Привет, дорогой читатель. Как я уже писал в предыдущем посте, пришла пора рассказывать вам о том, что же со мной произошло за всё это время.
И первый город куда я отправился, стал город Псков.
Хотя конечно же точнее будет сказать, что в сам Псков я ездил в начале марта, и вот настало время познакомиться с его окрестностями.
Маршрут из Петербурга был знаком. От Балтийского вокзала в Псков ходит электропоезд "Ласточка", которым мы и приехали. В этот раз помимо меня и мамы с нами была и Ксюша, которая ездила с нами уже и в Казань и в Израиль и в Армению.
Доехав до Пскова (Путь на "Ласточке" занимает три с половиной часа), мы поселились в гостинице Пушкин, и отправились показывать Ксюше центр Пскова, гулять по набережной.
Там же во время прогулки мы и ужинали в хорошем кафе, и пили Сангрию.
Замечательно провели вечер. По его итогу получилась вот такая фотография.
Гуляли довольно долго, и потом из центра города возвращались в гостиницу пешком.
Уставшие, но довольные мы легли спать, ведь завтра нас уже ожидало начало нашей экскурсионной программы.
Писал я в предыдущих мартовских постах, что совершенно случайно мы познакомились с замечательным гидом Натальей, и в принципе под её экскурсии мы собирались. но так получилось, что в два места, она с нами поехать не смогла и дала нам замечательных коллег.
Одним из них был Дмитрий. Это произошло в понедельник 27-го июля. Мы собирались поехать в Изборск и Печёры. И вот в эти места и поехал с нами Дмитрий.
Водителя звали игорь.
И вот в 10:00 мы отправились на нашу первую экскурсию.
Что же это за Изборск такой? Что он из себя представляет?
В 30 км к западу от Пскова на пути в Ливонию, или иначе «Землю ливов», названную так немецкими рыцарями-крестоносцами, лежал самый западный форпост средневековой Руси по имени Изборск. Не было тогда Печорского монастыря, и все функции первого рубежа обороны неустанно выполнял этот древний город. Много войн было в те времена, не смолкали атаки на северо-запад Руси Тевтонского ордена, но стояла Изборская крепость намертво. И восторгались ею враги, стоящие под ее высокими стенами, называя Изборск «Железным градом».
На треугольном плато, возвышающимся над Городищенским озером, через который проходил только зарождавшийся в те времена торговый путь, стоял древний город. Его окружал деревянный частокол, а по периметру пролегал глубокий ров, защищенный по сторонам каменными башнями. Археологические исследования местности, а также некоторые летописные своды рассказывают нам о том, что на месте Старого Изборска, еще задолго до Пскова, в VII-VIII веках существовали первые поселения, и звались они городом Словенском.
Впервые об Изборске было написано монахом Нестором в XII веке, первым русским летописцем, в «Повести временных лет», в связи с князьями-варягами, призванными владеть Русью. Описанные в «Повести…» события датированы 862 годом. Младший из княживших братьев Трувор - «сидесте в Изборске». Самое древнее поселение на территории Изборска названо было в его честь - Труворым городищем. Окруженное со всех сторон глубокими оврагами оно было первым оборонительным форпостом на западе. Уже потом, в XIV веке, крепость была перенесена на соседнюю возвышенность, Жеравью гору. А на месте старого форпоста осталось довольно мрачное старое Изборское кладбище.
Если пройти по этому кладбищу до конца, то трудно не заметить огромный каменный крест с едва различимыми письменами. Легенда гласит, что под этим крестом, на глубине более двух метров покоится князь Трувор… Согласно одной из версий, крест сей относится к эпохе XIV-XV веков, и поставлен был здесь в память о старом форпосте, первом древнем поселении, с которого и начиналась оборона Руси. Другая версия говорит, что… собственно, почему бы крест сей не мог быть поставлен на месте могилы Трувора? Тоже, довольно-таки, справедливое замечание.
Совсем рядом, на высоком холме, стоит Церковь Николая Чудотворца, и в вечерних сумерках ее белые стены с черными крестами смотрятся поистине устрашающе. Когда-то на ее месте стояла деревянная постройка, замененная в XV-XVI веках на каменную, а уже затем в XVII-XVIII веках перестроенная в то, что мы можем видеть сейчас. От Труворова городища, с самой вершины холма, открывается великолепный вид на Городищенское озеро.
Если спуститься и пройти по низине холма, то между Труворым городищем и Жеравьей горой из известнякового обрыва бьют многочисленные Словенские ключи, возраст которых более тысячи лет. Ключи сливаются между собой в единый ручей, называемый «Рекою жизни», который впадает в Городищенское озеро. С самых незапамятных пор ключи считаются чудотворными, и обладающими святой целебной силой. Они состоят из двенадцати струй, каждая из которых имеет свое собственное имя, соотносимое с одним из двенадцати месяцев года. Конечно же мы не могли не спуститься к этим ключам.
Затем поднялись на разные смотровые площадки, наслаждаясь замечательной природой, и тишиной этих мест.
Некоторые туристы, из Москвы, порой недоумевают от того, что в тех местах нет громкой музыки, шашлыка и тому подобных вещей, но ведь в такие места приезжают за другим, и здесь не до тусовок, но кому-то хочется веселиться везде и всегда.Что ж - это право выбора. Каждый выбирает для себя.
Следующим пунктом нашего дня был Псково-печерский монастырь. Это единственный монастырь в России, который никогда не закрывался.
Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.
Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети - участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа - узнает мировая общественность».
Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу - сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.
История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры». Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня. Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее гроб. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.
После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь - сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма - 15 августа 1473 года - считается датой основания Псково-Печерского монастыря.
Сейчас, в наше время, к сожалению в пещеры не пускают. Там и так было, как говорят, государство в государстве, могли в день приезда отказать обычным группам и пускали паломников, если был такой выбор, а сейчас после Пандемии и подавно там установился свой какой-то неведомый нам порядок.
А вообще, говорят, что В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя, но к большому сожалению проверить на себе это не удалось, а было бы интересно.
Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то - за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I . Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним. В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»
Не смотря на то, что в пещеры не пускают, с территорий монастыря мы познакомились.
Главные святыни монастыря - икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню - икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы - стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители - икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября - в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».
Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся его гнев быстро прошёл, но было уже поздно. И тогда царь, подняв тело игумена, на своих руках понес его в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».
Кстати неподалёку от монастыря располагается граница с Эстонией, и иногда если вы звоните кому-либо, находясь в тех местах, можете заплатить за международный роуминг, так что будьте внимательны.
В дальнейшем после знакомства с монастырём наш путь лежал обратно в Псков, но через замечательный райский уголок, о котором я писал
В этом постеЕсли вы его не читали, то предлагаю ознакомиться.
Поблагодарив за всё Дмитрия и водителя Игоря мы отправились отдыхать, ведь завтра нас ждал другой день, и много новых впечатлений.
Продолжение следует.
Ваш русский француз!