Моя любимая страна,
мы здесь без пороха и сна
следим, чтоб горе не стряслось!
П. Кашин "Пасмурное лето"
Чукча не читатель, чукча писатель сегодня наконец-то решилась написать ненаучный текст, поэтому поведаю, каково это - менять фамилию относительно состоявшемуся ученому с некой условной карьерой, которую немножко жалко портить внезапно появившейся неизвестностью.
Итак, давным-давно, когда автор данного опуса еще не очень понимала, что творит, подавая в электронной форме в не самом трезвом состоянии ума заявление в ЗАГС, галочка была поставлена в графу "оставить девичью фамилию" после вступления в брак, но обещание поменять фамилию на фамилию мужа было дано в тот же период в стиле "как время будет, так сразу..."
Время пришло 20 февраля 2016 года.
Внезапно. У меня просто совпало, что суббота оказалась нерабочей, а у ЗАГСа не совпало, и они были вынуждены работать. Отмечу, что ЗАГС, в котором мы бракосочетались, уже не первый год закрыт, поскольку его присоединили к центральному (он же Дворец бракосочетания), что несколько осложняло мне досуг, т.к. в феврале будущие "брачующиеся" уже встают в очередь на июль-август. Заявление на перемену имени (это так называется) заполняется в отделе разводов в неприметном здании возле Дворца, причем там очереди никакой особо нет, люди спокойны и жизнерадостны. Особенно работники ЗАГСа, которые с энтузиазмом обсуждали между собой, пока я писала заявление, как быстро разводятся те, кто пафосно женятся во Дворце. Поскольку мы женились в убогом и угрюмом Заельцовском загсе в четверг, а не в выходные, никого особо в известность не ставя, то подобные беседы я оставила без внимания. Чтобы подать заявление на перемену имени, необходимо оплатить госпошлину:
1) На перемену имени - 1600 руб.
2) На выдачу дубликата свидетельства о браке - 350 руб.
Квитанции лучше брать в самом ЗАГСе, т.к. на разных сайтах информация по поводу цифр отличается.
Сложнее всего оказалось оплатить госпошлину, т.к. в субботу ближайшее отделение Сбербанка не работает, в "Открытии", где у меня карта, мне сказали, что им будет слишком сложно провести оплату по данной квитанции, поэтому отправили меня снова в Сбербанк. В итоге весь обеденный перерыв ЗАГСа ушел на поиск рабочего отделения Сбербанка и оплату госпошлины.
После того, как я сдала заявление и госпошлину, мое свидетельство о перемене имени должны были делать месяц, НО мне обещали позвонить в конце месяца (февраля!) и уточнить, что со свидетельством. А дальше начались праздники, выходные ЗАГСа (понедельник, вторник, начало месяца)... В итоге я решила утром перед работой зайти в ЗАГС (традиционно в четверг, 3 марта), а там все на совещании, но минут через 15 пришла дама, сообщившая, узнав мою фамилию, что она как раз собиралась мне сегодня звонить. Минут за 5 она распечатала мне свидетельство о перемене имени (в моем случае фамилии) и озадачила меня тем, что свидетельство надо забирать во Дворце бракосочетаний.
Напомню, в феврале-марте там очередь на июль-август для желающих вступить в брак. Я, конечно, огорчилась, но время еще оставалось, поэтому я отправилась во Дворец. На входе там встречает мадам, гордо именуемая администратором, хотя мне она больше напомнила консьержа в многоэтажках в Подмосковье. Я ей объяснила, что мне нужно только дубликат забрать, на что получила прекрасную информацию, о том, что на данную услугу "живая" очередь. Для сильно стремящихся стать мужем и женой действует при этом электронная очередь по талончикам, в том числе взятых через портал "госуслуги". Выяснение того, кто же впереди, происходило, как в поликлинике, только с фразой: "Кто последний за дубликатами?". Передо мной было человека 4. Их количество не изменилось за те 20-25 минут, которые я провела в очереди, при этом электронная очередь двигалась очень быстро. Одна пожилая пара, стоявшая в ту же очередь, что и я, была бодра и весела, а женщина иронично заметила своему напарнику, что они с ним вначале пожениться нормально не могли, а теперь - развестись. Это была единственная оптимистично настроенная пара во Дворце. Поскольку я уже опаздывала на работу, я уехала, сообщив администратору, что вернусь после обеда. Наша прекрасная дама смерила меня презрительно-ласковым взглядом и ответила, что народу меньше не станет. И ошиблась. По возвращении я обнаружила всего лишь одного человека в очереди за дубликатами, поэтому на то, чтобы забрать дубликат свидетельства о браке, у меня ушло минут 20 вместе с оформлением.
