Вот замечаю за собой уже который год, что осенью возникает в душе тяга к театральному. Ни в какое другое время года так остро не хочется попасть в обитель Мельпомены или Талии. А осенью просто становлюсь наркоманом :) В этом году для удовлетворения жажды выбрал спектакли достаточно долго. Пересмотрел много отзывов. В итоге остановился на "Кастинге" в театре Моссовета и "Королевских играх" Ленкома. Первый смотрел 30-го октября. Второй - сегодня, 2-го ноября.
Расскажу о них вкратце.
Итак, театр Моссовета и спектакль "Кастинг". Сюжет прост: в провинциальном (ростовском) театре объявляют кастинг на вторые роли в мюзикл, который ставит приехавшая из Москвы известная режиссер-хореограф Анна Павловна. На кастинг приезжают люди из разных городов России и ближнего зарубежья. Каждый со своей историей, со своими проблемами. И вот режиссер, которую играет Алла Сигалова должна выбрать из них лучших. Но при этом старается не сломать судьбы остальным. Сценарий... Получился калейдоскоп из намешанных сюжетиков, ни один из которых не раскрыт до конца. Герои мелькают перед зрителями. Вот конфликт двух претенденток, а вот третьей в туфли подложили кусок стекла, а у четвертой украли танцевальные чешки. Вот парень много лет влюблен в Анну Павловну, а вот появляется ее бывший, которому она когда-то предпочла работу. У кого-то кастинг - последний шанс в жизни чего-то добиться, а для кого-то - ступенька на карьерной лестнице. Так что сценарий и режиссура не предполагают, по-видимому, глубокого проникновения актеров в роли. Но именно игра большинства из них произвела на меня приятное впечатление. Можно было бы предположить, что спектакль музыкальный. Но в музыкальном плане он из себя представляет тоже калейдоскоп. 15-16 танцевальных номеров, по минуте, примерно, каждый, не ведущих к какому-то общему знаменателю.
И перехожу к самому интересному - к игре актеров. Главная героиня, которую играет Алла Сигалова появляется впервые на сцене напряженной, с неестественными движениями. Первая возникшая мысль - так и будет дальше переигрывать? Нет! Потом уже осознаю: вот приехал новый человек, звезда, который должен себя утвердить в качестве режиссера труппы. Знакомится с актерами. Первое его состояние - неестественность, зажатость, которые исчезают по ходу пьесы. Так что под конец она вполне естественно покрикивает на подопечных. Ее ассистент - несостоявшийся из-за травмы танцор. Другие - танцор стриптиза, бывший партнер Лаймы Вайкуле, 43-летняя актриса детского театра, деревенский паренек, и т.д. Из двадцати основных участников разочаровали только Ольга Кабо, заметно переигрывающая свою роль, и известная по сериалам Анна Михайловская, на мой взгляд, в принципе не умеющая играть - жить на сцене, да пара, играющая молодоженов. В целом получился удовлетворительный воскресный, не напрягающий, недостаточно музыкальный спектакль. Без претензий на что-то значимое. Но вполне приятный, с элементами юмора.
Второй спектакль "Королевские игры" в Ленкоме. На него шел с желанием увидеть историческую драму. С интересной режиссурой, классной игрой актеров и другими атрибутами, соответствующими статусу театра. Спектакль рассказывает историю Генриха IV - короля Англии, при котором страна ушла из под власти Ватикана. И историю его любви с Анной Болейн. Так что замысел - грандиозный. Началось действо с появления на сцене непонятного нечто, занимающего треть сцены. Это нечто по форме - бейсбольный шар белого цвета с выступами или рогами, торчащими в разные стороны. Костюмы - псевдогенриховской эпохи. В анонсе значится: "опера для драматического театра". Поют - это правда. Но рифм практически нет, что не мешает слушать. И вообще, в музыкальном плане (а лучше сказать, в плане звукорежиссуры) спектакль сделан интересно. Чего не могу сказать об игре актеров. Генриха играл Семен Шкаликов. Для меня осталось непонятным, кто же такой король Генрих IV, чего он хотел от жизни. То ли он страстно любил Анну (и ненавидел ее в то же время), то ли ему любой ценой нужен был наследник? От власти Папы Римского он отказался, потому что тот не дал разрешения на развод с первой женой - Екатериной и на повторный брак, или потому, что не хотел, чтобы ему - королю кто-то указывал, что можно или нельзя делать. А первое появление на сцене в образе уродливого паяца - это образ его внутреннего мира или защитная маска, которую он демонстрирует окружающим? Увлекается он поэзией, музыкой и философией или они - дань положению? Почему король привечает при дворе с одной стороны совсем никакого поэта, а с другой известного философа Томаса Мора? Актер мне показался слишком молод для этой роли. Анну Болейн играла Анна Большова. Кроме некоторого совпадения имен ничего интересного об этом дуэте сказать не могу. Игра - откровенно слабая. Чего хотела Анна Болейн, ради чего выходила за короля замуж, а потом пошла на плаху. По сценарию, вроде бы, ради дочери, которую видела будущей королевой. По игре... Не знаю. Вроде бы, никого кроме себя не любила. Дочь видела от силы несколько часов в жизни. Принципами не страдала... Герцог Норфолк в исполнении Ивана Агапова был на протяжении всего спектакля недоумком, шутом. И вот в самом конце ему нужно было, как мне показалось, перечеркнуть этот образ одной фразой: "Все рыцари мечтают умереть за короля, почему бы мне не сделать это прямо сейчас, уйдя отсюда (с суда над Анной)" (могу немного исказить цитату)... НЕ ПОВЕРИЛ! Так он и остался шутом и недоумком. А чуть раньше, когда его назначили комендантом Тауэра - зачем он согласился? И зачем согласился стать судьей племянницы Анны?... Павел Капитонов в роли Кромвеля - чего хотел этот герой? Ради чего он стоял за всеми "королевскими играми"? Славы для себя? Для страны? Богатства? Или им двигало желание поиграть в "божка" или "серого кардинала"? Об остальных актерах и говорить не хочется.
Вот так сходил два раза в театр. Кто-то может сказать: "не пускайте его больше, он только критику может разводить". А кто-то: "надо лучше выбирать спектакли". Не знаю - не знаю.