Я уже так привык к посредственности и вторичности российского кинематографа и анимации, что не ожидал увидеть чего-то более-менее приметного в ближайшее времена. Тем не менее, новый анимационный фильм от «Мельницы» сумел приятно удивить по очень многим позициям. Несмотря на некоторые мелкие огрехи, фильм достоин похвалы и внимания. Жители Табуна, надеюсь, еще помнят меня по критике фанфиков. Авторы, подвергшиеся критике, вряд ли могут уличить меня в узости оценки, предвзятости и флюродросе, я всегда старался быть максимально беспристрастным, хвалил сильные стороны и критиковал слабые. Поверьте, добиться от меня оценки, которую я даю этому фильму, очень непросто, и объяснить это я могу тем, что наши мультоделы в кои-то веки подошли к делу скрупулезно, ответственно и с фантазией.
Первое и самое главное достоинство фильма - анимация. С одной стороны это уже привычная анимация от «Мельницы», хорошо знакомая нам по по серии мультиков о богатырях, но на этот раз она уже практически излечилась от так нервировавшей меня дерганности, присущей ранним произведениям. В анимации появилась теплая, ламповая плавность движений, заметно, что аниматоры стремились не нарушать привычную нам физику, старались учитывать инерцию, соотношение масс, и пытались сделать движения персонажей максимально реалистичными. Массовка также прорисована, у каждого персонажа сколь бы незначительным он ни был свое уникальное лицо, заметна индивидуальность, аниматоры постарались даже передать характер эпизодических персонажей.
Click to view
Хорошо выполнена экспрессивная мимика персонажей, причем стиль не характерен ни для западной диснеевской школы, ни для восточной анимешной, хоть заметны некоторые заимствования. Если такой стиль будет продолжен и в дальнейшем, то можно будет говорить о выработке уникального русского стиля анимации. Если честно, мне этот стиль своей плавностью немного напомнил «Тайну третьей планеты», особенно рисовка одного сказочного помощника (волхв или дух-хранитель), очень похожего на капитана Зеленого. Из понравившихся новинок анимации, которые мне бы хотелось отметить отдельно, могу назвать грамотное и активное использование ЗD-эффектов с удачными «поворотами камеры», эффектами «слежения за объектом», в том числе и визуальное сопровождение летящих ядер (иногда действительно просто эпичные кадры). Хоть сами эти эффекты и не являются чем-то таким уж новым, но оригинальным решением является то, что анимация остается рисованной, двухмерной, не заметно наложения псевдо-ЗD на основную анимацию, она остается цельной рисовкой несмотря на ЗD-эффект. Я не знаю как аниматоры этого добились. Не исключаю того, что созданную на графическом движке трехмерную анимацию потом вручную перерисовали в классическую, либо же применили какую-то программу для адаптации к двухмерной анимации, но результат неизменно радует, и псевдо-3D не режет глаза, каждый раз анимация выглядит рисованной. Впрочем, в кульминационной сцене псевдо-3D таки немного проявляет себя, но без него там, наверное, было никак.
Сцены поставлены хорошо, крепко. В меру и уместно использован эффект слоу мо, нет того неуемного пихания земедления картинки где только можно, которыми так грешат современные российские постановщики, почитая это крутыми спецэффектами (видно оттого что дешево, а в общий метраж эффектов зачисляется, стало быть и бюджетик начальству обосновывается). Слоу мо используется очень грамотно, чтобы подчеркнуть, акцентировать внимание на действительно важных или зрелищных моментах.
Батальные сцены - это нечто. Заметно что авторы или много играли в серию Total War, или моделировали там баталии, но то, что они черпали вдохновение оттуда мне представляется несомненным. Война показана хорошо, во всем своем страшном великолепии, и в то же время без смакования кровищи и кишок. Детально прорисованные фон и фоновые персонажи в сценах не могут оставить равнодушным. Не понравились некоторые затянутые сцены с главным героем и его другом, в которых полоскалось слишком много штампов и предсказуемых ненужных диалогов. Впрочем, мультик детский (подростковый), и в детских глазах эти сцены, может, и нужны, но мне они показались скучными и ненужными. Также бросились в глаза логические ляпы вроде возведения за несколько суток осадных башен или сверхбыстрого заживления морды лица у короля и епископа. Но в общем и целом сюжет интересный, замысловатый, содержит неожиданности и детективный момент, держит в напряжении, удерживает темп и динамику и не дает скучать.
