Не так давно Карлу Маннергейму открыли мемориальную доску в Санкт-Петербурге и это вызвало шквал эмоций, причём далеко не самых хороших. Военно-историческое общество подняло крик, доску, а потом и вовсе прикрыли клеёнкой.
В свете всего этого мне захотелось рассказать один небезынтересный, но почему-то замалчиваемый, факт о Зимней войне. Точнее, о величестве финских заграждений, которые РККА так долго не могла взломать и понесла при этом ужасные потери. Это, конечно, не повод к открытию или обливанию краской доски Маннергейму, но всё же интересный факт, который имеет к нему отношение.
Речь пойдёт о минных полях, а точнее - о их количестве у финнов во время этой войны. И о том, как лгали Сталину об этом.
По советским данным, которые были озвучены комбригом Хреновым (начальник инженеров Северо-Западного фронта) на совещании ЦК ВКП(б) начальствующего состава по сбору опыта боевых действий против Финляндии 14 апреля 1940 года, всего за время войны были установленные следующие заграждения:
"1) проволочных препятствий 220 км, или в среднем каждый квадратный километр фронта имел 0,5 километро-проволоко-препятствий;
2) лесных завалов 200 км, или в среднем на один квадратный километр фронта 0,5 км завалов;
3) минных полей 386 км, или в среднем 0,9 км на 1 км2 фронта;
4) эскарпов и рвов 50 км;
5) надолб, в основном гранитных и частично железобетонных, 80 км."
Нас интересует третий пункт - 386 км минных полей или 900 м на 1 км2 фронта вроде бы большое количество, и сами озвученные цифры на совещании с самим Иосифом Виссарионовичем звучат очень внушающее и даже могут служить неким оправданием неудач Красной Армии в это войне.
Давайте разберёмся в следующих вопросах:
- было ли у финнов необходимое количество мин, чтобы создать минные поля указанной выше протяжённости,
- если не было необходимого количества мин, то минные поля какой протяжённости финны могли бы создать, и (пожалуй, самый интересный вопрос)
- сколько было необходимо мин финнам, чтобы создать минные поля указанной выше протяжённости.
На все эти вопросы поможет ответить финское наставление «PANSSARIMIINAOPAS» (Ps.miinat m/36, m/39, m/41, m/43, ja m/44) издания 1944 года.
Но сначала немного углубимся в историю мин в Финляндской армии.
Практически сразу после образования независимой Финляндии, тамошние сапёры задумались о минах, как оборонительном оружии.
Военные инженеры стали изготовлять и ящичные мины (Laatikkomiina), которые состояли из деревянного ящика размером 60х60х20 см, в котором размещался заряд ВВ и взрыватель натяжного действия. Данные мины могли быть как противопехотными, так и противотанковыми и отличались только массой заряда ВВ и усилием срабатывания.
Первой противотанковой массовой финской миной стала мина Panssarimiina m/36 (в советской литературе - мина Ф-1). Мину разработал подполковник Раатикайнен (T. Raatikainen), который во время Второй мировой войны был начальником отдела боеприпасов Штаба Финской армии.
Мина считалась секретной. Инструкция к этой мине была издана только в 1938 году.
Всего было изготовлено 5 тысяч мин m/36. С началом Зимней войны финны выявили низкую эффективность против советских танков Т-26 и для устранения этого недостатка изготовили дополнительные заряды цилиндрической формы (два заряда массой 2,5 кг каждый на одну мину), которые укладывались под мину при её установке. Также некоторые мины устанавливались сдвоено (одна над другой), но это приводило к повышенному расходу мин.
В декабре 1939 г. лейтенант Лухас (O. Luhas) создал мину Luhas-ansa. Мина имеет «челюсти», образованные двумя кусками доски. К нижней доске крепится шашка тротила массой 200 г, в которую вставлен запал взрывателя m/40. Данная мина изготовлялась и применялась только в секторе Колла (Kollaa).
1 - нижняя доска; 2 - верхняя доска; 3 - взрыватель m/40; 4 - 200-г тротиловая шашка
Так же применялась мина Loukkukauta, описание которой помещалось ещё в довоенной литературе и там она может именовать как Hiirennakki (мышиная ловушка). Данная мина по конструкции схожа с вышеописанной миной.
Финны создали и простейшую противопехотную мину кругового поражения, которая получила название Putkimina (в советских источниках - Трубчатая мина). Мина изготовлялась из обрезка трубы, который заполнялся ВВ и снабжался взрывателем натяжного действия. Мины устанавливались в траве и лесу, привязывались к деревьям.
Для защиты своих позиций от внезапного нападения финны применяли сигнальные мины Valoansa, которые представляли из себя картонную коробку V-образной формы, в которой помещался светящийся состав и ампула серной кислоты. При нажиме на коробку ампула ломалась и воспламеняла состав, освещая окружающую местность.
Из 5 тысяч имевшихся мин m/36 на начало войны 4825 было установлено на карельском фронте, а 175 мин установили на северных берегах Ладожского озера.
В декабре 1939 г. в войска стала поступать мина Panssarimiina m/39, которая была разработана ещё до войны (в советской литературе - мина Ф-2). Во время войны был выдан заказ на изготовление 85 тыс. таких мин.
В октябре 1939 г. майор Салоранта (A. Saloranta) сконструировал деревянную мину, которая получила обозначение Panssarimina m/S-39. Производство мин m/S-39 началось 8 ноября 1939 г. на фабриках Lahti и Helylä, которые изготовили 2 тыс. мин только за первую неделю производства.
