в жж принято писать о том, что происходит в жизни: иной трактовки странному эпитету "живой" я придумать не могу. в моей жизни происходит то, что всю вчерашнюю ночь я писал эссе про картины Дега, выставленные в Эрмитаже. после этого съездил на экзамен и совсем уже неадекватный приехал домой, где и проспал с 3х до полуночи. сейчас, когда я проснулся, я собираюсь поделиться со всеми той вселенской мудростью, которая снизошла на меня вчера - то есть, собственно, своим эссе.
к эссе я приложил картинки.
Живопись Эдгара Дега в Эрмитаже
В коллекции Эрмитажа представлено всего 6 картин Эдгара Дега: «Интерьер с двумя фигурами», «Танцовщица», «Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)», «Сидящая танцовщица», «Женщина, расчёсывающая волосы» и «Две танцовщицы». Также до 21 января выставлено полотно «Семейство Беллелли», привезённое из Музея Орсэ.
Семейство Беллелли
С хронологической точки зрения, осмотр этих произведений разумнее всего начинать с последнего - с гастролирующего шедевра парижского Музея Орсэ. Эта картина относится к раннему периоду творчества Дега (она была начата в 1858 году, и работа над ней продолжалась вплоть до 1867 года), когда художник был подвержен влиянию академистов и, в частности, Энгра. Отмечается, что это полотно отстоит от остальных выставленных на данный момент в Эрмитаже работ Дега по художественной манере, более близкой предшественникам импрессионистской школы, одним из основоположников которой в последствие стал художник. На картине изображено семейство Беллелли, родственников Дега (мать семейства, Лаура Беллелли приходилась художнику тётей); мать и две дочери, изображённые в левой половине полотна, одеты в траурные платья. Как подсказка зрителю за спиной матери в рамке висит нарисованный сангиной портрет только что упокоившегося отца Лауры, деда художника. Смысловым противовесом торжественной группе в левой части картины выступает отец, Дженнаро Беллелли: одетый в светлый костюм, он не просто сидит спиной к зрителю, но и почти целиком скрыт спинкой кресла, нарушая, таким образом, явно заимствованную у мастеров неоклассицизма портретную торжественность матери с дочерьми. Впрочем, чтобы новаторство Дега в композиции не сбило нас с толку, отметим, что техника, в которой выполнена картина, не имеет ничего общего с будущими импрессионистскими опытами мастера. Все детали: цветы на голубых обоях, элементы интерьера, прописаны насколько это возможно достоверно. При взгляде на картину складывается впечатление абсолютного спокойствия: отец задумался, сидя за столом, и опустил глаза, мать смотрит прямо перед собой, и в каждом из персонажей картины чувствуется скорбь - «Семейство Беллелли» - в первую очередь, траурный портрет.
В то же время, композиционными средствами, несмотря на всю внешнюю статичность полотна, художнику удаётся добиться некоторого внутреннего напряжения в этой на первый взгляд спокойной обстановке. Изобразив четыре персонажа, каждый из которых смотрит в сторону, Дега рассказывает нам историю несчастливого брака, в котором супруги по большому счёту остаются чужими друг другу.
Интерьер с двумя фигурами
Сходным образом строится композиция картины «Интерьер с двумя фигурами», написанной Дега в 1869 году. На полотне изображены два персонажа: мужчина и женщина, которые также смотрят в разные стороны, повернувшись друг к другу спиной. Судя по всему, это богатая пара, которая, одевшись, уже была готова выйти из дому, когда и произошла размолвка. Мужчина, уже в цилиндре, повернулся и смотрит в окно, а женщина, стоящая в глубине комнаты, как будто ждёт от него извинений. Между тем, эта картина существенно отличается от «Семейства Беллелли» в том, что касается используемой техники. Если «Семейство Беллелли» стилистически сильно тяготело к неоклассицизму, в «Интерьере с двумя фигурами» Дега использует принципиально новую технику. Уделяя меньше внимания деталям, тем не менее, художник передаёт настроение, демонстрируя тонкий психологизм в выборе поз персонажей. К тому же, мир этой картины населён глубокими символами: мужчина смотрит в окно, отвернувшись от женщины и обращаясь к внешнему миру; он находится в светлом пятне, и окружающий мир явно привлекает его больше, чем собственная жена; в то же время, женщина стоит в тёмной части комнаты, освещённой куда слабее, и смотрит в направлении от окна, как бы обращаясь к внутренней, более интимной стороне жизни этой пары.
Танцовщица
Похоже на «Интерьер с двумя фигурами» полотно «Танцовщица» 1874 года. На нём спиной к зрителю изображена балерина в белой пачке, при этом в цвете прорисованы только верх платья, голова танцовщицы и её руки, выставленные локтями наверх. Этот жест может выражать сильную усталость: закинув руки за голову, балерина закрыла глаза; также, возможно, она пытается поправить одежду. При этом кроме самого жеста на картине ничего не изображено, и, тем не менее, в своей выразительности жест танцовщицы говорит о многом; Дега как будто рассказывает историю если не жизни этой балерины, то одного её вечера.
