Комментарий в Альфе

May 20, 2013 23:03



Сразу предупреждаю: я
глубоко профдеформированный
человек, поэтому, возможно, отвечать
Вам буду не я, а моя
профдеформация. )))
Правда, от доброжелателей куда-то
деваться очень тяжело. Медицина и
педагогика - самые несчастные
области человеческой деятельности:
потому что решительно каждый
встречный твердо знает, как надо
учить и лечить. Увы. Как научить
ребенка на всё это правильно (то есть
- никак) реагировать? На мой взгляд,
близкий к оптимальному способ -
спорт. Не школа олимпийского
резерва, но и не просто
оздоровительные занятия -
любительский спорт. Где, с одной
стороны, есть соревнования и даже
спортивные разряды, а с другой - нет
такого прессинга, как в спорте высших
достижений. Всё равно какой спорт.
Лишь бы тренер хороший.
А теперь о том, что дает спорт.
Во-первых, он дает понимание
компетентности. Мнение тренера
имеет значение. Мнение судьи. Мнение
другого спортсмена можно обдумать -
он по крайней мере понимает, о чем
говорит. Но мнение зрителя не имеет
никакого значения: он некомпетентен.
А спортсмену абсолютно не важна
некомпетентная оценка. Она
неинтересна. Никакие творческие
кружки и студии этого не дают:
рисуешь, лепишь, танцуешь, поешь,
стихи пишешь - в любом случае тебе
важно мнение зрителя. Который
может быть при этом абсолютно
некомпетентен в данном виде
деятельности. А спортсмену
непрофессиональное мнение не
важно. И дети довольно быстро
отращивают это понимание: у всех
людей есть границы компетентности.
Мнение тети Клавы с лавочки не имеет
значения ни в каком случае. Мнение
математички Марь Ванны имеет
значение, когда оно касается моего
знания математики. А когда оно
касается моей прически - оно не имеет
значения. Зато имеет значение мнение
парикмахера. Который, в свою
очередь, может оставить при себе
свои представления о том, как надо
решать задачи по арифметике.
Второй очень полезный навык
касается оценок. Спорт учит понимать:
любая оценка оценивает только то, за
что она поставлена. Если я занял
первое место с конца на
соревнованиях по плаванию - это
значит только то, что я плаваю хуже
тех, с кем состязался. И больше это
ровно ничего не значит. Оценка по
английскому оценивает мое знание
английского. Она не оценивает мои
личные качества, равно как и мою
компетентность в других областях
знаний. Если какой-то доброжелатель
начинает заниматься генерализациями
и обобщениями ("Тройку получил! Это
что же, ты маму не любишь? Она же
расстроится!") - этот любитель
обобщений немедленно отправляется
в сад.
Ну и, наконец, спорт учит очень
важному подходу: сравнивать свои
сегодняшнпие достижения не с
Васиными или Петиными, а со своими
вчерашними. Имеет значение только
это. Только рост твоего мастерства.
Если Петя плохо тренировался и ты
обогнал его на лыжах - ты не начал
лучше кататься. А значит, на любые
слова "А вот Миша давно уже умеет
\учится на одни пятерки\и т.д".
ребенок просто учится реагировать
как на заявления некомпетентного
человека. А некомпетентное мнение
спортсмену что?.. Точно, по барабану.

Запись сделана с помощью приложения LiveJournal для Android.

!, воспитание, мысли, альфа

Previous post Next post
Up