Купите бублички!
Горячи бублички!
Кладите рублички
сюда скорей!
За эти бублики
гоните рублики -
Они республике
Всего милей...
Billy's Band "Бублички"
Не ожидала, что меня коснется эта тема, т.к. была убеждена, что окружила себя людьми с развитым критическим мышлением, но... "Купите бублички..." Если сто лет назад лозунгом общества можно было назвать "Каждая кухарка может руководить государством", то сегодня это скорее "Любое живое существо может стать предпринимателем"...
Началось все с того, что ко мне обратилась за методической помощью моя студентка, которая не могла определиться с темой магистерской диссертации, объясняя свое замешательство тем, что параллельно с учебой посещает некое сообщество предпринимателей, хотя она, конечно, предпринимателем быть не хочет, но это общество ей очень полезно.
Когда я стала уточнять, чем же именно, то услышала описание типичных деструктивных психотехник ("раскачка эмоций", ранний подъем (рано вставать и поздно ложиться), общение с интересными, "позитивными" людьми), совместная работа над бизнес-проектами с единомышленниками, система наставничества, замкнутость системы (вводить должен кто-то изнутри) и т.п.). Меня это озадачило, и я предложила ей почитать
книгу Т. Лири и М. Стюарт "Деструктивные психотехники" ("Технологии изменения сознания в деструктивных культах"). Спустя какое-то время, она пришла ко мне сдавать долги по дисциплине и сообщила, что нашла в своем сообществе признаки коммерческой секты.
Около месяца назад встретилась с приятельницей, которая решила закончить уже второй свой брак по одной и той же схеме, и выяснила, что она включена сразу в 2 таких своеобразных группы, которые более, чем раскрученные, поэтому отдельно называть не стану, но внимательный читатель быстро проведет аналогии на основе имеющегося материала и тегов. В одном случае нужно продавать некий очень полезный в представлении адептов этой туфты продукт (текст рекламки на картинке ниже), который, конечно, лечит от всего, усиливает иммунитет, дарует молодость и свойственные ей активность, потрахушечки и энергичность, в другом - продвигается идея, что бизнес - это легко.
В связи с этим чуточку анализа. Начнем с рекламки.
Законы физики, как и большинство законов в любой научной отрасли, не универсальны и работают по-разному в разных условиях. Если кажется, что открытые закономерности не работают, то это зависит не от веры, а от возможностей проверки явления научными методами. И с нашим молодильным яблочком принцип научности сразу вылетает, несмотря на ссылочку "наука" на сайте с продукцией, т.к. там приведены выдержки из исследований, которые к данному продукту никакого отношения не имеют.
Если открыть описание товара, которое крайне сложно найти в полном комплекте (состав, количество, описание технологии изготовления и пр.), то мы обнаруживаем там 13 мг полипренолов на дневную порцию этого как бы полезного месива, хотя
в научном исследовании, в котором изучалась эффективность воздействия полипренолов на стрессовое поведение крыс, использовалось внутрибрюшное введение 2 мг/кг и 10 мг/кг веса крысы. Человек весит несколько больше, чем крыса. Всасывание препарата из еды вряд ли будет столь же эффективно, что и прямое его внедрение в организм. Соответственно, доза для достижения должна быть существенно больше.
Второй случай предполагает, что сомнительные юноши с минимальным опытом, не считая пустотрепства, будут учить Вас делать бизнес, хотя весь их бизнес - это сразу после института начать учить вести бизнес. Монументальная схема, не так ли?
Процитируем "великих":
если клиент с порога начинает выносить мозг, то вам не показалось - он действительно мудак и будет делать так постоянно. Клиент пришёл, улыбнулся, остался доволен, заплатил - это правильный клиент.