Площадь Согласия
Своего рода возвращением к художественному решению, предложенному в «Семействе Беллелли», является картина «Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)», написанная в 1875 году. Как и «Семейство Беллелли» являющаяся портретом, эта картина не просто показывает зрителю реального персонажа, современника Дега, художника и аристократа Людовика Лепика, но рассказывает его историю. Изображённый с двумя дочерьми и собакой, наш герой пересекает площадь Согласия, связывающую сады Тюильри с Елисейскими полями: излюбленные места прогулок парижан. Это блестяще одетый интеллектуал на променаде. В то же время, бросается в глаза то, что сам Лепик движется перпендикулярно направлению движения дочерей: в ситуации собственной прогулки он является не участником, а скорее сторонним наблюдателем, что также характеризует его жизненную позицию в целом. Похожая на «Семейство Беллелли» проработанностью деталей и тонко продуманной многофигурной композицией, «Площадь Согласия», тем не менее, отличается от него тем, что в жанр портрета здесь привнесён элемент моментальной, этюдной зарисовки парижской жизни, что характерно для импрессионизма. Картина лишена статичности, и центр композиции смещён в правую часть полотна: Виконт Лепик не просто переходит площадь Согласия, но как бы готов покинуть область холста, и Дега фиксирует действительность, пока персонаж ещё остаётся в рамках картины.
Сидящая танцовщица
Женщина, расчёсывающая волосы
Впрочем, наиболее традиционной стезёй Дега-импрессиониста считаются его изображения танцовщиц и цикл рисунков «Серия обнажённых женщин, которые купаются, умываются, вытираются, растираются, причёсываются или дают себя причёсывать», как окрестил свои пастельные зарисовки, посвящённые женскому туалету, сам автор.
Написанная в 1879-1880 годах пастелью, «Сидящая танцовщица» представляет собой хрестоматийный пример импрессионизма Дега. Очарование картины складывается на стыке жанровости выбранного сюжета (отдыхающая танцовщица) и умелого использования игры света и цвета. Композиция строится вокруг яркого светового пятна пачки балерины, находящегося в геометрическом центре рисунка. Особое значение имеет поза, в которой запечатлена героиня - абсолютно естественная и правдивая. Того же эффекта добивается Дега и в пастельном рисунке 1886 года «Женщина, расчёсывающая волосы», при этом принципиально новым является собственно объект: женщина, которую художник запечатлел в интимный момент утреннего туалета. Соответственно замыслу используется принципиально другая цветовая гамма: кричащие и контрастные тона, призванные подчёркивать игру света в «Сидящей танцовщице», здесь уступают место умеренным коричневому, золотому и голубому цветам. Изображённая на рисунке женщина сидит спиной к зрителю, поэтому, в отличие от «Сидящей танцовщицы», «замечающей» присутствие «постороннего», в случае с «Женщиной, расчёсывающей волосы», не идёт речи о вторжении: пространство рисунка принимает зрителя; если угодно, зритель оказывается его частью.
Две танцовщицы
Дега удалось объединить это ощущение присутствия и непричастности, стороннего наблюдения, невмешательства - двух мотивов, которые прослеживаются во всех его произведениях, выставленных в Эрмитаже - в одной из своих последних работ, пастели 1898-1899 годов «Две танцовщицы», где зритель оказывается за кулисами и получает возможность взглянуть на готовящихся к выходу на сцену балерин. Сохраняя яркие образы танцовщиц, художник в то же время отдаляет, насколько это возможно, персонажей от зрителя: обе танцовщицы смотрят в стороны, как бы не замечая наблюдателя. При этом, несмотря на то, что в «Двух танцовщицах» Дега фиксирует номинально критический момент, когда персонажи находятся на грани между закулисьем и сценой, композиция рисунка строится таким образом, что образы танцовщиц кажутся чем-то стабильным: в сравнении с потенциально неустойчивым ярким пятном пачки в «Сидящей танцовщице», в «Двух танцовщицах» главенствуют правильные геометрические формы: треугольник в юбках танцовщиц, параллельные линии поднятой руки танцовщицы справа и опущенной руки танцовщицы слева. Здесь Дега уже не прибегает к цветовым контрастам, сохраняя игру света и тени, но в рамках одной цветовой гаммы, и, таким образом, формируется своеобразная амбивалентность этого рисунка, строящаяся на утверждении устойчивости ситуации, по определению неустойчивой.
Творчество Эдгара Дега - в том виде, в каком оно представлено в Эрмитаже - можно свести к этой попытке совместить несовместимое: внешнее спокойствие и внутреннюю напряжённость в «Семействе Беллелли», безразличие и любовь в «Интерьере с двумя фигурами», минимализм и многозначность в «Танцовщице», статичность изображения и динамику изображённого в «Площади Согласия», яркость и обыденность в образе «Сидящей танцовщицы», присутствие и непричастность в «Женщине, расчёсывающей волосы», и обаяние момента с непреходящим характером искусства в «Двух танцовщицах».