3 же марта в четверг), поскольку я как бы учёный, а у нас отчетность и привязка публикаций пофамильная, я отправила письмо в РИНЦ (elibrary) на support@elibrary.ru с указанием SPIN-кода, старых ФИО и приложенным сканом свидетельства о заключении брака, где указана новая фамилия, и просьбой поменять фамилию в анкете автора. В самой анкете указала в качестве девичьей предыдущую фамилию и на английском - новую. 9 марта (среда) уже поменяли. Это при условии, что были праздники (8 марта в нашей стране - это чрезвычайно масштабное мероприятие), в РИНЦ очень мало сотрудников, а желающих что-то спросить или поменять в данной системе очень много.
Следующим этапом была замена паспорта РФ.
Госпошлина - 300 руб. Я оплачивала на сайте госуслуг вместе с подачей заявления в ФМС. Сразу предупрежу, что это самый отвратительный сервис из всех возможных госуслуг, которые мне понадобились при смене фамилии. Документы подала 3 марта, когда забрала дубликат свидетельства о браке и свидетельство о перемене имени. В тот же день их приняли (четверг, вечер), а в пятницу мне пришло уведомление, что мне назначен прием на следующий четверг (10 марта), в 10.00. Еще раз обращу внимание: четверг (рабочий день), 10.00 (рабочее время). По какой-то странной причине я в четверг, в 10.00 занята. По этой же весьма странной причине я занята в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу и временами субботу. Просто я работаю. Конкретно в четверг с 10.00. Паспорт при этом обязаны сделать не позднее, чем через 10 дней после принятия заявления. На сайте ФМС, к которому я отношусь по месту жительства, красовалась рекламка: "Получи паспорт за час вместе с подачей заявления". Я подумала: рискну. Черта с два! Приехав в пятницу (4 марта), в тот же день, когда мне назначили время, я обнаружила, что в ФМС нет никого. Вообще никого. Я имею в виду посетителей. Я попробовала объяснить ситуацию очередной чудной даме о том, что я не могу быть в следующий четверг, можно ли как-то оформить сегодня, чтобы я, к примеру, отказалась от госуслуги на сайте, или прийти в другой день и в другое время, на что получила прекрасный ответ: "Приходите к открытию" (к 9.00). Я и пришла. У нашей прекрасной дамы снова никого нет, в коридоре никого нет, поэтому она говорит, что не может "перестать вести приём", а меня принять отказалась, т.к. "назначено на 10". На вопрос, могу ли я хотя бы забрать паспорт раньше, чем в 11.30, сообщила, что нельзя, потому что его полтора часа делать. Напоминаю, на сайте ФМС и в самом ФМС при этом объявление о том, что паспорт они делают за час с момента подачи заявления. Мне пришлось судорожно переносить пары, хотя я и предварительно подстраховалась, и договорилась с другим преподавателем. Когда я все-таки в 10 зашла, начались претензии, что я неправильно оформила заявление:
мол, что Вы ерунду всякую пишете по поводу ЗАГСа - в Заельцовском районе была регистрация, а в заявлении - Центральный округ. Я ей объясняю, что Заельцовский ЗАГС расформирован, а у меня в свидетельстве о браке (дубликате) указан Центральный округ, а она бухтит, что надо было Заельцовский указывать, хотя у меня старое свидетельство забрали. В итоге в паспорте все-таки штамп с ЗАГСом Центрального округа. Конечно же, в 11.30 мне паспорт не отдали. Еще 15 минут я ждала, потому что наша прекрасная дама общалась со своим начальником, который заговорщицки перегнувшись через её стол, что-то ждал.
Как только в моих руках оказался паспорт, я отправилась в Пенсионный фонд, т.к. он находится на той же чудной улице Октябрьской, но в другом ее конце, при этом я не верила сама себе, что успею отдать на изменение СНИЛС до обеда (12.30), хотя заявление у меня уже было с собой, как и старый СНИЛС, и новый паспорт, НО (о, чудо!) в 12.08 я уже вышла из Пенсионного фонда с информацией о том, что новый СНИЛС можно забрать ровно через неделю в любое удобное время. Самым сложным оказалось в Пенсионном фонде понять, как пользоваться терминалом электронной очереди. Это при условии, что я терминалами такого типа пользуюсь лет 5, если не больше. В ПФРФ - это просто "взрыв мозга". Если бы не суровая пожилая дама-вахтер, перед которой стыдно просто за то, что посмел войти в эту святая святых, я бы минут 15 тупо нажимала поочередно на все возможные варианты кнопок в надежде найти "замена/выдача СНИЛС". Не уверена, что этот квест был бы мной быстро пройден, т.к. логики в разделах я не обнаружила.
На той же прекрасной улице Октябрьской есть отделение банка "Открытие", поэтому я решила не терять времени, чтобы заменить сразу и фамилию в счете, т.к. иначе мой аванс вернулся бы обратно работодателю, а до него оставалось около двух недель. На перемену фамилии в "Открытии" у меня ушло меньше 10 минут. В "Левобережном" из-за жуткой очереди замена фамилии заняла полчаса. В этот же день отправила через личный кабинет налогоплательщика обращение в ФНС с просьбой поменять фамилию и попробовала изменить эту же информацию, чтобы переделать права, в госуслугах.
