В-общем я долго думала и пришла к таким выводам Что да, во-первых, все идет из семьи. Дело не только в чувстве защищенности, хотя оно тоже очень важно. Дело ещё в любви, которую каждый ребенок получает в семье. Это и дает ему чувство "я хороший, я любимый, я никого не боюсь, потому что все вокруг хорошие". И в уверенности в себе, умении защищать свои границы, уверенности в своей неприкосновенности. Я уже у Яны писала, что часто непонятное самоощущение у ребенка вызывают противоречивые установки в семье. С одной стороны - хорошие девочки никогда не спорят и не дерутся. Но и защищать тебя никто не будет. сама разбирайся и решай свои проблемы. Если я защищаю себя сама - отдавайте меня в четыре года на карате. Если я скромная девочка - давайте мне эскорт из шести братьев-восьмиклассников. А и то и другое сочетать очень сложно. Или - коллектив всегда прав, без коллектива ты никто. Ты обязана нравится всем. Если у тебя конфликт с коллективом - виновата ты, вс ене могут ошибаться. Но в то же время отношение к другим недоброжелательное и снобистское. Может, они не семи пядей во лбу и этого достойны, но тогда установка "коллектив всегда прав" должна смениться на честное "Я круче всех и мне на всех наплевать". Ну в-общем, ребенок, недополучивший с детстве любви оказывается в школе. И пытается получить эту любовь от одноклассников. Как получается травля? Я работала в школе и заметила. что "сканирование" идет постоянно. Вася толкнул по очереди Машу, Петю, Колю и Сашу. Ничего личного, просто руки чесались и было скучно. Маша продолжает грызть яблоко, бросив ему через плечо "дурака". Петя не задумываясь бьет с ноги. Коля верещит: "ура, я вода!" и припускает за обидчиком, чтобы его осалить.ДЛя них ничего не случилось. Им не важен Вася. его отношение к ним не влияет на их самооценку. А Саше очень нужно нравится Васе, и всем вокруг. при этом самого Васю он не очень любит, скорее боится. поэтому когда Вася его толкает - начинает переживать, плакать и грузится. " что я делаю не так, почему он меня толкает? Для ребенка это трагедия, и ес-сно Васе становится интересно таким образом самоутверждаться. Особенно если Вася тоже в какой-то степени психологически ущербен...
Спасибо! Особенно интересно про одноклассников на примере. Я никогда не наблюдала за детским коллективом, а вон оно как происходит. Пойду вспоминать и анализировать.
Я, кстати, была из тех, кто сразу бросался с кулаками... Окружающих это веселило, и поэтому, когда в классе становилось скучно, развлекались таким вот методом. Если бы тогда уже изобрели мобильники, то снимали бы и выкладывали в сеть. А так - просто вставали в кружок и "болели".
Про "сканирование" я ещё часто вспоминаю одну историю из своих наблюдений. Один мальчик (хоккеист с непробиваемой самооценкой) пришел первый раз в очках. Его заклятый приятель, с которым они часто конфликтовали, решил, что и на его улице перевернулся грузовик с ирисками, и теперь-то он отыграется. Подходит к нему и для пробы так неуверенно спрашивает: "Очкарик - в попе шарик?" Тот поворачивается, корчит омерзительную рожу и вопит "Я - четырехглазый монстр!" На физиономии у незадачливого обзывальщика мелькнуло уважение с некоторой долей зависти. Конечно, кому не хочется быть четырехглазым монстром? Я бы наверное загрузилась, мечтала бы избавиться от очков, завидовала бы тем, у кого их нет... И в итоге меня бы ещё больше дразнили.
Неужели и кулаки не помогали? А если вырвать клок волос из нападавшего? А если коленкой по зубам? Неужели папа не показывал хорошие приемы?
Здорово! :)) Я бы, максимум, ответила "сам такой".
Кулаки как раз обостряли ситуацию. :( Однажды я чем-то швырнула в убегающего пацана (он меня стукнул и побежал), и попала в завуча. Долго мы с ней потом разговаривали. Осталось ощущение облегчения, но кто и что говорил - не помню напрочь! Парни всё равно были сильнее, что бы я ни делала. Один раз только я существенный ущерб принесла. Когда Г. Закинул мой портфель в унитаз в мужском туалете, а сам стоял в дверях и гоготал, я изо всех сил толкнула дверь. Прилетело ему как раз по физиономии. Но я не стала рассматривать ущерб. Я сразу поняла, что после этого он меня просто убьёт на месте и очень, очень быстро умчалась в другой коридор, в класс к брату и там спряталась за Петра Евгеньевича (он у нас вёл математику, а заодно секцию карате).
