Сейчас просто на словах, т.к. видео надо отсматривать, выбирать нужные моменты и тогда уже показывать.
Я (Ивановская Е.В.)была членом УИК с правом совещательного голоса от партии "Яблоко", реально я попала туда через проект "Гражданин наблюдатель".
Достался мне участок 1541 на 4ой Новокузьминской улице 3 в здании школы №912.
Действующие лица: председатель УИК Баранова Александра Ивановна, заместитель председателя УИК Андрейченкова Елена Борисовна, секретарь УИК Макаренко Ирина Алексеевна. Член избирательной комиссии за 7м столиком Багрецова Г.А. Был еще такой персонаж, как член УИК с ПРГ Стрельчук Елена Юрьевна представитель от каких-то там инженерно технических служб (в общем ЖКХ), я не помню эту аббревиатуру правильно. Очень разговорчивая дама мечтающая о Сталине и очень нужно фактуры, если ее поставить между кабинками, то урны точно не увидеть.
Началось все нормально, книги со списками перед выборами посмотрели(правда с препирательствами, но в них вроде бы все было нормально), цифры, все какие могли, спросили. Урны опечатали раньше времени, без меня, но в присутствие других наблюдателей.
Началось голосование. Первое что было сделано, нас попытались приткнуть к конкретному месту с запретом перемещаться по участку. С места нашего нахождения участок просматривался довольно плохо. Картинку участка даю.
Я думаю, никому не надо объяснять, что за кабинками нам было плохо видны и урны, и 7 стол выдачи. Секретаря тоже было видно не ах как, а она выдавала бюллетени по открепительным.
Первые два часа народу не было практически совсем. Потом около 11 пошла какая-то волна. Мне показалось, что я могла кого-то не посчитать, пошла посмотрела, что отметили выдающие бюллетени в своих табличках (они там цифры зачеркивают), на тот момент было следующее распределение выданных на руки голосующим бюллетеней от первого стола к 7му: 29, 19, 20, 7, 25, 18, 25. Секретарь в тот момент выдала буквально 5-7. Цифры практически совпали с отмечаемыми наблюдателями. Мой проход по столам и знакомство с отметками членов ЦИК вызвал бурю негодования. Мне было сказано, что я должна сидеть за столом наблюдателей и к столам не подходить. Мною было замечено, что я являюсь членом УИК, а не наблюдателем и имею право смотреть и подходить. Отвлекли меня на эти разборки значительно, но остальные наблюдатели продолжали отмечать приходящих. В 14 часов секретарь сообщила в ТИК и нам, что на данный момент проголосовало 1227 наблюдателей. При этом у наблюдателей число оказалось в районе 8ой сотни. Я прошлась по столам и получила следующие цифры: 146, 103, 139, 96, 115, 109, 160. У секретаря на тот момент проголосовали 23 человека, на дому 19. Т.е. всех-всех-всех 910, или на 300 человек меньше, чем было заявлено. Знающие люди говорят, что уже в этот момент вброс произошел. Тех, кто считал, и это количество удивило, они были согласны максимум на 800, даже с поправкой, что они кого-то пропустили. Секретарь меня стала уговаривать, чтобы я не поднимала бучу, что у них просто разнарядка, чтоб к 14 часам сообщили, что проголосовало 45% избирателей. На мой вопрос, а что они будут делать если не придут, была заверена, что придут, что у них обычно явка выше (ага-ага, знаю я теперь каким образом она выше). Этот разговор должен быть записан на диктофон спецкорром.
