Здравствуйте, дорогие принцессы Селестия и Луна. Сегодня я хочу детально разобрать понятие нравственности, ведь, как обычно, у человечия возникают затруднения с определением оного. Причины затруднений также типичны для человеков - неспособность выйти за пределы субъективных предпочтений, и оттого получается каждый раз необъективно и не универсально. Но для проекта Империума универсальность и объективность играют роль определяющую, и потому за это дело мне придется взяться таки лично.
Нравственность - это мотивация решений, ведущих к достижению не индивидуальных, а общих целей и интересов, а также осознание их приоритетности над индивидуальными или системными меньшего масштаба и приоритета. Чем больше и обширнее система, приоритет интересов которой осознается наивысшим (семья, организация, социальный класс, государство, цивилизация, человечество, планетарная биосфера, Вселенная), а также чем выше ее приоритет для дела Гармонии, тем более выражена нравственность. У человека она формируется из трех взаимодополняющих компонентов - врожденной совести, воспитанной обществом социальной логики и лично наработанного миропонимания и мировоззрения. Как, собственно, и любой другой когнитивный показатель состоит из биологической, социальной и индивидуальной компоненты.
Совесть - биологический социальный инстинкт, который выражается в приоритете системных целей над личными, сострадании, справедливости, нежелании причинять ущерб другим существам, приоритетом при этом обладают особи своего вида, входящие в категорию «свой» и ближний круг общения. В случае причинения ущерба, наблюдения за оным или при неравноценном обмене инстинкт провоцирует болезненные ощущения. Чем больше выражен инстинкт, тем больше нежелание причинять ущерб, тем шире круг «своих» и болезненнее ощущения. У разных людей в зависимости от версии их инстинктивного программного обеспечения может быть выражен с различной силой вплоть до практического отсутствия. Полностью бессознательная часть нравственности, источником являются врожденные инстинкты.
Социальная логика - комплекс не закрепленных генетически поведенческих правил и установок, передаваемый новым поколениям посредством обучения и закрепляемый на подражательной основе. После закрепления работает практически так же, как и инстинкты врожденные, перепрошивка после взросления очень трудна, требует многих усилий и передового социотеха, самостоятельно может быть выполнена лишь единичными людьми с исключительно сильной волей. Основным источником подражания выступают ролевые модели, сконцентрированные в наблюдаемых персонажах, реальных или придуманных. Частично сознательная часть нравственности, но источник осознанности не в самом человеке, а у разработчиков текущей социальной логики (культуры, традиций, ритуалов, ролевых моделей).
Наработанное миропонимание - уже полностью сознательная часть нравственности, источником которого выступает разум самого человека, вырабатывается за счет глубокого понимания взаимосвязанности всех явлений и процессов, а также своей заинтересованности в приоритетном целеполагании таки системных целей и интересов.
На результирующую нравственность в итоге влияет развитость каждого из компонентов, в зависимости от комбинации факторов она может иметь множество разновидностей. Наивысшее значение имеет при совпадении факторов высокой врожденной инстинктивной совести, воспитания в высоконравственном обществе и достаточном уровне образованности, глубине миропонимания и широте мировоззрения.
Click to view
Для примера рассмотрим несколько типажей нравственности, сила нравственности определяется масштабом систем, на которые она распространяется, т.е. масштабом системы, чьи цели и интересы осознаются наиболее приоритетными: отсутствие нравственности (полное безразличие даже к себе) - 0, нравственность только для себя - 1, нравственность для семьи - 2, для круга общения - 3, для организации - 4, для социальной группы (класса) - 5, для государства (нации) -6, для цивилизации (социального проекта) - 7, для человечества - 8, для биосферы планеты - 9, для Вселенной - 10.
Врожденная совесть позволяет ставить цели организации выше своих, а структуры более высокого порядка, в том числе и государства, на каком-то сто тридцатом месте. Но воспитан такой человек так, чтобы интересы государства таки блюсти. Во всяком случае, в школе об этом слышал, книжки читал правильные, и фильмы смотрел патриотические. Миропонимания же у него и вовсе едва хватает чтобы умом понимать важность интересов друзей и родных. В результате мы получим нравственность масштаба государства (нации), но обосновать необходимость такой нравственности человек ни себе, ни другим не сможет, в лучшем случае - потому что "все так делают". Но при этом инстинктивно он будет противиться такому положению вещей, и жертвовать интересами его организации (фирмы, ведомства) ради более крупных систем ему будет реально западло. В случае если у этого человека будет низкий волевой порог, он редко когда сможет противиться инстинкту, и будет нарушать воспитанную социальную логику, отдавая предпочтение интересам организации перед интересами государства, цивилизации, человечества, при этом стыдно ему не будет (миропонимания не хватит понять ошибку), но он будет ощущать тревогу от осознания нарушения устоев. При этом он будет инстинктивно учитывать интересы своей организации даже если умом не будет способен обосновать это.
