В Праге я старался смотреть в основном местные фильмы и несколько десятков посмотрел. С тех пор всё собираюсь записать среднего размера обзор чехословацкого и чешского кино. Я никогда не писал кинорецензий, киноанонсов и кинопостов, так что заранее прошу прощения за корявые синопсисы.
Из методологических соображений нет смысла говорить о фильмах Формана - его, пусть и за американский этап творчества, знают все. Ещё сразу опущу три фильма, получившие "Оскар" - два из них и так хорошо известны, а третий, словацкий "Магазин на площади" (Obchod na korze, 1965), мне понравился меньше.
Итак, мой личный, с позволения сказать, топ-12 чешского кино без Формана, Менцеля и "Коли".
1. Войтех Ясны, "Вот придёт кот" (Až přijde kocour, 1963).
Хорошее детское кино про волшебного кота, от взгляда которого становится понятно - кто, например, врун, кто влюблён и т.д. Разумеется, вруны всячески стараются от кота избавиться.
2. Ян Немец, "Алмазы ночи" (Démanty noci, 1964).
Очень зловещий чёрно-белый фильм о двух людях, спрыгнувших с поезда, идущего, судя по всему, в концлагерь. "Судя по всему" - потому что фильм почти без разговоров. Герои просто бегут, сбивая ноги в кровь, а режиссёр постоянно играет с камерой и монтажом. Это невозможно передать словами, но "Алмазы ночи" - один из лучших фильмов о Второй мировой войне, что я видел.
У этого же режиссёра - "О торжестве и о гостях" (O slavnosti a hostech, 1966). Тоже артхаус, мне понравился гораздо меньше.
3. Франтишек Влачил, "Аделаида" или "Адельгейд" (Adelheid, 1969).
Эмигрант, воевавший в британских войсках, после войны возвращается в Чехословакию. В полузаброшенном доме по соседству с ним живёт одинокая молодая немка, дочка крупного местного нациста, повешенного за военные преступления. У них, разумеется, любовь, а заканчивается всё, конечно, трагично. Не сочтите за спойлер, чего же тут ещё ждать.
Этот же режиссёр, среди прочего, экранизировал один из классических чешских романов - "Маркету Лазарову" Владислава Ванчуры. Роман читал, фильм, увы, не смотрел.
4. Павел Юрачек, "Дело для начинающего палача (Případ pro začínajícího kata, 1969).
Убеждён, что влияние Кафки в чешской культуре оказалось гораздо более глубоким, чем собственно чешских писателей: Гашека, Чапека и проч. "Дело для начинающего палача" это такой крутой замес из Свифта и Кафки. В фильме, как мне показалось, чуть больше артхауса, чтобы его легко и комфортно смотреть, но на меня он произвёл большое впечатление.
5. Карел Кахиня, "Ухо" (Ucho, 1970).
У многих чехословацких фильмов есть такая особенность - смотришь и не понимаешь, как это могли выпустить на экран. С "Ухом" всё просто - это настолько антисоветское кино, что его никто до бархатной революции на экраны и не выпускал. Если коротко - высокопоставленный бюрократ боится, что попадёт под репрессии, а его главная фобия - что его квартиру прослушивают. После бессонной ночи, которую он проводит в ожидании ареста...
Одновременно с этим Кахиня - детский режиссёр, снявший, например, "Я снова прыгаю по лужам" (Už zase skáču přes kaluže, 1970), экранизацию одноимённой книги Алана Маршалла. И, кстати, я сейчас с большим удивлением узнал, что оба фильма закончены почти одновременно. Был убеждён, что второй снят намного позже первого.
6. Душан Клейн, "Как поэт утратил иллюзии" (Jak básníci přicházejí o iluze, 1985)
Парень из провинции едет учиться в Прагу на медицинский факультет. Учится, пишет стихи, влюбляется и, конечно, неудачно. Это точно не спойлер, тут и по названию всё понятно. Возможно, будет чуть смешнее тем, кто учился в меде (хотя замени анатомию на введение в языкознание, станет смешно и на филфаке). А вообще неплохая советская комедия.
7. Вера Хитилова, "Турбаза "Волчья" (Vlčí bouda, 1986).