Увеличив массу заряда, получили мину Panssarimina m/S-40. В советской литературе обе мины называются «Финская деревянная мина».
За время войны было изготовлено 133160 мин марок m/S-39 и m/S-40. Применение деревянного корпуса значительно удешевило производство мин, так одна мина m/39 стоила 500 финских марок, а мина m/S-39 или m/S-40 стоила уже 110 марок.
Финское правительство помимо стрелкового и артиллерийского вооружения пыталось закупать за границей и мины. Так, 7 января 1940 г. было куплено 100 штук только что принятых на вооружение шведских мин М/39. 100 мин для финской армии были каплей в море, и поэтому эта мина не вошла ни в одной финское Руководство или Наставление.
По другим сведениям шведы поставили финнам 1100 мин M/39, которые применялись в Зимнюю войну и войну 1941-44 гг.
Но имеются и другие интересные факты касательно мин иностранного производства во время этой войны. В музее истории Инженерных войск в Финляндии находится британская мина G.S. MkII, точнее в музее находится крышка от мины и подписана она была как «мина m/40», правда музейных работников не смутила надпись на чистом английском языке «Cover not be removed».
По сведениям финских историков, у британцев была получена лицензия на экспорт в Финляндию 450 или 8000 противотанковых мин (в двух серьёзных источниках - «Apu jota ei annettu» («Помощь, которая не поступила») и Юхо Нийкканен «Talvisodan puolustusministeri kertoo» («Министр обороны времён Зимней войны рассказывает») - указано разное количество). Согласно обоим источникам, мины не были поставлены в Финляндию (согласно одной книге мины не были отправлены из Великобритании до конца Зимней войны, а после её окончания отправка была отменена), но, по всей видимости, это не совсем так, т.к. имеется финское руководство «Hv.MIINAT, ANSAT, ISKU- JA ERIKOISSYTYTTIMENT», в котором данная мина описана под индексом m/40.
В дополнение к высказанной ранее версии, существует ещё две, которые выглядят вполне реальными. Версия первая - финны всё же получили небольшую партию мин до окончания войны и использовали их в боях (отсюда ясны и слова из одной советской статьи «британская» мина, хотя на рисунке показана мина m/36) и после окончания войны больше не получали мин. Версия вторая - после окончания войны финны продали мины обратно по более высокой цене, т.к. британцы остро нуждались в минах для минирования побережья против возможного немецкого десанта.
Как было сказано выше, в наставлении «PANSSARIMIINAOPAS» (Ps.miinat m/36, m/39, m/41, m/43, ja m/44) приведены схемы для установки минных полей как раз для мин m/36 и m/39, но они же действуют и для других противотанковых мин.
Итак, согласно финскому наставлению стандартное минное поле состоит из четырёх рядов мин с расстоянием 4 м (5 шагов) между минами в ряду и таким же расстоянием между рядами. От края поля мины устанавливаются со смещением в один шаг, начиная с двух, т.е. первая мина в первом ряду от границы минного поля на расстоянии 2 шага, во втором ряду - 3 шага, в третьем - четыре, а в четвёртом - на пять.
Минное поле может состоять из одной и двух полос таких минных полей. Минное поле в одну полосу имеет глубину 15 шагов или 12 метров, а в две полосы - 40 шагов или 32 метра, с расстоянием в 10 шагов (8 м) между полосами.
Минное поле может быть сколько угодно длинным и в примере в наставлении показано минное поле длиной 130 м, но для простоты изложения мы возьмём минное поле размером 32 на 32 метра, что можно примерно приравнять к 30 на 30 метров согласно советским данным. В таком минном поле устанавливается 64 мины.
Примерное количество всех произведённых мин на момент окончания войны следующее: m/36 - 5000 шт., m/39 - до 10 тыс. шт., m/s-39 и m/s-40 - 133160 шт., других мин - до 50 тыс. шт. Итого - около 200 тысяч мин всех типов. Количество мин могло быть больше, но стоит понимать, что количество изготовленных мин не равно количеству установленных к моменту окончания войны; не малая часть из них была на складах, но мы их будем учитывать для наглядности.
Из такого количества мин можно установить следующее количество минных полей размером 32х32 м:
200000/64=3125 шт.
Это позволяет установить (3125×32)/1000=100 погонных километров минных полей.
Согласно советским данным протяжённость минных полей составляет 386 км, если быть точнее - погонных километров. Если минное поле принять размером 30х30 м, то получим следующее количество таких минных полей:
(386×1000)/30=12866,7≈12867 шт.
Если всё же размерами 32х32 м, то получаем:
(386×1000)/32=12062,5≈12063 шт.
Для установки такого количества минных полей потребуется следующее количество мин:
12867х64= 832488 шт.
12063х64= 772032 шт.
Как видно из расчётов, реальное и мнимое количество мин расходятся всего-навсего на «каких-то» 570-630 тысяч мин!
Читатель может заметить, что осколочные мины устанавливаются с проволочными растяжками длиной несколько метров как минимум в одну сторону, а могут и в две стороны и тогда расход мин будет значительно меньше. Но в тоже самое время необходимо учитывать, что фугасные противопехотные мины устанавливаются гораздо чаще, чем каждые четыре метра и таким образом в данном случае нивелируется вся выгода осколочных мин.
Даже если количество имевшихся у финнов мин мной занижено, то незначительно.
К сожалению это показывает несостоятельность тех, кто готовил доклад Сталину. И ещё неизвестно, сколько на самом деле было километров проволочных заграждений и надолбов. Возможно это тоже очередной миф Зимней войны, который ещё предстоит развеять…