А папа... Ну, что папа. Он пить бросил, когда мне 15 лет было, для меня на тот момент травля и драки были уже позади, и вообще жизнь уже вырулила в позитив. Поэтому ему не до нас было, к сожалению. Ничему он ни меня, ни брата не научил. Его чувство вины очень сильно подкосило, когда брат утонул. Потому что мы его часто в детстве просили научить нас плавать, а он так и не собрался. Да и, строго говоря, от папы мне тоже перепадало периодически, причём, частенько несправедливо. Это как раз к вопросу, откуда растут ноги у травли в школе.
Мои развелись, когда мне было 7 лет. папа тоже пил. Но я знаю, что за меня он порвал бы... Если бы жил в нашем городе и знал о том, что происходит. НО стыд от того, что папа в нетрезвом виде может придти в школу и будет разбираться, пересиливал желание позвать на помощь. Ну и как-то это тогда вообще в голову не приходило... Так же стыд от того,что я буду глупо выглядеть, если дам кому-то в рожу, заставлял терпеть издевательства и подколки... Хотя будь у меня сейчас девочка - ходить бы ей на это самое каратэ...
Вот, кстати, да - даже в голову не приходило позвать на помощь! Но у меня, я подозреваю, именно от того, что всё равно же не пойдут. Нет, один раз я устроила дома истерику, это был практически крик о помощи, насколько я помню свои ощущения. Потому что уже край был. Я орала, что вообще в школу больше не пойду никогда. При этом понимала, что пойду, и от этого было ещё хуже. Мне бы хотелось, чтобы мама пошла в школу, поговорила с учителями, чтобы те обратили внимание, что в классе делается. Но открытым текстом я этого не говорила. Маме в голову не пришло. Она что-то мне внушила, типа "Мало ли, какие трудности в жизни бывают, отовсюду не убежишь", при этом мыла посуду или картошку чистила... и я совсем поняла, что никто за меня впрягаться не станет.
И про стыд за папу в нетрезвом виде тоже хорошо понимаю, к сожалению. :(
К слову, у меня и сейчас нет ощущения, что у меня есть тыл. Нет его. Я сама себе тыл, и не только себе, и это тяжело очень на самом деле.
Кстати, учителя мне кажется в принципе все видели... Но им как-то пофиг было в большинстве случаев. Меня мама даже перевела в другую школу, менее быдловатую. Но там ситуация повторилась, даже стала хуже. В первой школе хоть из-за и бедности не цеплялись...
Может, и видели, сейчас я тем более не могу сказать. Там время такое было - всем было только до еды. У всех это была первоочередная задача. Нет, у школьников ещё - про модную одежду, жвачки и видеосалоны. Некоторым родители могли это обеспечить, мне - нет. А форму тогда уже отменили, и выглядела я... кхм... Что мама отхватила в "детском мире", то и носила. Бедность такое дело, она отягчающее обстоятельство. Любви к ребёнку должно быть раза в два больше, чтобы компенсировать. Чтобы уверенности хватило, несмотря на перешитую мамину юбку и свитер брата с подвёрнутыми рукавами. А вырулилось у Вас как из этого всего?
В первой гопницкой школе многие оборвышами ходили, жили в бараках и на этом как-то не заморачивались. А во второй публика была скорее мажорская, чем гопницкая, хотя гопоты тоже было навалом. И чужого во мне опознали, не успела я даже рта открыть, по дресс-коду... у меня ещё были свои заморочки, я ненавидела попсу, сама была высокого роста и думала, что детские вещи помогут мне закамуфлироваться... а ещё я очень не хотела расти и становиться женщиной. Что меня ещё больше выделяло на фоне девочек с химией на голове :) Меня выручило,что у меня появились друзья (вернее подружки по рисованию) вне школы. И я поняла, что я не одна такая, что есть другие люди с интересами кроме шмоток и мальчиков. Потом я поступила в училище. И друзей стало много, за мной стали ходить толпы фанатов и ждать, когда я открою рот и произнесу что-нибудь умное. И то, что делало меня объектом насмешек в школе, позволяло быть можно сказать лидером в другой среде. Одно то, что можно было не стыдиться, что ты книжки читаешь - стоило многого :) Но я до сих пор не доверяю людям, мне сложно подружиться. Первентивный удар с ноги - мой обычный стиль поведения в коллективе. Но теперь почему-то коллективы обычно прогибаются...
