Керченский инцидент. Часть 16. Иммунитет военных кораблей

Apr 12, 2019 05:07

Военные корабли обладают иммунитетом в любой точке Мирового океана
© Иван Киселев
март-апрель 2019
В силу иммунитета военных кораблей по украинским кораблям нельзя было применять оружие, нельзя было их задерживать, задерживать экипаж кораблей. Экипаж украинских кораблей не подлежит российской юрисдикции.


[Дисклаймер. Данный журнал является личным блогом автора, выражает его мнение и не является СМИ. Нажми, чтобы прочитать полностью...]
Данный журнал не зарегистрирован в Минкомсвязи РФ и не является средством массовой информации.
Согласно Статье 29 Конституции РФ „Каждому гарантируется свобода мысли и слова“ и „Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом“.
Данный журнал является личным и частным блогом и содержит личное и частное мнение автора этого блога.
Сведения, содержащиеся в настоящем блоге, за исключением цитируемых законов, не имеют никакой юридической силы и не могут быть использованы при разбирательствах в мировых, гражданских, военных или арбитражных судах, равно как вообще нигде, для доказательства или опровержения чего бы то ни было.
В случае возникновения желания использовать цитируемые законы в судебных разбирательствах, следует обратится к официальным печатным и сетевым публикациям соответствующих законов. Не рекомендуется содержание законов брать из данного журнала.
Вся информация, размещаемая на настоящем блоге, в юридическом смысле должна восприниматься выражением субъективного мнения автора.
Данный текст является личным частным мнением и не может быть использован для официального обвинения или оправдания кого-либо.
В данном тексте я изучаю действия лиц, в той мере, как они описываются государственными органами и средствами массовой информации, действующие правовые акты и положения, а также выражаю личное мнение, насколько действия тех или иных лиц соответствуют правовым актам.
Особое внимание обращаю на то обстоятельство, что факты и описание действия лиц мной взяты из средств массовой информации. Достоверность этих фактов может быть подвергнута сомнению. Поэтому все сопоставления фактов и правовых актов следует читать следующим образом: „если является истиной, что был факт такого действия, то по моему личному мнению он соответствует (или не соответствует) такому-то правовому положению, насколько я его понял“.
У меня нет желания унижать или оскорблять чьих-либо чувств, будь то какой-либо отдельный человек или какая-либо группа людей, и я не ставлю себе такую цель. Тем более данный текст не направлен на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по какому-либо признаку.
Также я не ставлю себе целью вызвать негативные эмоции у кого бы то ни было.
Если по прочтению текста у вас появляются негативные эмоции, но при этом вы не видите в нём фактических ошибок, то просьба считать источником ваших эмоций не данный текст, а непосредственно тексты законов, договоров, приказов и поступки действующих лиц. Я всего лишь описываю то и другое и пытаюсь их сопоставить.
Все ошибки, если они присутствуют в тексте, не являются преднамеренными. В случае их обнаружения, прошу заранее меня извинить.
Если вы считаете, что приведённые в тексте какие-либо данные, в том числе понимание законов, не соответствует действительности, то просьба сообщить об этом мне в наиболее допустимо для вас вежливой форме с указанием основания для вашего возражения, а именно нормы закона, текста комментария к закону или просто вашего развёрнутого мнения. Обещаю исправить замеченные ошибки и опубликовать альтернативную точку зрения, если она будет обоснована и иметь пригодную для публикации лексику.
ikiselevivan@gmail.ru


Всё, написанное до этого, столь пространное и подробное, о мирном проходе, об отсутствии временного приостановления права на проход, о судах нарушителях, о проходе КЕК и прочем - всё это фактически не имеет смысла, если рассматривать только вопрос применения оружия по украинским кораблям и задержания их.
Точнее, всё это имело бы значение, будь украинские корабли гражданскими.
В случае военных кораблей достаточно следовать одному правилу - военные корабли обладают иммунитетом (неприкосновенностью) в любых случаях, кроме проявления ими агрессии.
Военные корабли не задерживают и не применяют по ним оружие даже в случае нарушения ими каких-либо правил (и даже всех правил вместе).
Военных моряков не задерживают - они не попадают под юрисдикцию прибрежного государства даже если корабль находится в суверенных водах прибрежного государства ни по гражданским, ни по уголовным делам.
Почему российские пограничники принебрегли этим законом, одним из самых существенных законов морского права, - у меня нет никаких объяснений.
Можно только констатировать факт.
Российские пограничники пренебрегли иммунитетом украинских кораблей, которым они обладали как военные корабли другого государства.

