надо несколько раз перечитать, чтоб в сознание вьелось. Как по мне, очень крутой текст.
Оригинал взят у
matilda_bella в
Победа взрослой женщины над 9-летним мальчикомВчера в одном сообществе, называющем себя психологическим, но регулярно собирающем людей, гротескно далеких от психологии, висел пост. О том, как взрослая тетенька победила 9-летнего мальчика.
Фабула вкратце такова: в троллейбусе дама увидела, как мальчик с друзьями обзывает одноклассницу косой. Дальше - полный набор элементов проекции. Девочка напоминающая зайчонка. Лицо мальчика, говорящее об отсутствии в нем человеческого. Гадкая учительница, не обращающая на это внимания. Гадкая толпа, не обращающая на это внимания. "Знаю, что поступила правильно..." Триумф воли, кароч. И 390 аплодирующих каментов.
Время от времени в разных блогах появляются посты в духе "Я увидела, как мать прилюдно бьет/ оскорбляет/ унижает ребенка, что надо было сделать?" или "За стеной кричит ребенок, что мне делать?" . Знаете, а ведь у меня есть ответ. Вы собираетесь осуществить грамотную подстройку к взрослому в этой ситуации? Узнать его фрустрации, обеспечить ему их контейнирование (безопасное проживание с вашей помощью)? Проще говоря, помочь ему снизить его напряженность, заставляющую психологически компенсироваться на ребенке? Нет? Не собираетесь? Пройдите мимо, экспресс-Бэтмен. И обязательно сходите к психологу.
Психолог от вас не утаит, что, вероятнее всего, вы спроецировались, и все ваши действия продиктованы желанием гиперкомпенсировать свою собственную детскую травму подавления, немедленно, прямо здесь. Или, как вариант, вопрос стоит о повышении собственной значимости в своих глазах (я - сила добра). Вызывает у кого-нибудь сомнение, что своим вмешательством вы увеличите общее давление на абьюзера? И как только вы удалитесь в лучах собственной благости, все это давление будет немедленно перевыставлено угнетаемому. Вообще, возвращаясь к исходному примеру, сколько желающих преподать урок, что на любую силу найдется бОльшая сила, столько успешно преподанных уроков, что побеждает сила. Говорю, же, давить экспресс-Бэтмена в себе надо бескомпромиссно. Сложные жизненные задачи не решаются нахрапом и с налету. Повлиять на ситуацию можно, но незначительное по вложению сил участие приведет и к незначительному влиянию. Вообще, каждому важно понимать, что ответственность за все мироустройство персонально на нем не лежит, если человеку порой кажется, что именно в такие моменты за ним с небес кто-то пристально наблюдает. А вот за выбор разумного и осмысленного паттерна поведения вместо реактивного - лежит, очень лежит, и только на нем и лежит.
Как можно продуктивно влиять на ситуацию, хоть и незначительно (в пределах трех остановок на троллейбусе)?
Можно воздействовать на "абьюзера". Например, мальчика из примера можно было спросить: "Зачем обзываешься" и подумав немного, и продолжив проницательно и задумчиво созерцать его: "Тебя не обижают дома?", Понимаю, не все половозрелые мужчины и женщины, располагающие водительскими правами и ипотекой, способны понять, что дети, - не более, чем отражение всех тех фрустраций, который окружающие их взрослые не смогли контейнировать (экологично обработать в себе) самостоятельно, и просто слили на них. Ребенок, в принципе, не рождается со способностью контейнировать свои фрустраций. Если вместо заботливого зрелого взрослого он получает семью недоразвитых, он просто обречен не то, что не получить этого навыка вообще, а перенять прием гиперкомпенсации за счет кого-то другого. Я не говорю - вымещение, потому что в вымещении уже наблюдается хоть какой-то умысел, а гиперкомпенсация протекает, обычно не затрагивая сознания.
Безумно - ставить знак равенства между ответственностью половозрелого, дееспособного взрослого и девятилетнего ребенка.
Безумно - в своем уме считать, что ребенок "манипулирует". У малыша нет и не может быть мозгового субстрата на замысловатые поведенческие схемы. Он просто повторяет то, что видит чаще всего.
Безумно - говорить, что "люди бывают озлобленными не только из-за травм. они могут такими родится". Верить в озлобленных новорожденных малышей, это дебют безумия, понимаете?
Внимание к ребенку, внимательное его слушание, задавание вопросов по поводу того, что с ним происходит, может облегчить его фрустрацию, и снизить потребность в гиперкомпенсации за счет другого человека. Понятно, что за три остановки на троллейбусе трэмс-хрэмс-брэмс чуда не произойдет, и ваше влияние окажется минимальным, но все ж лучше, чем и вовсе контрпродуктивные, ухудшающие ситуацию действия.
Женщину-алкоголичку, бьющую прилюдно ребенка, можно принять за человека, сочувственно спросить: "Скажите, чем вам помочь". Это, конечно, не та картина блахадеяния, которая рисуется в иных умах. Однако только облегчение ее фрустрации может привести к уменьшении потребности гиперкомпенсироваться за счет ребенка.
Можно воздействовать на "угнетаемого". Например, отнестись с теплотой к девочке из примера. Посмотреть на нее созерцательно, выражая, что зрелище - ласкает взгляд, и как мысль вслух впроброс сказать, не оборачиваясь, мальчику : "Все глупости ты сказал. Это все временно, у многих бывает". Может быть, поправить девочке шарфик. Теплота и симпатии заразны для окружающих. Для этого, правда, надо как-то проникнуться к девочке, что экспресс-Бэтменам обычно недосуг. Они и собственному-то травмированному и заброшенному Внутреннему Ребенку за столько лет теплоты не дали и шарфик не повяжут.
На самом деле, знаете, можно найти миллион осмысленных действий помимо реактивных, свойственных малоразвитому сознанию. Просто человек должен хотеть личностно развиваться.