Арктика, новая игровая площадка Китая

Apr 11, 2012 10:10

Китай объявил о строительстве второго ледокола, и готовит пятую экспедицию к Северному полюсу.

«Снежного дракона» не достаточно для ледяных амбиций Китая. Государственная администрация по океанам (SOA), через заместителя директора научно-исследовательского центра полюсов Венга Лисиня, объявила в воскресенье 8 апреля, что Китай построит второй ледокол, более мощный, чем предыдущий, купленный в 1993 году на Украине. Новый корабль водоизмещением в 8.000 тонн будет обладать дальностью плавания 20.000 морских миль, автономностью 60 дней, и сможет ломать лед толщиной до 1,50 метров. Ледокол, который также будет располагать вертолетной площадкой, будет введен в строй в 2014 году.

Китайские усилия на этот момент кажутся минимальными по сравнению с тем, что уже сделано северными полярными державами, в частности, Россией. Российские верфи построили самый большой в мире атомный ледокол «50 лет Победы» (водоизмещением более 23.000 тонн), который был введен в эксплуатацию в 2007 году. Москва в общей сложности имеет двенадцать ледоколов, семь из которых атомные.

У Канады их больше (21 ледокол, самый крупный из которых водоизмещением чуть более 11.000 тонн). У США ― три, но один находится на ремонте в Сиэтле, второй выведен из эксплуатации и третий оказался неспособен разбивать льды большой толщины. Поэтому газета New York Times в мае 2010 года писала о недостатке американских возможностей, несмотря на то, что страна обладает арктической границей на Аляске, и подчеркнула: «У Китая скоро будут ледоколы более мощные и современные, чем у США и Канады».

Стратегический океан

Почему Пекин заинтересован в этом ледяном океане и, в более широком смысле, в полюсах? На юге, в Антарктике, как кажется, его присутствие мотивируется научным причинам. «Снежный дракон» вернулся вчера, в воскресенье 8 апреля, на базу в Шанхае, после окончания своей 28-м антарктической экспедиции. Ученые, которые находились на борту, проводили «различные исследования, в том числе исследования окружающей среды Южного полюса», сообщило сегодня утром информационное агентство, не вдаваясь в подробности. Китайские эксперты также установили телескоп для наблюдений в антарктическом регионе.

На север Китай отправляет только свою пятую экспедицию. Команда ученых активно готовит ее в течение нескольких месяцев. Отъезд состоится в начале июля, экспедиция продлится все лето. Новизна состоит в том, что впервые судно пройдет северным морским путем, который проходит вдоль российских берегов.

Исторически контролируемая США, Канадой и Россией, Арктика становится новой игровой площадкой для китайской власти. Пекин все больше интересуется этим регионом, где таяние льдов открывает новые возможности, как коммерческие, так и, возможно, стратегические. «Арктика является центром, который снабжает все океаны. Если Китай однажды сумеет разместить там атомную подводную лодку, он сможет устрашить Европу, Россию и США», ― отмечает военный эксперт, работающий в Пекине.

Точка контакта американского и азиатского континентов, Арктика парадоксально долгое время оставалась вне экранов радаров китайской внешней политики. Но таяние льдов внезапно пробудило интерес Китая к Арктике, океану, в котором Европейский Союз, а также Япония и Южная Корея тоже хотят получить свою добычу. Многие годы лед тает. По некоторым оценкам, к 2020-2040 году Арктика может стать судоходной, по крайней мере, летом.

Энергетические ресурсы

Могут возникнуть новые торговые пути. Маршрут Шанхай-Гамбург, через Берингов пролив, расположенный между Аляской и Восточной Сибирью, будет короче на 6.400 километров по сравнению с классическим маршрутом через Индийский океан и Суэцкий канал. Достаточно, чтобы возбудить аппетит Китая, который в 2010 году стал крупнейшим экспортером в мире. И это, тем более что китайские перевозчики смогут избежать пиратов, которыми изобилует Малаккский пролив и окрестности Аденского залива ... Эксперты, однако, остаются осторожными. В среднесрочной перспективе, только ледоколы и суда с двойными корпусами смогут воспользоваться арктическими путями.

