Российские конкуренты Газпрома

Oct 07, 2011 12:20

Премьер Владимир Путин впервые обнародовал возможность либерализации экспорта российского газа. Это означает отмену экспортной монополии "Газпрома", введенной пять лет назад. На альтернативных поставщиках газа из России настаивает, в частности, Евросоюз, начавший масштабную антимонопольную кампанию против "Газпрома". Но в первую очередь отмена монополии может быть выгодна крупнейшему независимому производителю газа в России НОВАТЭКу, а также нефтяникам, развивающим собственные газовые программы.

Вчера, выступая на форуме Russia Calling "ВТБ Капитала", премьер Владимир Путин заявил, что в перспективе правительство может допустить независимых производителей газа к экспортной трубе (с 2006 года монополия на экспорт газа принадлежит "Газпрому"). Как пояснил премьер, это может произойти "на каком-то этапе" (сроки не уточняются), тем более что сейчас "европейские коллеги к этому нас подталкивают". Владимир Путин напомнил, что Еврокомиссия на прошлой неделе "устраивала эти бесконечные обыски в компаниях "Газпрома"" (см. "Ъ" от 29 сентября). Пока власти не лишают "Газпром" экспортной монополии, потому что не хотят "обрушить его рынок", уточнил премьер. Но в будущем, добавил Владимир Путин, независимые производители газа и их иностранные партнеры могут рассчитывать на доступ к экспортной трубе.

До сих пор под либерализацией российского газового рынка понималось в первую очередь введение равнодоходности внутренних (примерно $100 за 1 тыс. куб. м) и экспортных (около $450) цен на газ.

Достичь этого правительство обещает к 2015 году (Федеральная служба по тарифам ежегодно повышает стоимость газа в России, в этом году - на 15%). Чтобы отменить экспортную монополию "Газпрома", нужно переписать закон "Об экспорте газа". По словам одного из федеральных чиновников, а также участников газового рынка, "сейчас никаких предметных движений на эту тему нет, и слова премьера - в чем-то предвыборная риторика".

Но независимые производители газа неоднократно проявляли интерес к экспорту, и активнее других этот делал подконтрольный Леониду Михельсону и Геннадию Тимченко НОВАТЭК - он развивает ориентированный на экспорт проект "Ямал СПГ", 20% акций которого приобрела французская Total. Европа тоже ждет либерализации экспорта газа из России. Главный европейский энергокомиссар Гюнтер Эттингер летом прямо заявлял, что хотел бы видеть в ЕС независимых российских поставщиков, "например НОВАТЭК" (см. "Ъ" от 26 июня). Господин Эттингер имеет прямое отношение к начавшимся недавно антимонопольным проверкам бизнеса "Газпрома" в Европе, говорили источники "Ъ". Эти рейды, которые стали для "Газпрома" неожиданностью, обеспечили Еврокомиссии доступ к условиям поставок российского газа в Европу, во многом конфиденциальным.

Сейчас независимые производители газа пытаются работать на внешних рынках в качестве импортеров и трейдеров. Например, в июне глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, а вчера и вице-президент компании Леонид Федун говорили, что ей интересно участие в тендере турецкой госкомпании Botas на переуступку права импорта до 6 млрд куб. м газа в год на турецкий рынок. Сейчас этот объем Botas покупает у "Газпрома", но с 2012 года Турция не намерена продлевать контракт. "Газпром" рассчитывает, что в тендере победит подконтрольная ему Bosphorusgaz. Но у ЛУКОЙЛа есть собственная компания в Турции, которая, по словам Леонида Федуна, "имеет лицензию на импортные операции". У "Итеры" есть трейдинговый бизнес в Латвии (компания перепродает российский газ).

Собственная стратегия роста добычи газа есть также у российских нефтекомпаний, добавляет Виталий Крюков из "ИФД-Капитала", "и та же "Роснефть", например, уже заявляла инвесторам о своем желании экспортировать газ в Китай". Меньше месяца назад стратегию развития газового бизнеса приняла ТНК-ВР. Исходя из этого, говорит аналитик, "через несколько лет на российском рынке газа совершенно точно будет избыток предложения, и если либерализации экспорта не произойдет, конкуренция будет чрезвычайно жесткой". В самой России потребляется в год около 450 млрд куб. м газа в год, из них 50 млрд - самим "Газпромом" на технологические нужды, уточняет Валерий Нестеров из "Тройки Диалог", и "рынок в ближайшие годы будет стагнировать по двум причинам: цены на газ будут расти по воле правительства, а потребление - падать вслед за ухудшением экономической ситуации".