Один в один: появились друзья вне школы с общими интересами. Хотя, там не столько дело в интересах, сколько не знаю в чём. Просто как-то не принято было никого травить... Хотя, в первый момент, когда я увидела группу из семи парней и себя, единственную, мне захотелось убежать сразу же. Хорошо, что я этого не сделала. :) Но мне эта компания обеспечила даже не тыл, конечно, но уверенность в том, что со мной вполне можно по-человечески общаться, что это не я такая ущербная, с которой никак иначе нельзя. И у меня в школе постепенно всё наладилось. В старших классах я уже совершенно нормально общалась. (Нет, там ещё была пара моментов, причём, уже не с парнями, а с девчонками, но на моё самоощущение это уже не сильно влияло). Сейчас я общаюсь легко. Знакомлюсь, доверяю. Правда, сейчас от мужчин шарахаюсь, но это понятно. Пройдёт со временем.
Я ещё подумала. :) Мне кажетсЯ, чувство любви более важно в начале детства, так скажем. Не знаю, до какого возраста. А потом, когда ровесники начинают постепенно отодвигать родителей в сторону, уже одной любви мало. В это время ребёнку уже недостаточно того, что его семья любит. Ему ещё нужно занять своё место в коллективе. Тут уже защищённость должна ощущаться. Уверенность, что тебя не только любят и принимают, но и не активно вступятся, если что. Мне кажется, независимо от любви, каждый ребёнок попадает в ситуацию, когда кто-то должен быть за него. Мало ли, учительница несправедливо наказала, шпана привязалась, ещё что-то. И тут уж недостаточно обнять и сказать "Мы тебя любим, не обращай внимания, в следующий раз поступи так-то...", а нужно вмешаться.
Любовь в детстве формирует личность, самодостаточность и самооценку. И все это помогает впоследствии поставить себя в коллективе на правильное место. Поведение ребенка в коллективе - это плоды воспитания его в семье. Наверное, как и вся жизнь... С той разницей, что взрослыми мы можем изменить свое поведение, свое видение проблемы, а ребенку это очень трудно...
Да, согласна. Эту мысль я пропустила, она должна быть перед словами "Мне кажется, независимо от любви, каждый ребёнок попадает в ситуацию..." То есть, в основном - да, любимый ребёнок в большинстве ситуаций будет не будет уязвим, но с каждым иногда случается что-то. Вот тут-то родителям и нужно показать, что не только любят, но и в обиду не дадут.
Я писала про своего старшего, как его отругали и вызвали меня в школу? я говорю: "Ваня, передай, что мама придет и разнесет этот гадюшник по кирпичикам". и что ты думаешь ответил Ваня, когда его спросили, придет ли мама? Он сказал: Мама просила передать, что она придет и ... ну и далее по тексту
Я туда прихожу, а учительница мне так возмущенно это все пересказывает, про гадюшник и кирпичики, и делает выводы, почему ребенок уроки не делает и вообще школу не боится. Это мама его настраивает :) Ну я поблеяла немного про индивидуальный подход и т.д., но меня все равно смех разбирал всю эту беседу. Как представлю своего ребенка, который с серьезным видом говорит: "мама просила передать...", до сих пор смешно :)
Что да, во-первых, все идет из семьи. Дело не только в чувстве защищенности, хотя оно тоже очень важно. Дело ещё в любви, которую каждый ребенок получает в семье. Это и дает ему чувство "я хороший, я любимый, я никого не боюсь, потому что все вокруг хорошие". И в уверенности в себе, умении защищать свои границы, уверенности в своей неприкосновенности.
Я уже у Яны писала, что часто непонятное самоощущение у ребенка вызывают противоречивые установки в семье. С одной стороны - хорошие девочки никогда не спорят и не дерутся. Но и защищать тебя никто не будет. сама разбирайся и решай свои проблемы. Если я защищаю себя сама - отдавайте меня в четыре года на карате. Если я скромная девочка - давайте мне эскорт из шести братьев-восьмиклассников. А и то и другое сочетать очень сложно.
Или - коллектив всегда прав, без коллектива ты никто. Ты обязана нравится всем. Если у тебя конфликт с коллективом - виновата ты, вс ене могут ошибаться. Но в то же время отношение к другим недоброжелательное и снобистское. Может, они не семи пядей во лбу и этого достойны, но тогда установка "коллектив всегда прав" должна смениться на честное "Я круче всех и мне на всех наплевать".
Ну в-общем, ребенок, недополучивший с детстве любви оказывается в школе. И пытается получить эту любовь от одноклассников. Как получается травля?
