Думал, обойдет, но все-таки достала вся эта волна вокруг сериала "Школа", Германики и метода хоум-видео с актерским существованием "на сбросе". У меня свои счеты к Ларсу фон Триеру, но я безусловно считаю его большим мастером своего дела. Я так же считаю, что именно он со своей "догмой" может считаться прародителем метода "бытовой камеры" или биокамеры. Когда перед оператором, помимо технической и смысловой задачи, стоит еще задача психологическая. Когда перед актерами стоит задача достоверного существования. Я понимаю насколько такие задачи сложны. В случае с актером, это требует высокого профессионализма и огромной, подробнейшей работы. Если в кадре непрофессионал, то это должна быть большая личность. При этом, вспоминая ту же Бьорк, на фоне которой потрясающая актриса Катрин Денев смотрелась актрисой только лишь потому, что она играла, а Бьорк жила, как пламя, - известно, сколько крови это стоило Триеру. Но это, извините, Бьорк и это Катрин Денев. Траектории движения камеры просчитаны, проанализированы, срепетированы, исходя из общего замысла, ситуации. Ни одна деталь не случайна и все работает на действие. В результате, все это создает ощущение легкого, очень реалистичного по форме повествования. В результате создается и ощущение, что всего этого легко добиться - бери камеру и снимай. У меня стойкое ощущение, что авторы "Школы" занимаются эксплуатацией стиля, имитацией известного приёма. Во всем. А сдают это, как всегда, детали. Через сценарные "ты че, короче", через случайные ракурсы с невнятной задачей.
Вот пример:
Click to view
Что означает этот ракурс, кроме того, что он типа оригинальный? В классе камера ведет себя так, как будто это один из учеников снимает. Теперь на этого ученика пепел стряхивают? Чьи эти глаза - эта камера? Зрителя? Автора? Фон Триера? Чьи? О чем сказать хотят? Нет ответа. Напрашивается вывод, что все случайно. Все поверхностно. Получается, что если убрать наносное (стилистику съемок), получится среднее вычислительное между обычным сериалом и проектом "дом-2", где "играют" примерно так же.