Недавно скончавшаяся пани Хитилова не нуждается в особом представлении почти так же, как и Форман с Иржи Менцелем, а "Маргаритки" (Sedmikrásky, 1966) - признанный шедевр чехословацкой новой волны, но у меня этот фильм почему-то "не зашёл". Ни уму, ни сердцу.
"Турбазу", напротив, шедевром не назовёшь, но это добротный фильм ужасов. Всегда приятно, когда режиссёр нагнетает атмосферу постепенно, шаг за шагом, оставляя вопрос "так что же это вообще такое?" до самого конца.
8. Вит Ольмер, "Боны и покой" (Bony a klid, 1987).
Можно привести несколько примеров того, как перевод теряет каламбур или внутренную рифму, заложенную в название фильма. "Любовные похождения блондинки" Формана - "Lásky jedné plavovlásky", "Дорога за город" Томаша Ворела (о нём позже) - "Cesta z města".
Но с "Бонами" дело совсем швах. В переводе получается какая-то бессмыслица, в то время как оригинал явно каламбурит с "Бонни и Клайд".
Сам фильм о пражских валютчиках времени излёта совка. Интересен тем, что в нём играл актёр, о котором
я когда-то писал Ещё сразу бросается в глаза эстетика советского перестроечного кино - оказывается, стилистически оно было почти таким же как в СССР.
Когда ехал в аэропорт утром 28 мая, совершенно неожиданно увидел рекламный плакат сиквела.
9. Ян Шванкмайер, "Конспираторы наслаждений" (Spiklenci slasti, 1996).
Очень мощный артхаусный фильм. У самых обычных с виду обывателей оказываются самые разные тайные увлечения. Девушка-почтальон делает хлебные шарики, а потом получает оргазм, вдыхая их запах. Известная телеведущая тоже получает оргазм - но от того, что суёт ноги в таз, где рыбы посасывают ей пальцы. Два соседа по квартире делают чучела друг друга, а потом их истязают.
Весь фильм построен на движении и мизансценах - разговоров в нём нет.
У того же режиссёра - снятый по мотивам Эдгара По и маркиза де Сада фильм "Безумие" (Šílení, 2005). Его я, кстати, смотрел ещё четыре года назад, да что там - я в нём даже
снимался 10. Владимир Моравек, "Скука в Брно" (Nuda v Brně, 2003)
Туповатый малый Станда едет в Брно, где должен переспать с некрасивой девушкой Олинкой - хотя ему 27, а ей 24, у них обоих это должен быть первый секс. Младший брат Станды помогает готовиться к первой ночи, потому что у него уже богатый опыт - он уже один раз спал с женщиной.
Параллельно свиданию Станды и Олинки закручивается ещё несколько странных любовных сюжетов.
11. Давид Ондричек, "Одной рукой не похлопаешь" (иногда "Одной рукой узла не завяжешь", Jedna ruka netleská, 2003).
Один неудачник выходит из тюрьмы, за пару лет до этого взяв на себя всю вину в одном деле. Сводит дружбу с ещё большим неудачником, который в итоге не даёт ему получить от главаря мафии причитающийся гонорар. Вместе они еле спасаются от смерти и встречаются с двумя очень странными девушками. Главарь мафии при этом - безумец, жена - истеричка, а маленькая дочка - носительница явно маниакальных наклонностей и хочет убить своего брата.
Вместе с упомянутой выше "Скукой в Брно", наверное, может считаться современной чешской комедией par excellence.
12. Томаш Ворел, "Гном" (Skrítek, 2005).
Сатирический артхаус, по стилистике чем-то похожий на "Конспираторов наслаждений". Стареющая некрасивая жена-продавщица; муж-мясник, трахающий всех направо и налево; туповатый сын-подросток с сексуальными проблемами и младшая дочка, которая дружит с (то ли выдуманным, то ли вправду существующим) гномом, и всё это встраивается в очень эксцентрический видеоряд. Если в "Конспираторах" герои просто не разговаривают, то в "Гноме" диалоги очень эмоциональны, но актёры не произносят ни одного членораздельного слова, а только имитируют речь.
Ну а вообще моя хорошая пражская знакомая, до этого жившая в Польше, рассказала, что у поляков есть отдельная идиома - "чешский фильм". Что она означает - кажется, и так понятно.
P.S. Я долго держался за ЖЖ, но единственная функция, которая ему отводится теперь - публикация длинных и структурированных постов, да и то для расшарки в Фейсбуке.