Попробую поразмышлять, почему российское кино о Первой Мировой или Гражданской или о Царской России уныло и тошнотно.
Ну, единственная и главная причина этого - твАрцы наши бездарны. Ничего больше как копировать голливудские штампы они не умеют. Да и меряют по себе - кроме бабла и секса у кадавров в голове больше нет ничего.
Они даже материал для фильма нормально выбрать не могут.
А ведь период николаевско-второй России весьма интересен по фактажу. Но не интересен по своей структуре, как ни странно.
Правда, странно? Три революции, три войны - а период для современного "сказителя историй" не интересен.
Для того, чтобы талантливо рассказать историю, особенно через кино, необходимо выпукло показать обе стороны конфликта. Обе, подчеркиваю.
А современные кинодельцы сплошь белодельцы. Потому и Михалков страдает по невинно убиенным офицерам, и Месхиев пытается изобразить ангелов в шинелях. Красные же изображаются либо невнятным фоном, либо оппереточными демонами.
Увы, увы. Нет на земле ни ангелов, ни демонов. Есть существа и хуже, и лучше одновременно. Имя им легоин человеческий.
Ну не может получиться хорошим фильм "БатальонЪ", если в фильме нет рассказа - почему это мужики в гимнастерках задолбались воевать. Ну развалена была армия к лету семнадцатого года. И совсем не большевиками. А февральскими либералами. Был такой приказ № 1. В нем отменялось подчинение рядового офицеру. Теперь недостаточно было приказать, надо было солдата уговорить. Да какой там в атаку идти... В карауле стоять. Теперь рядовой мог послать офицера куда душа пожелает. Это ведь не я, не советские историки, а генерал Деникин сказал, что Приказ №1 дал "Первый, главный толчок к развалу армии"
Первый и главный. А не агитаторы. Агитаторы уже потом подхватили знамя, когда полки и дивизии плевали на все и ехали эшелонами домой, на волю.
Нельзя разагитировать тех, кто уверен в своей правоте.
Пропаганда работает только тогда, когда почва подготовлена.
Вот Великая Отечественная - немец под Москвой, Ленинградом, Сталниградом. Но нет братаний с фрицами. Нет дезертирства полков и дивизий. Нет массовой сдачи в плен частями. Есть одиночные бегства, это да. Есть попавшие в плен в страшных котлах сорок первого. Но не зафиксировано ни одного случая, чтобы какой-то полк взял, сел в поезд и уехал домой. НКВД тут не причем. Никакие заградотряды не удержат дивизию.
В самые страшные дни сорок первого и сорок второго армия держалась, давая возможность тылу мобилизоваться.
А в семнадцатом, когда немец был далеко от всех столиц, солдатики вдруг задолбались воевать.
Почему?
Кому интересно, самостоятельно изучайте - почему это пензенскому крестьянину не хотелось воевать за какие-то проливы.
Да не народная это была война. Чужая. А вот Великая Отечественная была войной народа.
Война чужая, пригнали тебя как скотину на польский фронт, воюй там. А в тылу, говорят, царь-батюшка велел крестьянам землю раздать. От так. Сиди тут в окопе, а в деревне кулак Трофим твою землицу под себя подгребет.
Царя скинули, свободу дали Приказом №1. От таперича воля всем будет. Таперича можно ахвицера по матушке послать, да домой собираться. Да не одному, а всем гуртом, так подручнее.
Наивный фей Керенский решил мужичков устыдить созданием женского батальона смерти, на чем киношники и заработали спустя сто лет. Ага, так устыдил, что иначе как "проститутками" этот батальон солдаты и не называли.
Снимать про Россию, которую кто-то потерял, можно лишь тогда, когда ты показываешь обе стороны этой России. И хрустящую булкой, и жующую лебеду.
Но про лебеду они не могут. Они ее не ели. Они только про булку могут.
Ну хорошо, пусть про булку.
Но ведь тема про юного юнкера, просравшего имение, гувернантку, карьеру, томик Брюсова, папиньку и мамаn - она однообразна. Колокола, ярмарка, румянец, революция, вороны, зима, чека, расстрел, героические походы, пароход в тумане, такси в Париже.
ВСЕ!
История какого-то терпилы. Пусть большевики угрюмые гориллы, пусть злодеи адские. Но юнкер-то как ни крути - лох.
Вот потому белодельческие истории и унылы. Потому что они про лохов. Пусть симпатичные, пусть наодеколоненые. Пусть с аксельбантами. Но - лохи.
Я вот пишу рассказы и повести по Великой Отечественной - мне их легче писать. Потому что у моих героев есть будущее. Как минимум сорок лет нормальной, тяжелой, но счастливой жизни. А у этих юнкеров нет ничего.Путь белодельца - это путь самоубийцы. Пораженческий путь.
"Хождение по мукам", "Белая Гвардия", "Тихий Дон" - вот потолок. Выше не прыгнуть. Но там были талантищи, гении, а наши киноделы - бездари.
И снять фильм, про то как штабс-капитан, прошедший через Стоход или Августов, сначала примыкает к Белому движению, где с удовольствием расстреливает февральских либерастов, а потом и мужичков порет, внезапно осознает свою неправоту, переходит на другую сторону и становится краснее Троцкого - это они не смогут. Ума не хватит.
Если бы я писал литературную основу "БатальонаЪ", я б написал так.
Первая треть фильма - окопный быт обычного пехотного батальона в условиях лета 1917 года. Приказ №1, громадная усталость, отсутствие ненависти к немцам, таким же бедолагам, ненависть ко всем, кто в погонах.
Вторая треть - прибытие бабского батальона. Ой, вот тут тема. И ржач над бабами, и вылазки стрелков в расположение к соседкам, сами понимаете зачем. И усиление накала ненависти к начальству. Вот уже и баб начали посылать.
Третья треть - бабский батальон идет в атаку, а остальные... Лежат в окопах, покуривают и наблюдают.
И общая идея - "Ну и нахуя все это надо было?"
И один из героев обязательно был бы большевиком. Нормальным. Без навязанных либерастами догм.
Все равно не снимут. Этот сюжет противоречит потерянным булкам.