А вот более интересная и оригинальная рацуха - автогенный аппарат, изготовленный в полевых условиях.
Нужда - мать таланта, и похоже именно так произошло в 253 автороте 195 сд, где шофёр-электрик Зильберштейн Григорий Михайлович предложил автогенный аппарат, изготовляемый своими силами в подразделении.
Проект был одобрен в течение двух дней и используется в подразделении.
Более подробно с описанием и схемой автогена Зильберштейна можно ознакомиться ниже.
Интересно, что в картотеке сайта Память народа числится два Зильберштейна Григория Михайлович, но получается это один и тот же человек. Родился Зильберштейн в городе Умань, Киевской области.
Но есть одно но: согласно бумаг, он пропал без вести 9 января 1943 года в районе деревни Чертково тогдашней Ворошиловоградской области, а документ с описанием автогена от декабря месяца 1944 года.
Также в авгсте месяце 1945 года был награждён медалью "За оборону Москвы" и "За боевые заслуги", слов про награждение посметрно в документах нет. Судя по всему, слухи о смерте в январе 1943 года излишне преувеличены.
Документ о гибели
Награждение в 1945 году