Командировка на буровую (Ямал)

Apr 08, 2013 08:02

Сижу в общаге третьи сутки, от лелека уже тошнит, кроме быдло-канала НТВ тут ничего не показывает... Вдруг возомнил себя блоггером и захреначил пост..)



Мы поставляли оборудование на буровую установку, с которым возникли некоторые проблемы. Заказчик написал грозное письмо, а так как заказчик крупный и авторитетный, то пришлось реагировать на это письмо и ехать самим. Я Поехал как руководитель - представитель поставщика.  Для тех кто не в курсе полуостров  Ямал - это на севере, далеко на севере, за полярным кругом… Что бы добраться туда, мы летели до Нового уренгоя, потом ждали вертолета чтобы долететь до вахтового поселка Сабетта (есть на карте даже).
Про Новый Уренгой… Если  честно меня не просто удивило, а повергло в шок количество кавказцев и средне-азиатов в городе. Такую плотность южного населения я наблюдал разве что 10 лет назад в районе черкизона.. Таксистов славянской наружности просто нет.. Таджики тут ездят на таких ведрах…. , что я пару раз опасался за свою жизнь, причем это было официальное такси, которые вызвано через рецепшен гостиницы (безумно дорогой, правда принадлежащей Азербайджанцам). Со слов таксиста-Узбека город  «держат» Чеченцы, вся торговля под «Азерами» , таксуют  - узбеки и тоджики. Рангом повыше здесь Дагестанцы, вообще мен сказали, что тут второй Дагестан.  Кстати игровые клубы тут работают во всю и открыто,  и ни кого это не смущает..
Большинство машин ездят с розетками, торчащими из под капотов - это электрический подогреватель. У некоторых он греет антифриз, у некоторых - это просто обогреватель системы « доброе тепло». Во дворах, практически из каждого окна тянется удлинитель к машине.



После того как наш вылет задержали больше чем на сутки, мы все таки сели в вертолет. На фото зал ожидание, собственно из него и состоит весь аэропорт. Как видно мало кто едет на легке....


Летели мы на МИ-8 АМТ, который почему то был в раскраске ООН. Как я потом выяснил это улучшенная модификация Ми8 с двумя двигателями мощностью по 2250 лс (вместо 2х по 1500 у ми 8) увеличенной дальностью полета и взлетной массой до 13т.



Посадка хаотичная - очень похожа на посадку в маршрутку, где-нибудь на юго-западной.  Кто чего только не везет…. Одни ребята пёрли даже полноразмерную стиральную машину,  весьма БУ, причем кантовали её так, что я очень сомневаюсь в её работоспособности. В  общем, вертолет был битком - 24 человека вдоль стенок  + по середине груз под потолок. Сидишь как в той же самой маршрутке в час пик  - ни шевельнуться, не потянуться. За три часа полета  у меня затекли все части тела и внутренние органы, включая мозги, которые опухли от шума, свиста и вибраций…. Потом я понял, с чего все так шустро расхватали десяток наушников висящих в салоне….   Скорость полета, если судить по айфону - вроде как 220 км/ч.


До Сабетты долетели без приключений. Сабетта это вахтовый поселок, в котором находиться около 600-800 человек. В основном это строители, геологи и буровики. Добычи тут пока что нет, но по плану тут будет около 200 скважин  по добыче газоконденцата, Комбинат для его переработки, большой порт и международный аэропорт.  Сейчас все эти объекты строятся, поэтому народу и техники здесь очень много.  Коренного населения, я думаю, человек 10 от силы, я видел троих.


Так как аэропорт Сабетты только строится,  его, по сути нет),  терминала нет, персонала нет, какой либо пассажировозки тоже нет, ничего нет). Поэтому  встречающие прут прямо к вертолету.



Вот наш шатл)



Сами буровые (2 штуки) находятся в получасе езды. По приезду нас разместили в половине одного из вагончиков. Это очень напоминает ЖД купе периода застоя, только еще меньше).
Причем все это находится по среди бескрайней равнинной пустыни - до горизонта только ровный снег без единого бугра (самая большая возвышенность на Ямале - около 80 м над уровнем моря). Хоть и было относительно тепло (минимум -32) но в сочетании с ветром и большой влажностью - это, мягко говоря, «прохладно»  .  « …  Это ещё х……я, месяц назад полста (-54 как говорят) как еб…..уло и ветер х….рил  вот был п……ц….» - утешил меня один из буровиков.... Ну и чтоб не травмировать психику людей кто дочитал до этого момента - я не буду описывать, как тут выглядит туалет…..  Сейчас то мороз…. Но что будет летом (оно тут длится целый месяц!) как заходить в эту зону биологической катастрофы я боюсь представить…