11 марта я зашла в Симаз-Мед, чтобы заменить полис ОМС. Сказали, что сделают в течение 2 недель. В очереди провела минут 10 вместе с написанием заявления. В этот же день предстояло оформление документов в отделах кадров. Я работаю в вузах, а это бюрократия высокого уровня. В частности, заявление "Прошу по всем документам с ... (даты выдачи паспорта с новой фамилией) считать меня Фамилия И.О." нужно согласовывать у зав.кафедрой и декана, которые в одном вузе то и дело либо в отпуске, либо на больничном, и только после этого подписывать у ректора. Мне повезло: несмотря на то, что я приехала после трех на работу, я успела застать на пороге и зав.кафедрой, и декана, и за час до окончания работы отдела кадров отдать им все необходимые копии и заявления.
12 марта (суббота) ознаменовалось заменой водительского удостоверения. Собственно, это основный пункт, который меня останавливал от замены всех документов, потому как раньше требовалось в обязательном порядке медицинскую справку делать даже при замене до окончания срока действия прав. Сейчас же при перемене имени или утере документов справка не требуется, но срок действия будет в соответствии со старыми правами. В моем случае до 2023 г. Водительское удостоверение я решила попробовать поменять в субботу утром, поэтому через госуслуги этот вариант не прошел (день в день записаться не получается), но варианты свободного времени были в большом количестве, поэтому мы поехали наобум в отделение ГИБДД на Новой заре, т.к. предыдущие права я делала через госуслуги именно там. Если бы не дедушка, не умеющий пользоваться электронной очередью, все манипуляции прошли бы быстрее минут на 10, но в целом я потратила не больше получаса в ГИБДД до момента вручения мне нового удостоверения. Больше времени ушло на поиск квитанции для оплаты госпошлины (2000 руб.), т.к. на сайтах самого ГИБДД информация опять же отличается, и оплаты госпошлины в терминале Сбербанка по пути к остановке (в субботу в первой половине дня там активизировались пенсионеры).
В госуслугах изменение фамилии произошло примерно 14-15 марта, когда, по-видимому, обновилась база данных.
16 марта вечером пришло смс-уведомление о том, что мой полис ОМС готов.
17 марта забрать СНИЛС получилось не сразу, т.к. это снова был четверг, и с утра было слишком много народу в очереди (2 человека вместе со мной), поэтому за 50 минут все пройти не успели, а после обеда меня по электронному талончику пригласили сразу, поэтому я минут 15 сидела одна на этаже в ожидании хоть кого-нибудь. В итоге СНИЛС мне выдали, потому что кто-то краем глаза меня заметил и начал звонить начальнику отдела, чтобы она пришла. Сразу после ПФРФ я пошла в Симаз-Мед (снова улица Октябрьская), где опять же провела не больше 10 минут.
21 марта мне пришло уведомление из ФНС об изменении фамилии в ИНН.
Подведем предварительные итоги: 20 февраля я подала заявление на перемену имени (фамилии), 21 марта у меня на руках свидетельство о перемене имени (фамилии), дубликат свидетельства о браке, паспорт гражданина РФ, водительское удостоверение, СНИЛС, полис ОМС, электронный ИНН с новой фамилией, 2 счета в разных банках, электронные документы в вузе (расписание, личные страницы, учетная запись в РИНЦ (elibrary)). Если обобщить, то замена ВСЕХ основных документов у меня с учетом праздников (23 февраля и 8 марта), короткого месяца (февраль) и выходных заняла у меня ровно месяц (30 дней) и 5250 руб. (госпошлина за свидетельство о перемене имени, дубликат свидетельства о браке, паспорт гражданина РФ, водительское удостоверение).
Заграничные поездки я не планировала + денег было катастрофически жалко, поэтому загранпаспорт я отложила на некоторое время, но 7 апреля (по сложившейся традиции в четверг) под давлением родственников подала заявление на замену загранпаспорта. 11 апреля (понедельник) сфотографировалась на паспорт в МФЦ на площади Труда. Время назначили, как всегда, интересное - 11.00 понедельника. Я приехала в 8.00, т.к. с 10.00 у меня были пары в другом конце города. В МФЦ мне тут же дали электронный талон, через 10 минут я оттуда уже вышла. 25 апреля загранпаспорт был готов. Госпошлина - 3500 руб. Оплачивала с сайта госуслуг. Итого: ожидание загранпаспорта с момента подачи заявления составило 18 дней. Если бы подавала в день получения паспорта гражданина РФ, то получила бы ориентировочно в конце марта.
Общий итог: замена ВСЕХ документов заняла у меня 2 месяца и 8750 руб. Можно было бы уложиться в месяц, если бы не длинные выходные по половому признаку (23 февраля, 8 марта) и то, что я не сразу подала документа на загранпаспорт.