Я в торговле начала работать сильно раньше, чем закончила школу, и могу сказать, что "пришел, улыбнулся, остался доволен..." - это или случайный клиент, или распространитель из сетевого маркетинга. Люди, готовые отдавать большие деньги, относятся к покупке серьезно, поэтому будут "выносить мозг". Именно поэтому, обучая сотрудников, я всегда делала акцент на доскональном знании товара (свойства, плюсы и минусы, аналоги, возможные основания для претензии и т.д.). Самые сложные клиенты не просто становились постоянными, они начинали рассказывать о нас своему окружению, привлекая поток новых клиентов.
Если бизнес сразу не пошёл и не принёс хотя бы небольших денег, на него не стоит тратить время - он не даст вам ничего, кроме головной боли. А если дело принесло деньги с нуля, нужно вкладываться в него.
Когда я начинала консультировать (психологические консультации), мои услуги были бесплатными, т.к. опыт был минимальным, а значит, не было даже морального основания брать с клиентов за работу с непонятным результатом деньги. Спустя пару месяцев, ко мне начали записываться платные клиенты, причем некоторые сами настаивали на увеличении стоимости консультации для повышения эффективности для них нашего взаимодействия.
Муж, будучи классным инженером-конструктором, в ситуации отсутствия работы занялся ремонтом двигателей грузовой и строительной техники. В первую очередь ему пришлось вложиться в покупку инструментов и регистрацию ИП, хотя денег с клиента много взять он не мог, при этом приходилось еще и давать серьезную гарантию на оказанные услуги. По сути вначале были только долги. Зато заработав себе репутацию, он смог обеспечивать достаточно долго нас обоих, поскольку для защиты кандидатской я была вынуждена уволиться, и доходы упали, а расходы увеличились. Даже сейчас ему время от времени звонят с просьбой проконсультироваться по ремонту в особо сложных случаях, хотя он уже 3 года имеет другую основную профессиональную деятельность.
Если сотрудник вышел в свой первый свой рабочий день, и вам сразу же не стало от этого лучше - лучше и уже не будет, этого человека брать не стоит. Идеальная ситуация: пришёл сотрудник - пришли деньги. Они могут прийти не от него - скорее всего, так и будет. Просто якобы случайно вам вдруг начнут платить клиенты, которые давно висели в неоплаченных.
Профессиональная адаптация для опытного специалиста занимает от 1 месяца до 6. Сотрудник не может сразу дать Вам результат, т.к. он не в курсе даже бытовых вопросов Вашей деятельности (распорядок, внутренние правила, география пространства, корпоративные нормы и т.п.). О какой эффективности можно говорить в этом случае? Выучил должностную инструкцию наизусть?
Ну и, конечно же, весь сайт данного успешного бизнеса (ему ведь уже целых 7 лет!) содержит истории успеха и ссылки на продаваемые ими инфо-продукты (тренинги, книги, видеозаписи и пр.).
Подведем маленькие итоги:
1. В обоих случаях раскрутка начинается с обещаний "молодости", легкого и большого заработка, личностного роста в кругу единомышленников.
2. Работает простая математика (
см. Лавина велосипедов из книги "Живая математика" Я.И. Перельмана) финансовой пирамиды или других более сложных математических фигур.
3. Обязательно есть некий гуру (создатель идеи, изобретатель чудо-таЛБеточки, на которого внезапно когда-то напал инсайт), чья божественная сущность хочет сделать мир луЧЧе (ЗОЖ, блаХГотворительность и т.д.).
4. Наличие чего-то мистического, волшебного в будущем от посещения, употребления и пр., представленное в историях успеха и отзывах ("Не знаю, как, не верил(а), но это реально работает")
5. Расписанное по ступеням повышение сложности и стоимости "личностного роста" (тренинги, уровень распространения и т.п.).
6. Легкость достижения мистического эффекта ("просто пей", "стать богатым за неделю")
7. Отсутствие необходимости знаний, опыта, образования для вливания в систему.
К чему я веду, если кто-то обещает Вам множество благ при минимальных усилиях с Вашей стороны, ИЩИТЕ подвох!!!