Я работала в школе и заметила. что "сканирование" идет постоянно. Вася толкнул по очереди Машу, Петю, Колю и Сашу. Ничего личного, просто руки чесались и было скучно. Маша продолжает грызть яблоко, бросив ему через плечо "дурака". Петя не задумываясь бьет с ноги. Коля верещит: "ура, я вода!" и припускает за обидчиком, чтобы его осалить.ДЛя них ничего не случилось. Им не важен Вася. его отношение к ним не влияет на их самооценку. А Саше очень нужно нравится Васе, и всем вокруг. при этом самого Васю он не очень любит, скорее боится.
поэтому когда Вася его толкает - начинает переживать, плакать и грузится. "
что я делаю не так, почему он меня толкает? Для ребенка это трагедия, и ес-сно Васе становится интересно таким образом самоутверждаться. Особенно если Вася тоже в какой-то степени психологически ущербен...
Reply
Особенно интересно про одноклассников на примере. Я никогда не наблюдала за детским коллективом, а вон оно как происходит. Пойду вспоминать и анализировать.
Я, кстати, была из тех, кто сразу бросался с кулаками... Окружающих это веселило, и поэтому, когда в классе становилось скучно, развлекались таким вот методом. Если бы тогда уже изобрели мобильники, то снимали бы и выкладывали в сеть. А так - просто вставали в кружок и "болели".
Reply
Один мальчик (хоккеист с непробиваемой самооценкой) пришел первый раз в очках. Его заклятый приятель, с которым они часто конфликтовали, решил, что и на его улице перевернулся грузовик с ирисками, и теперь-то он отыграется.
Подходит к нему и для пробы так неуверенно спрашивает: "Очкарик - в попе шарик?"
Тот поворачивается, корчит омерзительную рожу и вопит "Я - четырехглазый монстр!"
На физиономии у незадачливого обзывальщика мелькнуло уважение с некоторой долей зависти. Конечно, кому не хочется быть четырехглазым монстром?
Я бы наверное загрузилась, мечтала бы избавиться от очков, завидовала бы тем, у кого их нет... И в итоге меня бы ещё больше дразнили.
Неужели и кулаки не помогали? А если вырвать клок волос из нападавшего? А если коленкой по зубам? Неужели папа не показывал хорошие приемы?
Reply
Кулаки как раз обостряли ситуацию. :(
Однажды я чем-то швырнула в убегающего пацана (он меня стукнул и побежал), и попала в завуча. Долго мы с ней потом разговаривали. Осталось ощущение облегчения, но кто и что говорил - не помню напрочь!
Парни всё равно были сильнее, что бы я ни делала. Один раз только я существенный ущерб принесла. Когда Г. Закинул мой портфель в унитаз в мужском туалете, а сам стоял в дверях и гоготал, я изо всех сил толкнула дверь. Прилетело ему как раз по физиономии. Но я не стала рассматривать ущерб. Я сразу поняла, что после этого он меня просто убьёт на месте и очень, очень быстро умчалась в другой коридор, в класс к брату и там спряталась за Петра Евгеньевича (он у нас вёл математику, а заодно секцию карате).
А папа... Ну, что папа. Он пить бросил, когда мне 15 лет было, для меня на тот момент травля и драки были уже позади, и вообще жизнь уже вырулила в позитив.
Поэтому ему не до нас было, к сожалению. Ничему он ни меня, ни брата не научил.
Его чувство вины очень сильно подкосило, когда брат утонул. Потому что мы его часто в детстве просили научить нас плавать, а он так и не собрался.
Да и, строго говоря, от папы мне тоже перепадало периодически, причём, частенько несправедливо. Это как раз к вопросу, откуда растут ноги у травли в школе.
Reply
НО стыд от того, что папа в нетрезвом виде может придти в школу и будет разбираться, пересиливал желание позвать на помощь. Ну и как-то это тогда вообще в голову не приходило...
Так же стыд от того,что я буду глупо выглядеть, если дам кому-то в рожу, заставлял терпеть издевательства и подколки... Хотя будь у меня сейчас девочка - ходить бы ей на это самое каратэ...
Reply
Но у меня, я подозреваю, именно от того, что всё равно же не пойдут.
Нет, один раз я устроила дома истерику, это был практически крик о помощи, насколько я помню свои ощущения. Потому что уже край был. Я орала, что вообще в школу больше не пойду никогда. При этом понимала, что пойду, и от этого было ещё хуже.
Мне бы хотелось, чтобы мама пошла в школу, поговорила с учителями, чтобы те обратили внимание, что в классе делается. Но открытым текстом я этого не говорила. Маме в голову не пришло. Она что-то мне внушила, типа "Мало ли, какие трудности в жизни бывают, отовсюду не убежишь", при этом мыла посуду или картошку чистила...
