Наступил день, который или сильно ждёшь, или не ждёшь вообще - де-факто последний день поездки. Конечно, у нас ещё будет полноценный день перед отлётом, но это уже не то - будет проезд по Римини да прогулка по городу в ожидании отправления в аэропорт. Так что цель дня была в доосмотрении того, что еще не осмотрел и не посетил.
Уникальность дня была и в том, что первый раз специально пошёл в картинную галерею - не считая Ватикана (тут входило в программу), нигде больше галереи не посещал, довольствуясь богато изрисованными и расписанными церквями. Тут же отправился в частный дворец Барберини (имеется и одноименная площадь), на двух этажах которого расположена картинно-скульптурная галерея, а на третьем ютятся потомки Барберини среди многочисленных залов и комнат. Забавно, что переход между первым и вторыми этажами еще поискать надо - выйти наружу, потом завернуть налево, следуя указателям, и только потом подняться по лестнице наверх.
Каждая галерея имеет парочку картин или скульптур, являющихся «лицом» выставки. Здесь эту роль играет портрет Фанарины кисти Рафаэля (она же - будущая Сиктинская мадонна).
Поставив галочку в своем сознании напротив пункта «посещение картинных галерей», со спокойным серцем прогулялся до фонтана Тритон и двинулся дальше ввысь к садам Боргезе (большой заросший участок местности на северо-востоке исторического центра). Но в итоге, всё-таки не гулять приехал, а осматривать и потому, свернув на кромке садов, вышел к Испанской лестнице, которая сбегала от церкви. В неё-то и зашел полюбопытствовать.
Церковь оказалась очень светлой (да и день был солнечный).
Сойдя по Лестнице вниз, узнал у путеводителя, что если свернуть на соседнюю улочку, то окажусь в местах славы «Римских каникул».
Та ли эта улочка (как написано) или нет - не знаю, фильма не смотрел. До площади Пополо доходить не стал, а проулками вышел на торговую улицу Del Corso к колоне Марка Аврелия.
Колона проекта «Траян», а наверху - апостол Павел.
Чуть дальше Пантеон и близ него некий гражданин.
Думал поначалу, что ненастоящий, но вроде как дышит. Вот только что он делает при вбросе монетки - не ясно, обычно такие «скульптуры» двигаются, но тут-то что.
Гулял не совсем уж бесцельно, скорее двигался не так быстро, а потому путь до развалин занял время. Судя по фото, раньше там был какой-то колизей, но местный средневековый богач решил подойти творчески и утилизировать античность, чтобы жить «как в Древнем Риме».
Так я и добрел до церкви Косьмы и Дамиана. Там же находится знаменитый диск, куда руку суют за 50 центов, но я был выше этих суверий и прейскурантов.
Внутри много мозаичных полов «косьмоарте» и икон (в храме осели бежавшие из Византии иконописцы, спасавшиеся от иконоборцев).
За храмом есть большое поле, именуемое цирком Максима. Не знаю, кто такой Максим, видимо очередной император, но поле нехилое.
На нем когда-то устраивались государственные мероприятия, конная формула-1 и т.п.
Дальнейший путь мой лежал к вчерашней мегабазилике, но найти ее было трудновато даже с навигатором, в итоге чуть-чуть сбился, но вышел-таки, а от нее уже в сторону вокзала.
Дальше пришёл на круги своя, то бишь опять на Испанскую лестницу, как раз к началу римского заката
Покой мы с моими уставшими ступнями обрели на скамье в храме (передний купол предыдущего снимка), заодно попав на мессу. Несколько странно, что служат ее вечером, а не утром, как у нас, но в остальном многое понятно - последование мессы и Литургии в чем-то совпадает, только ни участвовать, ни причащаться не имею права.
Служба закончилась, свет потушили и надо было двигаться дальше по жизни.
На Вечный город спустилась ночь и полнолуние, которые вкупе с подсветкой преобразили виды Рима.
Близ Мавзолея Августа
На набережной Тибра
Потом еще около Пантеона внимал уличному певцу, который утомленным голосом выводил рулады итальянских опер. Кстати, теперь песня у меня крепко ассоциируется с Римом. Бродить по римским улочкам до утра моему организму не хотелось, клонило в сон, так что медленно побрел к отелю.