В Арктике также имеются значительные запасы энергоресурсов. Согласно оценкам, сделанным в 2008 году Геологической службой США (USGS), ледяная шапка скрывает 30% мировых запасов газа, которые еще предстоит открыть, и 13% запасов нефти.

Эти месторождения являются «значительными, но не колоссальными», ― говорит Фредерик Лассер, профессор географии из Университета Лаваля в Квебеке. ― Кроме того, они на 95% принадлежат прибрежным арктическим государствам». Чтобы разрабатывать их, Китай должен сначала купить лицензию, но также приобрести технологии, позволяющие глубоководную добычу, которых сегодня у него нет.

«Присутствие китайских предприятий в Арктике остается в зачаточном состоянии. Эти предприятия предпочитают подписывать соглашения о партнерстве с иностранными компаниями для совместного использования месторождений. Кроме того, хотя лед и тает, условия как для людей, так и для оборудования остаются тяжелейшими. В настоящее время китайские компании предпочитают сосредоточиться на месторождениях доказанных и более легких для эксплуатации», ― продолжает он.

Тем не менее, Пекин быстро наверстывает упущенное. Помимо экспедиций и строительства ледоколов, с 2004 года Китай владеет крупной научно-исследовательской базой на островах Шпицберген, архипелаге в Северном Ледовитом океане, юридически принадлежащем Норвегии.

«С 2009 года Китай проявляет все большую заинтересованность в Арктике, даже если он действует с большой осторожностью. Пекин знает, что у него нет суверенных прав в регионе», ― говорит Линда Якобсон, директор азиатских исследований Lowy Institute for International Policy, находящегося в Сиднее аналитического центра, и автор доклада по этой теме, который был опубликован Stockholm International Peace Research Institute.

Ввиду отсутствия береговых границ в Арктике, у Китая мало аргументов для предъявления прав. В лучшем случае Китай имеет право на международные воды за пределами исключительных экономических зон, которые находятся под суверенитетом пяти государств, граничащих с Арктикой ― США, Канады, Дании, Норвегии и России.

С другой стороны, Китай сейчас слишком занят защитой своих интересов в Южно-Китайском море, регионе, где он, в отличие от Арктики, сталкивается с малыми государствами, такими как Вьетнам, Филиппины, Индонезия и Малайзия. «Арктика не занимает верхних строчек в китайской политической повестке дня, международные средства массовой информации уж слишком паникерски настроены», ― продолжает Линда Якобсон.

Горстка ученых из китайских академических кругов все же попытается подтолкнуть коммунистических лидеров к более агрессивному заявлению о своих претензиях. «Тот, кто контролирует Арктику, будет контролировать мировую экономику и новый международный стратегический коридор», предупреждал Ли Дженфу, профессор Даляньского морского университета в своей статье 2009 года. Но его призыв не был услышан. Китайское правительство в настоящее время предпочитает осторожность и до сих пор не заняло официальной позиции по Арктике.

Пекин стучится в дверь

Это не мешает Пекину готовить почву. Получив первый отказ в 2009 году, Китай вновь повторил свою просьбу стать постоянным наблюдателем в Арктическом совете. Статус, который ему позволит участвовать в дискуссиях на этом межправительственном консультативном форуме, а также излагать свою позицию, но ни в коем случае не участвовать в голосовании, что является привилегией только прибрежных стран.

«Решение будет принято в мае 2013 года министрами иностранных дел стран-членов Совета. На сегодняшний день Совет не имеет официальной позиции, просто потому, что кандидатура Китая еще не обсуждалась», ― вежливо уворачивается Густав Линд, арктический посол Швеции, страны, которая до 2013 года председательствует в организации. «Чтобы стать постоянными наблюдателями, кандидаты должны быть активны в Арктике и проявлять неподдельный интерес к региону. С этой точки зрения, Китай требованиям отвечает». Но он не уверен, что владыки Северного полюса готовы открыть ему дверь.
http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/31124-
http://www.lepoint.fr/monde/arctique-nouveau-terrain-de-jeu-de-la-chine-09-04-2012-1449719_24.php

Арктика, полезные ископаемые, правительство, техника, Россия, транспорт морской, СМП, Китай, политика

Previous post Next post
Up
[]