Авиационная фортификация

Jul 22, 2020 15:30

Укрытие авиации в самый уязвимый момент, то есть на земле, от противника стало актуальным с момента появления самой авиации как вида вооружённых сил.
Стальная или деревянная птица быстра, проворна и юркая в воздухе, но легко уязвима на земле. Это уже достаточно хорошо понимали во время Первой мировой войны и ясно осознали с первых дней Второй мировой войны, а все последующие войны это ещё больше подтверждали.
Про фортификационное оборудование аэродромов во время ПМВ у меня сведений нет. Вероятно оно если и проводилось, то в не значительных масштабах. Самолёты были как довольно легко уязвимы, так и довольно легко поддавались ремонту. Клей, перкаль, пила и лесоматериалы в этом хорошо помогали.
в дальнейшем с развитием дальней авиации началось и развитие фортификационного оборудования аэродромов.
Документ управления ВВС Резервного фронта военинженера 3-го ранга Спрыгина Дмитрия Васильевича и военинженер 2-го ранга Вахрушева (предположительно Викентий Яковлевич) от 28 сентября 1941 года предлагал следующие типы укрытий для самолётов:
1) Чисто земляной вал.
2) Земляной вал с внутренней дерновой стенкой.
3) Земляной вал с внутренней стенкой из мешков, наполненных землёй.
4) Земляной вал с внутренней стенкой из теса, горбылей, жердей или плетня.
5) Двойная стенка из тёса, горбылей, жердей и других подручных материалов с засыпкой между стенками грунтом.
С полным текстом документа можно ознакомиться ниже.


Между прочим, Спрыгин в 1942 году занимался уже судоремонтом!

Советских фотографий данных типов укрытий во время Второй мировой войны я не нашёл, а вот иностранные фотографии в этом плане очень помогают.
Вот примеры 1-го и 2-го типов, но уже послевоенные. Видны и ангары.




3) Земляной вал с внутренней стенкой из мешков, наполненных землёй.
Истребители Brewster F2A-3 Buffalo из состава 212-й истребительной эскадрильи (VMF-212) морской пехоты США, размещённые в замаскированных капонирах на авиабазе морской пехоты Ева на Гавайских островах; апрель 1942-го год



4) Земляной вал с внутренней стенкой из теса, горбылей, жердей или плетня.
Примеры финских фотографий






Предлагалось данные сооружения делать заглубленными в землю, что уменьшает объём земляных работ и прекрасно показано на следующих финских фотографиях.









5) Двойная стенка из тёса, горбылей, жердей и других подручных материалов с засыпкой между стенками грунтом.
Это в чистом виде засыпные фортификационные сооружения. Именно таких на фотографиях я опознать не смог.
Но чем глубже в тылу находились подразделения, тем более слабыми были укрытия для воздушных средств и не редко они просто стояли под открытым небом, а в лучшем случае были лёгкие укрытия (от осадков).
Разведчик F-5 Lightning на авиабазе Mount Farm в Великобритании.


Или вот авиабаза на атолле Фунафути в южной части Тихого океана, где также базировали американцы. Прям таки пляжные условия. Японцы далеко, аэродром ещё надо найти, так как американцы не редко аэродромы строили на месте с нуля.





Прекрасными примерами пренебрежения укрытия самолётов, по сравнению с которыми приведённые выше фотографии являются просто венцом фортификации, линия Маннергейма и Мажино наяву, я нашёл следующие:
Истребители F-84 португальских ВВС подготавливаются к боевому вылету. Луанда, приблизительно 1960-й год.
Прекрасно видно, что самолёты в прямом смысле стоят крыло к крылу и португальскую авиацию от уничтожения на аэродроме спасало до поры до времени только отсутствие у местных борцов за независимость более-менее дальнобойной артиллерии и наверняка постепенно расширение охранного периметра.


Второй показательный пример - последствия миномётного обстрела американского аэродрома, на котором базировались бомбардировщики B-57 в 1964 году.
Видно что два самолёта уничтожены, один относительно серьёзно повреждён, а остальные также вероятно имеют осколочные поражения. Судя по всему американцы до поры до времени не верили, что у вьетнамских партизан есть миномёты, вероятно калибром 120-мм.







После войны аэродромы стали усиливать.
В развитых или даже в большинстве стран мира обустроили металлические, затем железобетонные укрытия и потом добавили земляную обваловку. Вот как примеры на фотографиях.
Такие укрытия на стационарных аэродромах существенно их демаскируют, но видимо целостность самолётов сочли более важной, чем скрытность аэродрома.














Были такие же укрытия и в Ираке. Они были лакомой целью для авиации Коалиции, и для их поражения и уничтожения самолётов внутри использовали специальные авиабомбы. Сооружения исполинского размера; человек среднего роста на их фоне смотрится как небольшая собака. Видел фотографии у друга, который там был вскоре после событий.

image Click to view



В том же Вьетнаме, когда американцы влезли туда по самое не могу, фортификационное оборудование аэродромов существенно улучшилось.




Вот такие примеры укрытий, даже несколько комичные, когда огромный вертолёт CH-54 Tarhe просто не влазит в укрытие.




Не малую часть Фотографии я взял у друга 477768

Финляндия, фортификация, авиация, ВМВ, Вьетнам, ВОВ, США, РККА

Previous post Next post
Up