Про вежливость

Aug 17, 2010 10:35

Когда-то давно я очень невзлюбила вежливость. Во-первых, я поняла, что могу говорить "спасибо", но не могу быть благодарной. И чем яснее осознаю собственную неблагодарность, тем труднее мне говорить формальное "спасибо". Во-вторых, за моей вежливостью часто стоит страх. Вроде как я притворяюсь хорошей, чтобы меня не обижали. И потому очень вежливым людям я совершенно не верю. Очень воспитанный человек для меня все равно что живой манекен. Если вызывает какие чувства, так желание тряхнуть хорошенько, чтобы человеческую реакцию выдал. А не заученную.
Но это не значит, что я вообще против вежливости. Просто мне нравится естественная вежливость. Вежливость из уважения другого, из внимания к другому. А не как заученный ритуал.


Потому я сразу решила не требовать вежливости от своих детей. Я была уверена, что если обращаться к ним вежливо, если в семье вежливые слова употребляются - и дети всему этому научатся.
Совершенно очевидно, что постоянное настойчивое требование от детей ритуальной вежливости в лучшем случае приводит к активному сопротивлению. В худшем - ребенок подчинятся, отказываясь от своих живых переживаний, умертвляя эмоциональную часть себя. Эту тему развивать не хочу: в России каждый не раз видел картину "скажи спасибо!" и еще более тяжелый вариант "проси прощения!". Ни к чему хорошему это, увы, не приводит.
Но других алгоритмов родительских действий у меня не было, потому я решила просто не требовать от своих детей вежливости. Признаю: автоматически дети вежливыми не становятся.
Для начала стОит проанализировать, насколько вежливы члены семьи. Мы часто забываем благодарить друг друга, считая само собой разумеющимся все то, что близкие делают друг для друга. Потому я взяла за привычку говорить "спасибо" мужу за кино, ресторан, подарки и т.п. И не раз ловила себя на том, что забываю. Хорошая новость: односторонне принятое решение быть благодарной со временем приводит к тому, что все в семье благодарят легко и искренно. Никаких воспитательный усилий. Только контроль и коррекция собственного поведения.

Куда труднее дело обстоит с "прости". Трудно признать свою неправоту, трудно сказать об этом. Отдельная трудность - убеждение (и правильное убеждение), что тебя не простят. Мол, ты вначале скажи, в чем именно ты виноват! Очень привычное с детства требование осознания своей вины. За формальное ее признание прощение ты не получишь. И это отношение не только к детям. В нашей, русской культуре взрослые друг к другу относятся так же. И считают это нормой. Мы слишком часто берем не себя роль не только строгих судей, но священников, радеющих о повышении нравственности каждого, с кем общаемся.
Умение просить прощение напрямую связано с умением прощать. Получается, без родительского умения прощать, без привычки родителей просить прощение, научить детей этому не получится. Формально - да. Искренно - нет.

И вежливая просьба. Вот тут даже вежливости между родителями недостаточно. Дети слышат вежливые слова, знают их. Но использовать забывают. В отношениях с не-членами семьи я поступала просто: все вежливые слова говорила за ребенка сама. Это очень просто и эффективно: малыш быстро научается перехватывать инициативу. А вот с вежливостью внутри семьи все сложнее. Да, та же тактика говорить за ребенка помогает. Особенно если речь о коммуникациях между братом и сестрой. Но когда ребенок обращается непосредственно к родителю этого оказывается мало.
- Я хочу пить!
Ребенок уверен, что на его нужду откликнутся немедленно. Младенческий поведенческий ход: запищал - получил сиську.
- Ты хочешь пить - отвечаю я. Так сообщаю, что она со своим желанием существует для меня. И просто существует. Но не бегу выполнять ее желание. Потому что в реальном мире вне семьи далеко не всегда достаточно заявить о своем желании, чтобы получить положительный отклик.
Было время, Софка выдавала гневную реакцию. В какой-то момент само заявление о своем желании сопровождалось такими воплями, будто ей уже отказали. Конечно, мы не требовали от малыша просить "правильно". И не оставляли биться в истерике. Предлагали свою помощь.
- Ты хочешь пить. Ты хочешь, чтобы я налила тебе воды. Давай я тебе помогу.
Гневная реакции постепенно утихла. Вместе с этим мои ожидания возросли.
- Налей мне воды!
- Ты хочешь, чтобы я налила воды.
- Да.
- Попробуй попросить вежливо. Когда меня просят вежливо, мне хочется помочь.
- Пожалуйста, налей воды!
Собственно вежливость в формулировании просьбы для того только и нужна - чтобы другой захотел откликнуться.

Чтобы просто самому сформулировать вежливую просьбу, нужно:
знать, что ты существуешь как отдельное существо;
знать, чего именно ты хочешь;
умение сказать о своей нужде (для начала хоть как-то);
знать, что существует другой, кто может выполнить твою просьбу;
умение сформулировать просьбу с учетом этого другого, знание особенностей восприятия других людей.

Не так мало, правда? Постоянно учитывать другого - на это и редкий взрослый человек способен. Так чего можно требовать от малыша?
Мой вывод: формирование вежливости - долгий процесс. Насадить стереотип, заставить говорить вежливые слова, конечно, можно. Но это не оставит места для формирования настоящей вежливости. Вежливости, которая учитывает собеседника и ситуацию, а не воспроизводит "волшебное слово" и тут же впадает в отчаянье или ярость, когда оно не работает.

Для развития вежливости нужно:
признание существования ребенка, неформальный интерес к нему;
внимание к его нуждам, признание их существования;
переход от моментального их осуществления к ожиданию формулирования просьбы;
снисходительное отношение к недовольству ребенка, прощение многочисленных промахов;
осознанная вежливость родителей (я не говорю о совершенстве - достаточно стремиться).

Взято отсюда

http://snowleo-hatula.livejournal.com/378431.html?view=1198399#t1198399

дети, жизнь

Previous post Next post
Up