ИММУНИТЕТ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ
Военные корабли обладают иммунитетом в любой точке Мирового океана. По ним нельзя применять оружие, задерживать их. Экипаж военных кораблей не попадает под юрисдикцию прибрежного государства даже в случае, если корабль стоит в его порту или находится в его внутренних водах.
Честно говоря, я не понимаю, почему так мало об этом говорят.
Российские пограничники поступили с украинскими кораблями так, будто они гражданские суда.
По ним применили оружие, их задержали, задержали экипаж.
В отношении военных кораблей такие действия запрещены.
Это называется иммунитет военных кораблей.

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года
Статья 32. Иммунитет военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях
За исключением случаев, предусмотренных в подразделе А и в статьях 30 и 31, ничто в настоящей Конвенции не затрагивает иммунитета военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях.
http://docs.cntd.ru/document/1900747

В международном праве чётко разделены права гражданских судов и права военных кораблей.
Гражданские суда при заходе в порт попадают под юрисдикцию прибрежного государства.
Если, допустим, член экипажа совершит правонарушение, он будет осуждён судом прибрежного государства по законам прибрежного государства. Хотя этим почти никто не пользуется, но если исходить из буквы закона, даже спор между капитаном судна и матросом о рамере денежной выплаты подлежит суду прибрежного государства, где сейчас находится судно, а не государства флага.
Совсем другое дело - это военные корабли.
Военный корабль - это всегда и везде прежде всего носитель суверенитета государства флага.
Военный корабль - часть суверенной территории государства флага, где бы корабль сейчас не находился.
Под юрисдикцию другого государства не попадает ни сам военный корабль, ни его экипаж.
Когда военный корабль находится в иностранном порту, любые правонарушения, совершённые на его борту, не подпадают под юрисдикцию прибрежного государства, а судятся по законам государства флага.
Можно сказать, когда в порт приходит иностранный военный корабль, к пирсу пришвартовывается часть территории другого государства.
В частности, ни один человек не имеет права подняться на его борт без разрешения командира корабля.
Граница государств как бы проходит по сходням.
Именно поэтому правила захода военного корабля в порты требуют особого разрешения от принимающей стороны.
Применение оружие по иностранному военному кораблю по своей сути тоже самое, что обстрелять другое государство.
Это допускается только в одном случае - в ответ на агрессию.
Во всех других случаях, всё, что допускается сделать при нарушении военным кораблём законов и правил - это потребовать от него выйти за пределы территориального моря.

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года
Статья 30. Несоблюдение военными кораблями законов и правил прибрежного государства
Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальное море.
http://docs.cntd.ru/document/1900747

Возникает резонный вопрос - а что делать с иностранным военным кораблём, если он в территориальном море или во внутренних водах „ведёт себя плохо“ и при этом не желает выходить за пределы территориальных вод? Неужели и в этом случае нельзя применить по нему оружие?
Да, нельзя!
Закон «О Государственной границе РФ» однозначно определяет, что в этом случае необходимо делать - все вопросы в этом случае решаются представителями Минобороны России с участием при необходимости специально назначенных пограничных представителей РФ.
Если им не удаётся решить проблему, то инцидент решается дипломатами двух стран.

Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»
Статья 15. Пограничные представители Российской Федерации
Для разрешения вопросов соблюдения режима Государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки Государственной границы руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области иностранных дел, в соответствии с международными договорами Российской Федерации назначаются пограничные представители Российской Федерации (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители).
...
Урегулирование пограничных инцидентов, связанных с действиями российских или иностранных военных воздушных судов и военных кораблей, других военных объектов или военнослужащих (за исключением объектов или военнослужащих пограничных органов, когда не затрагиваются интересы предотвращения опасной военной деятельности), осуществляется представителями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, при необходимости - с участием пограничных представителей Российской Федерации.
Вопросы, инциденты, не урегулированные пограничными представителями Российской Федерации или представителями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, разрешаются по дипломатическим каналам.
http://docs.cntd.ru/document/9033575