Музыка в кои-то веки начинает делать заметные шаги к улучшению: широко и уместно используется симфонический эпик, который все еще не дотягивает до уровня TSFH или Audiomachine, но явно на пути к нему. Баланс сюжетного звука и фоновой музыки тоже уместен, хоть в некоторых сценах и несколько негармонично сваливается то в одну, то в другую сторону. По настоящему бомбануло от музыки у меня только в кульминации, которая отчего-то музыкально разбита на два куска, что мне показалось совершенно неуместным, учитывая логически единый эмоциональный посыл, который эта кульминация несет. Я считаю, что музыкальный фон, подчеркивающий кульминацию, должен быть един на протяжении всей этой психоэмоиальной фразы, которую авторы хотят донести до зрителя. Песню всенепременно стоило продолжать до окончания видеоряда кульминации и начала эпилога, смена музыкального фона очень сильно понизила эмоциональное напряжение, и за это коверканье кульминации я снимаю целый балл, так как считаю существенной ошибкой. Впрочем, это только мое мнение.
Воспитательный момент и пропаганда также выполнены очень хорошо, хоть и не без огрехов. Наверное, это первый и пока единственный образец российского пропагандистского мультика (да и кинематографии в целом), где пропаганда выполнена
не толстыми методами приказным тоном, а тонко и практически незаметно через ролевые модели, поведение и образы персонажей. Очень радует то, что клерикалов, чей профессионализм в мировоззренческом ремесле я почитаю ниже плинтуса и вообще не вижу смысла говорить об оном, похоже, наконец-то отстранили от серьезной пропагандистской работы, что немедленно и положительно сказалось на ее качестве. Это заметно по тому как представлены персонажи, имеющие отношение к религии, а также подчеркнутой прагматичности главного протагониста воеводы Шеина. Очень понравилась его ролевая модель, полностью построенная на
второй этической системе. Считаю важным моментом то, что протагонист сохраняет лояльность не представителям власти, а своему социуму и социальному проекту, и даже выражает открытое неповиновение начальству ради служения. Бояре - тогдашние олигархи и сановники, - показаны малодушними предателями и мерзкими на фоне защитников Смоленска персонажами, подчиняться которым приличному человеку должно быть более чем зашкварно. Заметно, что люди от элиты, которые заказывали и курировали этот мультик, больше не делают ставку на религии и не заигрывают с МФБ-частью элиты (монархизм, феврализм, белогвардейщина, яркий представитель -
Баринъ).
Пропагандистская линя довольно хорошо вписана в современный политический контекст, есть тонкие параллели и аналогии, хоть два-три намека я и нашел толстоватыми. Из вызвавшего неприятие могу выделить искусственный и дешевый пафос в исполнении главного героя Сашки. Хвастовство, задор, настойчивость, верность, желание помочь в его лице выглядят естественно. Отлично и естественно выглядит пафос брутального воеводы Шеина, возвышающегося над солдатами как космодесантник, и имеющего подобный астартес низкий и глубокий голос. Но в исполнении неполнолетнего дрища пафос выглядит комично. Также очень важным моментом в деле мировоззренческого выбора я нахожу образ духа-хранителя, не связанного с религией, а больше похожего на языческого волхва или фольклорного деда-всеведа из русских сказок. Этот незримый звоночек в пропагандисткой продукции столь высокого качества, которую могут себе позволить только высшие эшелоны элиты, по-моему, многое говорит о их стратегическом решении.
Итоговый вывод рецензии предсказуем и озвучен мной в самом начале: очень высокая оценка по всем параметрам картины, дичайше рекомендую к просмотру взрослыми детям, возможно, батальные сцены вам захочется посмотреть не единожды. Если бы не музыкальный фэйл в кульминации, было бы десять, а так девять империалов из десяти! Поверьте, моя оценка куда жестче чем на кинопоиске, даже пять или шесть из десяти кино или мультфильму я готов дать ой как не всегда. Одним словом, Империум одобряэ.
.
.
.
.
.