Миропонимание такого человека по-прежнему слишком слабое чтобы он на сознательном уровне понял важность чего-то более крупного чем родные и друзья. Культура, в которой он вырос, учит хранить верность своей организации, например, своей банде, мафии или клану. Но врожденная совесть такого человека очень высокая, инстинктивно приоритетом обладают у него цели всего человечества. Результирующая нравственность в случае высокого волевого порога будет в районе клана или государства, но человек будет чувствовать постоянный дискомфорт и острое инстинктивное противление в случае если его организация будет совершать что-то, что будет вредить человечеству, например, делать набеги, проводить грабежи или вести антигосударственную деятельность. Эти страдания даже могут вынудить его на бунт против организации, но скорее всего такой человек предпочтет порвать с организацией и уйти из нее чем попытается ее изменить, ведь для этого нужно понимание и видение результата, но миропонимание у этого человека явно недостаточно. В случае низкого волевого порога человек таки будет следовать своей традиции, но при этом испытывать острые муки совести. Уйти из организации по велению совести он тоже может с высокой вероятностью, но тихо и без конфликта.
А у этого человека миропонимание очень развитое. Его картина мира довольно сложна и он понимает многие взаимосвязи и взаимозависимости чтобы точно знать что высшим приоритетом обладает человечество. Он может это обосновать логически себе и кому-то. Но вот культура, в которой он вырос, так и не выросла выше нравственности организации. Например, это башковитый сын крутого мафиози, который получил очень хорошее образование, но все его окружение хранит верность клану и также учит подрастающее поколение. Инстинкты же у него и вовсе признают своими только родных и друзей. В случае очень высокого волевого порога нравственность такого человека тоже будет высокой, т.к. он будет поступать соответственно своему мировоззрению, но ему ежечасно придется преодолевать инстинктивное противление этому, а также чувствовать страх из-за нарушения устоев. Если же волевой порог будет средним или низким, то нравственность такого человека тоже будет низкой, на уровне организации или круга общения, но при этом ему будет стыдно из-за понимания своей безнравственности.
У этого человека нравственность хорошо развита и по врожденной совести, и по социальной логике (воспитание), и по мировоззрению, что делает результирующую нравственность очень высокой, и при этом внутренние конфликты между инстинктами, культурой и миропониманием минимальны. Это позволяет уверенно судить о том, что такой человек практически никогда не изменит нравственным принципам, потому что он будет этого хотеть, он будет чувствовать что это правильно, и он сможет четко обосновать себе почему это правильно. Правда, в случае низкого волевого порога его можно будет заставить совершить безнравственный поступок, но это будет именно что принуждение, которому он при первой же возможности воспротивится.
Таково универсальное понимание нравственности. Дискомфортно для личности когда компоненты нравственности развиты непропорционально. Если уровень врожденной совести будет заметно выше результирующей нравственности, то человек будет испытывать муки совести, если ниже - у него не будет желания поступать нравственно. Если нравственность социальной логики будет выше или ниже, то человек будет испытывать тревожность и страх за нарушение традиций, а также как бонус давление социальной среды. Если выше фактической нравственности будет уровень миропонимания, то человеку будет стыдно и он будет заниматься самокопанием и иметь низкую самооценку, если же миропонимание будет ниже, то человек не будет понимать почему он должен поступать нравственно, а также будет неспособен понять что именно нужно делать чтобы поступок был нравственным, так что им будет легко манипулировать через нравственную мотивацию. Понимание нравственности на необходимом уровне точности, полноты и прогнозной силы необходимо для конструирования структур на необходимом для Империума уровне социальных технологий. Империум же нужен нам для того чтобы идти лучшим из путей - путем Гармонии, дорогие принцессы. Всегда верный, чешу вас за ушком.
.
.
.
.
.