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ НАПИСАННОГО ВЫШЕ ЦИТАТАМИ ИЗ СПРАВОЧНИКОВ И УЧЕБНИКОВ ПО ПРАВУ

М.И.Савченко. Морское право. 2008
Международное право не ставит правовой статус военного корабля в зависимость от его вооружения. Ни Гаагская конвенция об обращении торговых судов в суда военные 1907 года, ни Конвенция ООН об открытом море, ни ЮНКЛОС не рассматривают вооружение военного корабля в качестве одного из его обязательных признаков. Следовательно, к военным кораблям в их международно-правовом понятии относятся не только боевые корабли, предназначенные непосредственно для ведения боевых действий, но и суда обеспечения, выполняющие различного рода вспомогательные задачи. Не имея на борту оружия, они тем не менее являются военными кораблями, входящими в состав военно-морских сил того или иного государства.
Иммунитет военного корабля включает свободу от юрисдикции иностранных властей и нераспространение на него действия законов любого государства, кроме государства флага (государства регистрации); свободу от принуждения и каких-либо иных насильственных действий в какой бы то ни было форме, а также особые льготы и привилегии. В соответствии с этим военный корабль любого государства:
- не подлежит уголовной и гражданской юрисдикции иностранного государства;
- не может быть подвергнут осмотру;
- не подлежит обложению какими-либо сборами, кроме сборов в уплату оказанных ему услуг;
- не подлежит задержанию или аресту в обеспечение иска или по любой другой причине;
- не может подвергаться принуждению со стороны каких бы то ни было иностранных властей;
- не может быть в мирное время конфискован ни по какому решению иностранных властей.
Экипаж военного корабля находится под защитой законов государства флага и международного права. Любые спорные вопросы, возникающие в связи с деятельностью военного корабля, решаются дипломатическим путем. Иностранные должностные лица ни под каким предлогом не могут иметь доступа на военный корабль без прямого на то согласия его командира, а также вмешиваться во внутреннюю жизнь корабля и его порядки. Всякая попытка вмешательства должна пресекаться самым решительным образом, в крайнем случае силой оружия. По существующему международному обычаю иммунитет распространяется и на спущенные на воду корабельные плавсредства и на поднятые с его борта в воздух летательные аппараты.
Иммунитет военных кораблей носит универсальный характер в том смысле, что корабли всех государств в равной мере обладают иммунитетом подобно тому, как обладают суверенитетом сами государства. При этом иммунитетом обладают все военные корабли независимо от ранга, класса или типа, а также независимо от правового режима района Мирового океана, в котором они находятся. Важно иметь в виду, что в соответствии с нормами международного морского права иммунитетом обладают и государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях (пограничные, полицейские, таможенные и др.).
https://jurisprudence.club/mejdunarodnoe-pravo-uchebnik/2141-voennoe-moreplavanie-voennyiy-53818.html

Международное право, уч., под ред. Ю.М. Колосова и В.И. Кузнецова, М., Международные отношения, 2005
Государственные суда, используемые для некоммерческих целей, пользуются иммунитетом от уголовной и гражданской юрисдикции прибрежного государства. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне, а также Конвенция ООН по морскому праву предусматривают право мирного прохода иностранных военных кораблей через территориальное море. Однако первая предоставила ее участникам право делать оговорки, в том числе в отношении мирного прохода военных кораблей, вторая же не допускает такого рода оговорок, но содержит четкую регламентацию мирного прохода, о чем говорилось выше.
Военные корабли в территориальном море, как и в других районах Мирового океана, пользуются иммунитетом от действия властей прибрежного государства. Но, если иностранный военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальное море. Это конвенционное требование, разумеется, должно быть немедленно выполнено, а любые возникающие в связи с этим вопросы должны быть урегулированы дипломатическим путем. Такие вопросы возникли, в частности, в 1986 и 1988 годах в связи с заходом военных кораблей ВМС США в тогдашние советские территориальные воды в Черном море. В результате стороны в 1989 году договорились о «едином толковании норм международного права», регулирующих мирный проход.
В соответствии с указанным документом они, наряду с другими положениями, согласились считать, что в районах территориального моря, где не предписаны морские коридоры или схемы разделения движения, суда пользуются тем не менее правом мирного прохода. В одновременно состоявшемся обмене письмами США заявили о том, что они без ущерба для их общей позиции по вопросу о мирном проходе «не имеют намерения осуществлять мирный проход американских военных кораблей через территориальное море Советского Союза в Черном море».
https://flot.com/law/sealaw/isl.htm