Мы сели между кабинками и стали считать кидающих бюллетени в урны. Очень быстро появился представитель ТИК и попытался нас очень деликатно оттуда переместить, но не найдя аргументов, почему мы там не можем находится (мы не могли видеть как голосуют избиратели, т.е. тайна не нарушалась), отстал. С этого места стало гораздо лучше виден стол №7 (столы нумеровала я, просто чтобы было удобно рассказывать). Тут-то мы и заметили, что она постоянно что-то пишет в книги, когда у нее никто не сидит. Я подошла поинтересоваться, что она пишет. Оказалось, что она делала пометки карандашом: в санатории, не проживает и т.п. Вообще, т.к. основная часть ИК это учителя этой самой школы, причем начальных классов, то они знают львиную долю избирателей, постоянно разговаривали с ними на личные темы с выходом на вопросы о том, придут ли те или иные люди голосовать. Какая буча была поднята по поводу отметок, мне так никто и не объяснил зачем они были сделаны. Когда наша спецкорр начала снимать происходящее на камеру, воплей стало еще больше. Написали заявление и на отметки в книги, и на неверно поданные данные о проголосовавших, и на запрет на съемку. Заявление не приняли. Точнее так, сначала не принимали, потом я написала заявление в ТИК, председатель тогда взяла наше заявление к ней и написала на нем "не согласна". На что я уточнила, действительно ли она несогласна с тем, что они против съемки, и что съемку можно спокойно производить. После этого последовало выдворение спецкорра с участка с помощью милиции. Она потом ходила писала жалобу в ТИК, но там не было председателя и решение по жалобе никто не мог принять.
До 7 часов было относительно тихо, члены комиссии шептались, громко обсуждали какие мы сякие, некоторые типа были хорошими, налаживали с нами контакт, а реально просто заговаривали нам зубы. В 7 часов секретарь объявила мне, что на данный момент пришло 1248 человек. Тетенька за 7 столом громко меня проинформировала, что у нее выдано 188 бюллетеней, за 6 - 141. Остальные вслух не озвучили. После этого момента я точно отметила всех, кто подошел к урнам. Таких было 43 человека.
Книги тихо убрали еще до 8 часов. Для двух пришедших в 19.58 книгу специально достали из сейфа. Все наши просьбы огласить количество проголосовавших не были услышаны. Начали считать неиспользованные бюллетени. Сначала частями, каждый сказал сколько у него осталось, сложили - получили число 623. Изначально ИК получила 2000 бюллетеней. Т.е. получалось что проголосовало 1377 человек, что уже никак не совпадало с предполагаемым количеством проголосовавших. Потом неиспользованные бюллетени пересчитывали еще 4 раза, разные люди и получили совершенно разные значения 423, 425... остановились на 428, и решили, что их именно столько. Т.е. пришли проголосовать 1572 человека, т.е. за последний час 324 человека. Гасили бюллетени топором. Мы еще раз потребовали поднять книги и посчитать при нас количество проголосовавших, так и должно было быть по процедуре. Потом книги должны были опечатать, но этого никто не стал делать, книги из сейфа не достали.
Стали вскрывать урны. Вскрыли те, что носили по домам, там было в сумме 34 голоса, как и должно быть.
Большие урны вскрывали так, чтобы часть бюллетеней падали не на стол, а на пол, вторая урна развалилась прямо под столом. Но даже в такой ситуации явно выделялись подозрительные пачки, не сказать, что особо большие (по 10-15 бюллетеней), но все как один за ЕР с одинаковыми абсолютно галочками. Бюллетени считали разными кучками в 33 руки, вуаля, цифры сложили и получили 1572 бюллетеня. Далее им было уже все равно, им надо было нас только удалить, чтобы не выдать копию протокола. Они даже послушно устранились от разбора голосов всем скопом, и я снимала сортировку бюллетеней.
Тетенька из-за 7 стола заявила нам, что на конец дня у нее было 250 проголосовавших. Как я жалею, что не стала снимать последний час выборов. Ее оглашение 188 и пустоту за ее столом следующий час, в который она должна была записать 62 человека. Председатель обещала, что составит акт как минимум по одной пачке из 11 бюллетеней, но думаю, что этого не будет.
Раскладывали председатель и секретарь бюллетени по пачкам-партиям, я это снимала, в углу сидела директор школы (которая формально не имела к УИК никакого отношения). Пришел глава ТИК Рязанского района и началось. В общем нас выгнали по решению ИК. Никаких заявлений от меня он не взял. Как нас выгоняли - будет наверное первым виде, которое я выложу. С нами же ушел наблюдатель от ЕР, наблюдатель от КПРФ ушел сразу после вскрытия урн.
Планирую подавать заявления в ОВД и прокуратуру, сама, или в содействии с "Яблоком".