Поняв ситуацию - что ловить тут нечего - я предложил начать работы немедленно, чтобы побыстрее от сюда свалить, болгары были со мной абсолютно согласны. После осмотра  нашего оборудования - я понял что буровики - мягко говоря, не очень бережно относятся к технике. А точнее по принципу - «насрать на все».  Вот, например крюковую подвеску от одной из наших талей (которая, между прочим, стоит более 1млн рублей) я нашел вмерзшей в лед на улице…


В общем, по половине случаев монтаж был произведен просто через жопу… Но теме не менее мы взялись все переделать (на перспективу будущего сотрудничества так сказать) и договорились что два дня работаем до упора и уезжаем в пятницу. В итоге в четверг мы добивали работу (в большинстве случав, не свою) до половины третьего утра, в надежде уехать утром. Но, не тут то было…. О чем позже.

О буровой.



На буровых я не был, поэтому все мои познания о буровой и буровиках основывались на фильме Армагеддон.… А на самом деле это оказалось весьма впечатляющей в техническом плане хреновиной, как и сам процесс бурения. Эта буровая Производства Уралмаш, блочно-модульного типа и полностью  укрытая.  Как мне сказали, она уникальная в своем роде, так как выполнена не эшелоном (вытянутой в длину) а в несколько этажей  и поэтому весьма компактна (25X45м) высота - более 50ти метров и массой около 2100 тонн. Внутри - это целая фабрика. Помимо самой буровой установки (грузоподъёмностью 450 тонн и для глубины бурения до 6000м)  там есть фабрика по производству и фильтрации бурового раствора,  насосная станция для закачки этого самого раствора, цементная фабрика, склад труб и оснастки, тепло генераторы, парогенераторы, геологическое оборудование и тьма различных следящих  компьютерных систем. И мало того все это добро стоит на колесах и может передвигаться по рельсам.. (пробурил скважину - отъехал на 30 м бури следующую) На мой взгляд буровая - идеальная декорация для съемки всяких там страшных голливудских финальных сцен…






Сам процесс бурения я представлял как будто одно больше сверло долго сверлит землю, и когда оно уходит полностью, к нему сверху  присоединяют следующее и так далее. Но на самом деле все гораздо сложнее. Бурят так называемым долотом - это сам режущий орган буровой установки и оно с гидроприводом.. Я попробую объяснить: Бур это много полых вращающихся вокруг своей оси (как в дрели)  труб (длинной 9 или 12м), соединенных между собой в длину конической резьбой, внутри этих труб под давлением идет бурильный раствор. Самая нижняя часть этого столба труб - гидротурбина (гидродвигатель), на конце этой турбины (в самом низу)  и находится долото, которое за счет этого самого двигателя вращается относительно всех верхних труб.  При том, этот бурильный раствор, вытекая вниз под давлением  из долото, заполняет скважину, там самым смазывая и охлаждая его и поднимает продукты бурения (шлам) на поверхность. Еще буровой раствор называют кровью, т.к. от него в бурении зависит очень многое. Поэтому  на установке очень много места отдано бригаде по подготовке раствора, цеху его многоступенчатой фильтрации и насосному цеху.
Сама скважина не просто цилиндр, а выполнена в виде перевернутой пирамиды - сначала бурят большим диаметром ( по-моему, около 500мм) на глубину около 500 метров, вынимают долото, потом цементируют стенки (чтобы не осыпались) , затем через получившуюся бетонную трубу опускаю долото меньшего диметра, и так далее.  Процесс бурения очень длительный - норматив на бурение 3800 метров - 60-90 дней, А таких скважин на кусту(кустовом месторождении где стоит буровая) - 30 штук, вот и считайте, сколько по времени там будут все это бурить.
В цех СВП (силового верхнего привода непосредственно башню буровой) меня пустили, но фотографировать там было нельзя. В картце, это агрегат, который вращает бур, поднимает его  ( представьте себе поднять 6 км труб разом …). Помимо передачи крутящего момента на бур (трубы) он дает осевую нагрузку и подает во вращающийся бур  раствор под огромным давлением. Одну из ключевых ролей там играет механизм с забавным названием Вертлюг!