Международное морское право: Справочник/под редакцией заслуженного юриста РСФСР генерал-майора юстиции Г.С. Горшкова. - М.: Воениздат, 1985. - 430 с.
Правовое положение военного корабля определяется прежде всего тем, что он как специальный орган и в то же время как собственность суверенного государства обладает иммунитетом от юрисдикции иностранного государства.
Под иммунитетом в современном международном праве понимается совокупность прав и привилегий, присущих военному кораблю независимо от места его нахождения. Иммунитет военных кораблей вытекает из иммунитета государства, в основе которого лежит общепризнанный принцип суверенного равенства государств в международных отношениях.
В силу равноправия и независимости государств ни одно из них не вправе вмешиваться в правомерные действия другого государства, в том числе и в действия военных кораблей. Равный не имеет власти над равным. Это означает, что корабли одного государства независимо от их класса и ранга не имеют никакой власти над военными кораблями других государств, где бы они ни находились. По существующим между народным обычаям иммунитет распространяется и на спущенные на воду катера и шлюпки, и на поднятые в воздух ЛА. Военный корабль не теряет иммунитет, как не теряет иммунитет и государство его флага.
Иммунитет военных кораблей проявляется в трех формах: в иммунитете от юрисдикции, в иммунитете от принуждения и в особых льготах и привилегиях.
Иммунитет от иностранной юрисдикции - это нераспространение действия законов и правил какого-либо государства, кроме государства флага, на военные корабли в открытом море. Во время их пребывания во внутренних и территориальных водах иностранного государства на них не распространяется действие уголовной, гражданской и административной юрисдикции этого государства.
Против иностранных военных кораблей никто не имеет права возбуждать судебное преследование в целях наложения штрафа или предварительного ареста, возвращения имущества или долгов.
В иностранных территориальных водах военные корабли не подвластны законам (правопорядку) страны пребывания. Однако, пользуясь иммунитетом, они не освобождаются от обязанностей соблюдать законы страны пребывания, касающиеся транспорта и судоходства, а также нормы международного права, регламентирующие отношения с иностранными кораблями и властями. Иммунитет от иностранной юрисдикции не дает права командиру военного корабля совершать не правомерные действия.
Иммунитетом от иностранной юрисдикции пользуются также военнослужащие военных кораблей при сходе на берег в иностранном порту. Лица офицерского, мичманского, старшинского и рядового состава пользуются иммунитетом от местной судебной и административной юрисдикции при исполнении служебных обязанностей, а вне службы в случае совершения ими правонарушения не пользуются им и подпадают под действие судебной и административной юрисдикции государства пребывания. Офицерский состав, как правило, освобождается от местной судебной юрисдикции. Однако за совершение тяжких правонарушений может нести ответственность по законам страны пребывания. В каждом конкретном случае вопрос об ответственности офицера решается через дипломатические каналы.
Члены экипажей военных кораблей, не являющиеся военнослужащими, во время пребывания в иностранном порту, находясь на берегу, не пользуются иммунитетом от иностранной юрисдикции даже при исполнении служебных обязанностей. При совершении ими правонарушений они могут быть подвергнуты судеб ному и административному преследованию.
Иммунитет от принуждения - это запрещение применять к военным кораблям, где бы они ни находились, меры принуждения и насильственные действия в какой бы то ни было форме (например, задержание, штраф, арест, обыск, реквизиция, конфискация).
Насильственные действия военных кораблей одного государства по отношению к военным кораблям другого государства квилифицируются современным международным правом как акт агрессии со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Иммунитет от принуждения распространяется и на военные корабли, совершившие вынужденный заход в иностранные территориальные воды или порт.
Иммунитет военных кораблей от принуждения не означает предоставление им неограниченных прав во время нахождения в иностранных водах. Если военный корабль нарушает установленный государством пребывания порядок или режим плавания и игнорирует любое обращенное к нему требование о необходимости их соблюдения, прибрежное государство может потребовать от него покинуть эти воды. Если военный корабль совершает акты агрессии против какого-либо государства в территориальном море или в открытом море, то, независимо от того что он обладает иммунитетом, к нему в соответствии со ст. 51 Устава ООН может быть применена сила в порядке индивидуальной или коллективной самообороны как от агрессора.
стр. 268 - 270
https://naukaprava.ru/catalog/435/842/38159?view=1

