Оригинал взят у в
Сравнительное Могултай
провел забавное сравнение ресурсов СССР и Германии в 42-43 году и сделал вывод, что одной из причин поражения немцев было то, что они "вели войну не напрягаясь" - это правда - тотальная мобилизация экономики была начата только в 1943 году ("сталинградская" речь Геббельса в значительной степени посвящена как раз необходимости резко ужаться и напрячься - до того немцы пытались вести войну сохраняя довольно комфортный образ жизни), ну и собственно назначение Шпеера в начале 1942 года дало эффект далеко не сразу*.
Но мне любопытно отметить там другое: Могултай пишет
Добыча нефти в 1942 - германский блок ок. 9,5 млн. т., СССР - ок. 22 млн. т., из них ок. 16 в Баку.
Я по этому поводу решил разобраться в вопросе с синтетическим топливом - набрел на серию очень любопытных и подробных постов по топливной проблеме в Рейхе (
1,
2,
3) в вообще любопытном
блоге - узнал много интересного и понял, что ничего не понимаю.
Сухой остаток - для самой Германии основным источником топлива с началом войны стала синтетика:
Дальше я буду приводить цифры по 1942 году, если не оговорено обратное и в тысячах тонн.
Первый вопрос, который возникает - в каких единицах дается - в условных тоннах нефти или топлива? (судя по
табличке потребления в третьей части - в нефти (потребление 4900 топлива против 9500 тонн видимо "нефти").
С другой стороны - надо понимать, что эти 9500 тыс тонн (которые видимо и соответствуют цифре Могултая) - это только Германия - без союзников. Если учитывать остальных - цифра увеличится самое меньшее раза в полтора, хотя точную цифру я назвать затруднюсь - но только Румыния сверх прямого экспорта в Германию (1822) экспортировала около 1500(причем 370 из них прямыми поставкам в немецкую армию, которые не учтены в первой табличке, в 1943 году эта цифра возрастет вдвое - до 716), и потребила сама - 2000, добыча нефти в Венгрии тоже довольно значительна - 665), но по-видимому следует считать прибавку минимум в 3-4 млн тонн (что кстати тоже даст неплохое совпадение с приведенной Могултаем цифрой, если вычесть из моей чисто немецкой статистики синтетическое горючее).
Ну и в качестве бонуса - в качестве топлива и присадок к топливу Германия довольно активно использовала спирт - в 1938 году например 211 тыс тонн. Привет сторонникам "зеленой энергетики" :)
Равно как и примерно 100 тыс тонн в год эстонской :))) сланцевой нефти, годной правда в основном на мазут
PS: Надо заметить, что делая подсчет по могултаевской методике "всех до кучи" следует по нефти учесть как минимум поставки нефти в Англию
Комментарии в записи
- Нет-нет, 9,5 млн. тонн - это именно domestic crude oil. Без всего остального.
Таковой в 1942 Италия с Албанией согласно использованной мной таблице добыли 0,32 млн.т., Румыния (главный источник нефти герм. блока) - 6,9 млн.т., Венгрия - 0,46 млн.т., Германия - 1,8 млн. т. (в вашей таблице - 1,7 млн. т.), итого 9,5 млн.т. на германский блок.
Это без синтетики и без всего остального.
- Забавно - две разные принциально цифры почти совпадают - редкий довольно случай.
PS: Что до вашего свежего - я могу сказать что мешало гитлеру развернуть производство в 1941-1942 - в 1941 конечно недооценка - он (и его военные) рассчиывали Барбароссой и закончить дело - и не то, что не начали мобилизацию экономики - а напротив - емнимп (уточните - вы сейчас в этом больше сидите) начали демобилизовывать.
А дальше все просто - Черчилль где-то отмечал что для полной мобилизации экономики и перевода ее на военные рельсы нужно примерно 4 года (если учесть что он прикидывал с учетом предвоенного режима, где все-таки напряжение меньше - возможно 3). Причем что-то всерьез заметное на выходе начинает получаться на третьем году, а реальная массовость - только на 4-ом.
Ну вот у немцев примерно так и вышло (быстрее - с учетом того, что экономика уже была частично мобилизована).
То есть мешало им произвести уйму танков и проч. в 1942 примерно тоже, что мешало союзникам в 1942 году наделать самолетов и забомбить Германию в щебенку уже тогда - у них просто не было производства, способного это сделать.
Собственно с лодками вы тоже неправы - лодки при сравнительной дешевизне Германии очень были полезны - забирая кучу ресурсов у союзников, которые бы иначе давили на них куда активнее.
Но там тоже самое - Гитлер начал войну с подводным флотом, даже не выбрав положеную ему по морскому договору 1935 года квоту - с чуть более чем 50-ю лодками, из которых половина - седьмой серии, которая мало подходит для серьезных операций. То есть как раз в тот момент, когда блокада Англии могла дать наибольший эффект - в начале войны, у него ее было нечем осуществлять.
А когда наконец стало - союзники успели развернуть серьезную противолодчную оборону
PS: То есть ваша претензия, что "имея ресурсы германия делала не то, что действительно надо" во многом верна - но надо понимать, что в значительной степени это объяснялось тем, что что могла в данный момент делать - то и делала.
Одних ресурсов недостаточно - нужно еще производство, способное их переварить.
- - -
Нефтепродукты германии 1938-1944
http://journal.kurtukov.name/?p=78http://journal.kurtukov.name/?p=79- - -
Шины и резина Германии
http://nnm.me/blogs/teufel65/shiny_i_rezina_germanii/http://nnm.me/blogs/teufel65/shiny_i_rezina_germanii_chast_2/ Состояние с топливом в нацисткой Германии в период 1933 - 1945.
http://nnm.me/blogs/teufel65/sostoyanie_s_toplivom_v_nacistkoy_germanii_v_period_1933_-_1945/http://nnm.me/blogs/teufel65/sostoyanie_s_toplivom_v_nacistkoy_germanii_v_period_1933_-_1945_chast_2/http://nnm.me/blogs/teufel65/sostoyanie_s_toplivom_v_nacistkoy_germanii_v_period_1933_-_1945_chast_3/