и я совсем поняла, что никто за меня впрягаться не станет.
И про стыд за папу в нетрезвом виде тоже хорошо понимаю, к сожалению. :(
К слову, у меня и сейчас нет ощущения, что у меня есть тыл. Нет его. Я сама себе тыл, и не только себе, и это тяжело очень на самом деле.
Reply
Кстати, учителя мне кажется в принципе все видели... Но им как-то пофиг было в большинстве случаев.
Меня мама даже перевела в другую школу, менее быдловатую. Но там ситуация повторилась, даже стала хуже. В первой школе хоть из-за и бедности не цеплялись...
Reply
Бедность такое дело, она отягчающее обстоятельство. Любви к ребёнку должно быть раза в два больше, чтобы компенсировать. Чтобы уверенности хватило, несмотря на перешитую мамину юбку и свитер брата с подвёрнутыми рукавами.
А вырулилось у Вас как из этого всего?
Reply
у меня ещё были свои заморочки, я ненавидела попсу, сама была высокого роста и думала, что детские вещи помогут мне закамуфлироваться... а ещё я очень не хотела расти и становиться женщиной. Что меня ещё больше выделяло на фоне девочек с химией на голове :)
Меня выручило,что у меня появились друзья (вернее подружки по рисованию) вне школы. И я поняла, что я не одна такая, что есть другие люди с интересами кроме шмоток и мальчиков.
Потом я поступила в училище. И друзей стало много, за мной стали ходить толпы фанатов и ждать, когда я открою рот и произнесу что-нибудь умное. И то, что делало меня объектом насмешек в школе, позволяло быть можно сказать лидером в другой среде. Одно то, что можно было не стыдиться, что ты книжки читаешь - стоило многого :)
Но я до сих пор не доверяю людям, мне сложно подружиться. Первентивный удар с ноги - мой обычный стиль поведения в коллективе. Но теперь почему-то коллективы обычно прогибаются...
Reply
Но мне эта компания обеспечила даже не тыл, конечно, но уверенность в том, что со мной вполне можно по-человечески общаться, что это не я такая ущербная, с которой никак иначе нельзя. И у меня в школе постепенно всё наладилось. В старших классах я уже совершенно нормально общалась. (Нет, там ещё была пара моментов, причём, уже не с парнями, а с девчонками, но на моё самоощущение это уже не сильно влияло).
Сейчас я общаюсь легко. Знакомлюсь, доверяю.
Правда, сейчас от мужчин шарахаюсь, но это понятно. Пройдёт со временем.
Reply
Мне кажетсЯ, чувство любви более важно в начале детства, так скажем. Не знаю, до какого возраста. А потом, когда ровесники начинают постепенно отодвигать родителей в сторону, уже одной любви мало.
В это время ребёнку уже недостаточно того, что его семья любит. Ему ещё нужно занять своё место в коллективе. Тут уже защищённость должна ощущаться. Уверенность, что тебя не только любят и принимают, но и не активно вступятся, если что.
Мне кажется, независимо от любви, каждый ребёнок попадает в ситуацию, когда кто-то должен быть за него. Мало ли, учительница несправедливо наказала, шпана привязалась, ещё что-то. И тут уж недостаточно обнять и сказать "Мы тебя любим, не обращай внимания, в следующий раз поступи так-то...", а нужно вмешаться.
Reply
Поведение ребенка в коллективе - это плоды воспитания его в семье. Наверное, как и вся жизнь... С той разницей, что взрослыми мы можем изменить свое поведение, свое видение проблемы, а ребенку это очень трудно...
Reply
Эту мысль я пропустила, она должна быть перед словами "Мне кажется, независимо от любви, каждый ребёнок попадает в ситуацию..."
То есть, в основном - да, любимый ребёнок в большинстве ситуаций будет не будет уязвим, но с каждым иногда случается что-то. Вот тут-то родителям и нужно показать, что не только любят, но и в обиду не дадут.
Reply
я говорю: "Ваня, передай, что мама придет и разнесет этот гадюшник по кирпичикам".
и что ты думаешь ответил Ваня, когда его спросили, придет ли мама?
Он сказал: Мама просила передать, что она придет и ... ну и далее по тексту
Reply
А, если не секрет, как школа отреагировала? :)
Reply
Ну я поблеяла немного про индивидуальный подход и т.д., но меня все равно смех разбирал всю эту беседу. Как представлю своего ребенка, который с серьезным видом говорит: "мама просила передать...", до сих пор смешно :)
Reply
Leave a comment