В.Г. Стрекозов, А.В. Кудашкин. ВОЕННОЕ ПРАВО. УЧЕБНИК. 2004
Учебник одобрен ученым советом Военного университета и Научно-исследовательским и образовательным Центром оборонных проблем Академии военных наук и может быть использован при изучении специальных правовых курсов в военных академиях и военных университетах, курса «Правоведение» в военных образовательных учреждениях профессионального образования, а также в гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в которых осуществляется обучение по программам подготовки офицеров запаса/
Международное морское право, кроме общих принципов, имеет свои специфические принципы: принцип свободы открытого моря; принцип свободы мореплавания; принцип свободы воздухоплавания; принцип свободы морских промыслов; принцип свободы прокладывать кабели и трубопроводы; принцип свободы научных исследований; принцип установления территориальных вод; принцип иммунитета военных кораблей и государственных судов; принцип мирного использования морского дна и др.
Основные принципы международного морского права имеют императивный (обязательный) характер и их действие не может быть приостановлено государствами в своих взаимоотношениях.
.......
Для захода в порты иностранных военных кораблей установлен разрешительный или уведомительный порядок, с ограничением числа кораблей и срока пребывания, кроме случаев вынужденного захода и когда на борту военного корабля находится глава государства (правительства) или дипломатический представитель, аккредитованный в государстве, которому принадлежит порт, но в этом случае необходимо сделать обычное уведомление о заходе. Военный корабль освобождается от таможенного досмотра и санитарного контроля. Иностранные суда и военные корабли, находясь во внутренних морских водах и портах, подчиняются законам и правилам приморского государства. Внутренний порядок на судне регулируется законами страны флага судна, и местные власти не имеют права вмешиваться в этот распорядок. Военные корабли пользуются полным иммунитетом от иностранной юрисдикции: военный корабль не может быть задержан иностранными властями или осмотрен ими, не вправе производить аресты или обыски членов экипажа. Порядок схода на берег личного состава военного корабля в иностранном порту регламентируется не иммиграционным законодательством прибрежного государства, а особым соглашением государственных органов при каждом заходе военного корабля, и никакие иммиграционные власти не вправе осуществлять контроль на борту корабля.
.......
Военные корабли в силу особых функций, возлагаемых на них прибрежными государствами, рассматриваются в международном судоходстве как специально уполномоченные органы государств, предназначенные для защиты их прав и интересов не только в Мировом океане, но и в международном общении. Военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага. Особенностью военных кораблей является то, что они составляют часть его вооруженных сил и представляют собой наивысшее воплощение мощи и достоинства своего государства. В этом смысле иммунитет военного корабля является составной частью суверенитета государства и означает его неприкосновенность, независимость от каких-либо иностранных властей, кроме властей государства флага; право военного корабля совершать действия от имени властей своего государства; нести ответственность за неправомерные действия.
В силу иммунитета военный корабль как один из важнейших постоянно функционирующих органов своего государства имеет право вступать в отношения с иностранными кораблями и властями. В этом случае военный корабль может активно влиять на внешнеполитическую позицию своего государства, а поэтому обязан действовать в рамках норм и принципов международного морского права. В силу иммунитета военного корабля члены экипажа, находящиеся на корабле, находятся под защитой международных и национальных законов государства флага корабля.
https://lawbook.online/voennoe-pravo-rf/mejdunarodnoe-morskoe-pravo.html


Яндекс-кошелёк № 410018959813571
карта Сбербанка - 5469 5500 1311 2708



PayPal - paypal.me/ikeselevivan, ikeselevivan@gmail.com

WebMoney
WMR - R365183103828
WME - E066104826649

© ИВАН КИСЕЛЕВ
2019
ikeselevivan@gmail.com
Previous post Next post
Up