Победа взрослой женщины над 9-летним мальчиком

Oct 28, 2014 22:43

надо несколько раз перечитать, чтоб в сознание вьелось. Как по мне, очень крутой текст.
Оригинал взят у matilda_bella в Победа взрослой женщины над 9-летним мальчиком
Вчера в одном сообществе, называющем себя психологическим, но регулярно собирающем людей, гротескно далеких от психологии, висел пост. О том, как взрослая тетенька победила 9-летнего мальчика.

Фабула вкратце такова: в троллейбусе дама увидела, как мальчик с друзьями обзывает одноклассницу косой. Дальше - полный набор элементов проекции. Девочка напоминающая зайчонка. Лицо мальчика, говорящее об отсутствии в нем человеческого. Гадкая учительница, не обращающая на это внимания. Гадкая толпа, не обращающая на это внимания. "Знаю, что поступила правильно..." Триумф воли, кароч. И 390 аплодирующих каментов.

Время от времени в разных блогах появляются посты в духе "Я увидела, как мать прилюдно бьет/ оскорбляет/ унижает ребенка, что надо было сделать?" или "За стеной кричит ребенок, что мне делать?" . Знаете, а ведь у меня есть ответ. Вы собираетесь осуществить грамотную подстройку к взрослому в этой ситуации? Узнать его фрустрации, обеспечить ему их контейнирование (безопасное проживание с вашей помощью)? Проще говоря, помочь ему снизить его напряженность, заставляющую психологически компенсироваться на ребенке? Нет? Не собираетесь? Пройдите мимо, экспресс-Бэтмен. И обязательно сходите к психологу.

Психолог от вас не утаит, что, вероятнее всего, вы спроецировались, и все ваши действия продиктованы желанием гиперкомпенсировать свою собственную детскую травму подавления, немедленно, прямо здесь. Или, как вариант, вопрос стоит о повышении собственной значимости в своих глазах (я - сила добра). Вызывает у кого-нибудь сомнение, что своим вмешательством вы увеличите общее давление на абьюзера? И как только вы удалитесь в лучах собственной благости, все это давление будет немедленно перевыставлено угнетаемому. Вообще, возвращаясь к исходному примеру, сколько желающих преподать урок, что на любую силу найдется бОльшая сила, столько успешно преподанных уроков, что побеждает сила. Говорю, же, давить экспресс-Бэтмена в себе надо бескомпромиссно. Сложные жизненные задачи не решаются нахрапом и с налету. Повлиять на ситуацию можно, но незначительное по вложению сил участие приведет и к незначительному влиянию. Вообще, каждому важно понимать, что ответственность за все мироустройство персонально на нем не лежит, если человеку порой кажется, что именно в такие моменты за ним с небес кто-то пристально наблюдает. А вот за выбор разумного и осмысленного паттерна поведения вместо реактивного - лежит, очень лежит, и только на нем и лежит.

Как можно продуктивно влиять на ситуацию, хоть и незначительно (в пределах трех остановок на троллейбусе)?

Можно воздействовать на "абьюзера". Например, мальчика из примера можно было спросить: "Зачем обзываешься" и подумав немного, и продолжив проницательно и задумчиво созерцать его: "Тебя не обижают дома?", Понимаю, не все половозрелые мужчины и женщины, располагающие водительскими правами и ипотекой, способны понять, что дети, - не более, чем отражение всех тех фрустраций, который окружающие их взрослые не смогли контейнировать (экологично обработать в себе) самостоятельно, и просто слили на них. Ребенок, в принципе, не рождается со способностью контейнировать свои фрустраций. Если вместо заботливого зрелого взрослого он получает семью недоразвитых, он просто обречен не то, что не получить этого навыка вообще, а перенять прием гиперкомпенсации за счет кого-то другого. Я не говорю - вымещение, потому что в вымещении уже наблюдается хоть какой-то умысел, а гиперкомпенсация протекает, обычно не затрагивая сознания.

Безумно - ставить знак равенства между ответственностью половозрелого, дееспособного взрослого и девятилетнего ребенка.
Безумно - в своем уме считать, что ребенок "манипулирует". У малыша нет и не может быть мозгового субстрата на замысловатые поведенческие схемы. Он просто повторяет то, что видит чаще всего.
Безумно - говорить, что "люди бывают озлобленными не только из-за травм. они могут такими родится". Верить в озлобленных новорожденных малышей, это дебют безумия, понимаете?

Внимание к ребенку, внимательное его слушание, задавание вопросов по поводу того, что с ним происходит, может облегчить его фрустрацию, и снизить потребность в гиперкомпенсации за счет другого человека. Понятно, что за три остановки на троллейбусе трэмс-хрэмс-брэмс чуда не произойдет, и ваше влияние окажется минимальным, но все ж лучше, чем и вовсе контрпродуктивные, ухудшающие ситуацию действия.
Женщину-алкоголичку, бьющую прилюдно ребенка, можно принять за человека, сочувственно спросить: "Скажите, чем вам помочь". Это, конечно, не та картина блахадеяния, которая рисуется в иных умах. Однако только облегчение ее фрустрации может привести к уменьшении потребности гиперкомпенсироваться за счет ребенка.

Можно воздействовать на "угнетаемого". Например, отнестись с теплотой к девочке из примера. Посмотреть на нее созерцательно, выражая, что зрелище - ласкает взгляд, и как мысль вслух впроброс сказать, не оборачиваясь, мальчику : "Все глупости ты сказал. Это все временно, у многих бывает". Может быть, поправить девочке шарфик. Теплота и симпатии заразны для окружающих. Для этого, правда, надо как-то проникнуться к девочке, что экспресс-Бэтменам обычно недосуг. Они и собственному-то травмированному и заброшенному Внутреннему Ребенку за столько лет теплоты не дали и шарфик не повяжут.

На самом деле, знаете, можно найти миллион осмысленных действий помимо реактивных, свойственных малоразвитому сознанию. Просто человек должен хотеть личностно развиваться.

перепост, воспитание, отношения, альфа

Previous post Next post
Up