов более масштабный чем они могут выдержать и более быстрый чем их восстановление гарантировано приведет к деградации таких экосистем и источников ресурсов, что может предопределить катастрофические последствия. А потребление сверх возможностей своей системы разделения труда будет означать что необходимые для ее развития и роста производительности ресурсы будут просто проедаться, отчего и производственная, и социальная система из-за недополучения необходимых ресурсов для расширенного и даже простого восстановления будут деградировать и все больше и больше отставать от прогресса. Если сподвижник Империума считает, что для дела Гармонии ему необходим уровень потребления и поток ресурсов превосходящий возможности доступных экосистем и системы разделения труда, то ему стоит предпринять усилия для поиска новых источников ресурсов и развития системы разделения труда, или перебраться в более развитую систему разделения труда чтобы не допускать деградацию текущей.

В общем же и целом имперская философия рекомендует придерживаться максимы разумной достаточности. Человеку нужен некий набор благ и предметов, необходимых для хорошей жизни и развития, и превышение этого уровня редко ведет к повышению качества жизни, удовлетворенности и возможностей способствовать делу Гармонии, а только к перерасходу ресурсов и потере ценного времени жизни, потраченного на добычу этих избыточных благ. Сподвижнику Империума следует помнить, что максимум и оптимум - величины разные.



Справедливость. Это важная часть дела Гармонии, так как ее отсутствие ведет к значимым негативным эффектам как для людей, так и для эволюции. Имперская философия понимает справедливость через соблюдение принципа равноценного обмена. Этот принцип полагает что для получения чего-то ценного человек обязан отдать нечто равноценное взамен. Это касается не только эквивалентного трудового и хозяйственного обмена, но и всего остального, включая получение знаний, места в иерархии, способностей, силы, одобрения. Человек в обмен на получение каких-то нужных ему благ обязан приложить соответствующие усилия для справедливой компенсации этих благ или для собственной оптимизации, которая позволит генерировать ресурсы и способности более продуктивно. Нарушение принципа равноценного обмена гарантированно ведет к дегенеративным процессам, причем не только для самого человека, выбравшего паразитический путь, но и для тех людей и систем, которые страдают вследствие паразитизма, подвергаясь для этого разного рода угнетению и сдерживанию со стороны паразита.

Справедливость в имперской философии не связана с эксплуатацией человека человеком, которая предопределена разделением труда. Разделение труда уже изначально предполагает, что специализированный труд и знания одного человека будут эксплуатироваться другими людьми, равно как и он будет эксплуатировать их специализированный труд. Например, строитель эксплуатирует труд и знания врача, а врач в той или иной мере эксплуатирует знания и труд строителя, и устранить эту эксплуатацию человека человеком можно лишь устранив разделение труда, когда каждый будет потреблять ровно то что сам лично произвел. Поэтому справедливость имперская философия понимает не как равенство, а как соблюдение принципа равноценного обмена когда труд, умения и вклад в общее дело каждого человека оцениваются адекватно, и он может претендовать на долю общего блага, адекватную своему вкладу. Справедливость - это не поровну, справедливость Империума - это по заслугам.

Нарушение принципа равноценного обмена пробуждает к жизни губительные силы и наносит урон человеку и делу Гармонии не только в случае неэквивалентного обмена, но и в случае незаслуженного могущества. Это касается как обретения сил и возможностей, которые человек не может контролировать и взвешенно применять, так и форсированного оперативного усиления, которое наносит стратегический долгосрочный вред. Например, использование допинга, позволяющего достичь быстрых спортивных результатов, но наносящего вред здоровью в перспективе,  или применение инструментов эмиссионного стимулирования спроса, позволяющего получить техническое и экономическое преимущество на коротком временном промежутке, но обрекающего общество на тяжелые последствия в будущем.

Поэтому сподвижнику Империума надлежит препятствовать нарушению принципа равноценного обмена, причем как в своей жизни, так и в жизни других. При утверждении справедливости следует придерживаться максимы наибольшей пользы и наименьшего вреда, соизмерять силы и средства так же, как и в деле оптимизации организаций и социальной иерархии. Бездумное сжигание ценных ресурсов, которое не приносит пользы, недопустимо, и делу Гармонии будет лишь вред если сподвижник подставит себя под удар, не принеся положительного эффекта. В первую очередь сподвижнику нужно быть умнее, компетентнее и эффективнее, делая ставку на интеллектуальное и методологическое преимущество перед противниками дела Гармонии.

Повседневная жизнь

Философия Империума поощряет хорошую, радостную, деятельную и счастливую жизнь сподвижников. Сподвижнику следует помнить о деле Гармонии, о примате разума, о максимах и устремлениях имперской философии, но это не значит что он не должен жить, отказаться от удовольствий и радости жизни. Дело Гармонии хоть и предполагает усердный труд, но все же это прежде всего путь к радости, счастью и хорошей жизни. Иногда ради общего блага и достойных целей дела Гармонии целесообразно идти на страдания, жертвы, в том числе и на великие жертвы, но они не имеют ценности сами по себе, и рассматриваются имперской философией как вынужденные шаги, которых по возможности следует избегать.

Имперская философия рекомендует сподвижникам, идущим путем Гармонии, вести достойную, яркую и радостную жизнь, и делать такой жизнь других достойных людей есть есть такая возможность. Не все люди могут соответствовать единым стандартам, не все могут быть сильными, здоровыми и очень умными, и хоть к этому всенепременно нужно стремиться и развивать себя, но бывают случаи, когда соответствовать высоким стандартам человеку невозможно в силу тех или иных обстоятельств. Люди иногда рождаются больными, или становятся ими в результате какого-то несчастья, не все бывают красивыми, популярными и успешными, не всем улыбается удача и даже усердные и умелые действия иногда терпят фиаско, потому что жизнь - сложная штука и не всегда обстоятельства складываются удачно. Сподвижнику Империума всенепременно стоит улучшать себя по возможности - улучшать физически, интеллектуально и нравственно - но нужно помнить, что пороги возможностей у разных людей разные, и что одному дается практически без труда, другому будет не под силу сколько бы он не старался. В этом нет ничего зазорного, если сподвижник искренен и использует имеющиеся возможности ради общего блага.

В любом случае оптимальным решением будет понимание своих реальных сил и возможностей, и способствование делу Гармонии в рамках оных. Нужно помнить, что у каждого человека кроме сильных сторон есть и слабые, а кроме слабых есть и сильные, и лучше всего способствовать делу Гармонии в тех делах и в той мере, где сподвижник наиболее эффективен и востребован. Каждый, идущий путем Гармонии и вносящий свой вклад в общее дело в рамках своих возможностей достоин уважения в Империуме, даже если возможности эти невелики. Более того, чем выше вклад сподвижника в сравнении с его возможностями тем более сподвижник достоин уважения. Все люди разные, у всех разные возможности, обстоятельства и способности, и сподвижнику следует реалистично понимать их и наиболее рационально использовать ради дела Гармонии и радостной, счастливой жизни.

Имперская философия не означает совершенства, но стремится к усовершенствованию путем проб и ошибок, анализа и размышления, прогнозирования и эксперимента. Совершенство невозможно, усовершенствование возможно, и Империум призывает сподвижника к такому усовершенствованию. Моральный кодекс строителя Империума поможет выбрать оптимальные пути решения проблем и выполнения задач, как оперативных, так и стратегических. Вместе мы сможем направить человечество лучшим из путей - путем Гармонии, дорогие принцессы. Всегда верный, чешу вас за ушками.


.
.
.
.
.




моральный кодекс, Империум, этика, мораль, нравственность, проект Империум

Previous post Next post
Up