На фото гидротурбина и долото на конце. Хоть и к нашему приезду Процесс бурения длился всего несколько дней, буровая и буровики уже все были в дерьмище и грязище). Дело это не чистое и для мужиков с настоящими стальными яйцами.  Работать на морозе и ветре, по уши(в буквальном смысле)  в глине, масле и химии (буровой раствор - синтетический), жить месяцами в душной бытовке,  кушать только то, что есть в столовке аля совдеп (там нет даже минералки и простеньких печенюшек)  и ни капли спиртного. Даже за запах алкоголя увольняют сразу. При том,  что большинство испарений на бурой далеко не полезны для здоровья. Говорят, после 5ти лет работы выпадают зубы, волосы и  начинаются проблемы с потенцией. Контингент буровиков, судя по внешнему виду, речи и наколкам люди сидевшие.. Зарплата - 40-60 тр в месяц в зависимости от должности, Буровой мастер (начальник буровой) получает до 180 тр.  Скажу честно, за несколько дней такого быта (хоть по факту я только организовывал работы, но все равно всегда был с моими специалистами на буровой) и житья в ледяной пустыне я чуть не двинулся крышей))) (не смотря на телевизор, телефон и хоть и плохенький интернет).

Пейзажи.
Буровая ночью.....


Буровая днем и большой я...


Налево от буровой …


Направо от буровой...


За буровой ( романтичная зарисовка «столбы…»).



Как видно, пейзаж очень живописен и разнообразен аж глаз не оторвать…
Ну  и на последок (найдите 10 отличий)))  Карское Море



В дали виден сухогруз..

Техника.

Помимо строительной технике (естественно полноприводной и с системой регулировки давления в шинах, тут даже седельные тягачи такие) и гусеничных тягачей тут распространены машины на пневматиках типа Трэкол, либо  на базе уазиков, либо на оригинальном шасси.



Обратите внимание на привод колес..





Вот бы на дачу такой….) дизель полный привод), хоть за грибами, хоть на рыбалку (оно ещё плавает). И в городе можно ехать в прямом смысле «по пробке» )) Высотой ента хрень с полноприводный камаз)

Наш отъезд /местный колорит..

Как я уже писал раньше, по дерьмовому стечению обстоятельств мы тут залипли… Сидим в общаге вторые сутки к ряду, и по ходу будем сидеть и третьи… Общага Сабетта Холлидей ин..


Но по сравнению с вахтовой это люкс, уже есть даже подобие душа…   Вахтовики настолько брутальны, что гнут вешалку из холоднокатаного прутка д10 и делают телевизионную антенну из прокладки головки блока от бульдозера…





Прокладка - металл, наверное держит адовый буст!)

Ещё мы нашли тут магазин (единственный на весь поселок да и я думаю на близжайшие километров 100). Стоя в очереди я мечтал и пускал слюни на пакет сока (кроме чая из коричневой воды и компота и ничего не пил почти неделю) шоколадку рот фронт и пакет пряников (на буровой из сладкого только белый хлеб…)  но вы не представляете как велико было мое отчаяние, когда я узнал что магазин за наличные работает только 3 дня в неделю.  Остальное время по талонам для сотрудников! Вчера была суббота… сегодня я до сих пор мечтаю о пакете сока… ..


Магазин с говорящим названием.
Болгары до сих пор не могут купить и пачки сигарет. Упорная продавщица не соглашается даже на двойной тариф..
Но есть один нюанс - тут есть столовка (тоже одна на поселок). Столовка аля колхоз светлый путь ильича … Чтоб поесть мы стоим там в очереди по 40 минут каждый раз.., благо цены гуманны - 350 р на троих.. и тут есть Молоко и булочки… уже что то ..

А с нашим отлетом ситуация туманна…  Должны были улететь в пятницу утром… сейчас воскресенье вечер, а завтра до обеда точно вылетов не будет по погоде….

Вертолет на котором мы так и не улетели, он с нами тоже ждет погоды. Вертолет, кстати, 67 года выпуска…


Фотки с гопро и айфона, качество хреновое тк интернет соотвествующий тут.

UPD1: мы пока тут, инфы по нашемы вылету нет...
UPD2: сегодня (понедельник) отстояв получасовую очередь в магазин (в 7 утра) я добыл сок, шоколодку и печенюшки и даже КЕФИР!!!... жизнь налаживается...
UPD3: пошли третьи сутки... на сегдняшний борт нам не хватило мест... не хвтило... прошу выслать словарь изощренных матерных фраз , я свой исчерпал...

работа, фото, путешествия

Previous post Next post
Up