Исходя из этого, "неких противоречий с "Газпромом" не избежать", и неудивительно, что Федеральная антимонопольная служба до сих пор не смогла обеспечить недискриминационного доступа независимых поставщиков к российской газотранспортной системе, отчасти это результат давления "Газпрома", полагает Валерий Нестеров. В то же время доля независимых поставщиков неуклонно растет - с 16-18% в 2007-2008 годах до 22% сегодня. На экспортном рынке "Газпром" тоже уступает позиции, но поставщикам из других стран, добавляет Михаил Корчемкин из East European Gas Analysis. Высокие цены на российский газ неоднократно доводили "Газпром" до арбитражных споров с клиентами в Европе.
http://www.kommersant.ru/doc/1789361

В последнюю неделю участники нефтегазовой отрасли обсуждают появившиеся слухи о планах Геннадия Тимченко по созданию так называемой «Энергетической Империи». Собственно, сначала появилось только это выражение - «Энергетическая Империя». И все даже посмеивались, считая это уткой или шуткой. Однако потом на рынок просочилась аналитическая записка, подготовленная для одной из газовых кампаний, в которой черным по белому расписываются планы Геннадия Тимченко по получению контроля над российским нефтегазовым сектором. Понятно, что беспрецедентная экспансия во всех направлениях углеводородного бизнеса, осуществляемая Тимченко, давно беспокоит участников рынка, в том числе, из государственных структур, однако волнения игрокам добавляет ожидание нового передела на нефтегазовом рынке, связанного со сменой власти в Кремле. Поговаривают, что сразу же после оглашения решения Путина баллотироваться на третий президентский срок, Тимченко разработал свой план по построению мощного и эффективного мирового энергетического гиганта на базе российских нефтяных и газовых ресурсов и существующей инфраструктуры. Возможно, Тимченко рассчитывает на одобрение этой стратегии со стороны будущего Президента Владимира Путина, давно вынашивающего идею России как мирового энергетического центра. И таким образом, Россия стала бы ключевым игроком на мировой политической арене. Финансовым центром России вряд ли удастся стать, а вот энергетическим - вполне. Однако для этого необходима консолидация имеющихся ресурсов и выстраивание эффективных цепочек по разведке, добыче, транспортировке и экспорту нефти и газа. А Тимченко это умеет.

Собственно, план «Энергетической Империи» Тимченко вырисовывается очень четко, если даже проанализировать его последние публичные действия и планы. А также если принять во внимание его нынешнее положение. А оно заметно осложнилось в последнее время - за счет пристального внимания к его персоне за границей - как в Финляндии, так и в Швейцарии. От излишнего внимания со стороны властей этих стран, Тимченко стал чувствовать себя не слишком комфортно, поэтому решил идти в наступление и заручиться дополнительной поддержкой со стороны Владимира Путина. Тем более что как раз подоспел третий путинский срок.

Из публичных планов Тимченко наибольшее внимание приковывает к себе, безусловно, планирующаяся им покупка 75% акций Первой грузовой компании - крупнейшей в СНГ грузовой железнодорожной компании, которая занимает около четверти российского рынка грузовых перевозок. Официальная заявка на покупку ПГК подана от компании «Трансойл», контролируемой Тимченко, и в которой он намерен выкупить оставшиеся 33% у группы «Н-Транс». Сам «Трансойл» также является одной из крупнейших железнодорожных операторских компаний, работающих с нефтью, занимая около 23% рынка перевозок нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом. В случае если Тимченко покупает ПГК, он становится практическим монополистом на рынке перевозок нефти. Однако на железнодорожных перевозках планы Тимченко не заканчиваются. Вернее контроль за ними - лишь элемент более сложной схемы, в рамках которой Тимченко планирует поставить своих людей на руководство государственной нефтяной компании «Транснефть», заменив Николая Токарева на полностью подконтрольного Александра Дюкова. Контроль над трубой «Транснефти» (по, которой, кстати, уже сейчас идет экспортная нефть принадлежащей Тимченко Gunvor) вместе с контролем над ПГК может привести к тому, что Тимченко будет контролировать не треть эспорта российской нефти как сейчас, а все 2/3 или даже больше. То есть по трубам будет бежать только та нефть, которую «благословит» Тимченко. Потому что когда речь идет о построении «Энергетической Империи», разговоры о каком-то там «монополизме» должны быть прекращены.

Однако это еще не все. Буквально в последние дни появилась информация о том, что, в условиях существующей политической неопределенности, Тимченко решил играть ва-банк и попытаться убедить руководство страны в выдаче ему «лицензии» фактически на управление всей нефтяной отраслью.
Согласно этой информации, Тимченко планирует получить контроль над «Роснефтью», используя имеющийся конфликт с вице-премьером Игорем Сечиным и тонко играя на якобы «неэффективном управлении компанией» под его кураторством. Тем более что Сечин может вслед за Владимиром Путиным перейти из Правительства в Администрацию Президента, утеряв тем самым значительную часть контроля над энергетическим сектором. Планы Геннадия Николаевича - далеко идущие. Став руководителем «Роснефти», Тимченко решил осуществить сделку по приобретению компании «Газпром нефть». В этом случае, Александру Дюкову будет предложено занять пост гендиректора «Транснефти», вместо Николая Токарева.

Если раньше Тимченко интересовала, в основном, нефть, то в последние пару лет он вплотную занялся газовым бизнесом. Сейчас ему принадлежат 23,49% акции компании «Новатэк», являющейся вторым по величине после «Газпрома» производителем газа. Также он контролирует компанию «Ямал-СПГ», которой принадлежит огромное и богатое Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение. Также Тимченко владеет крупной долей в Ангаро-Ленском газовом местророждении и в проекте строительства завода по производству сжиженного природного газа на Ямале. Через фонд Volga Resources Тимченко владеет 79,6% акций ОАО «Стройтрансгаз», специализирующийся как раз на строительстве газопроводов и обустройстве месторождений. Все эти активы вместе уже тянут на «маленький Газпром», однако в рамках построения «Энергетической Империи» Тимченко необходима консолидация всех имеющихся ресурсов. На фоне активно распространяющихся слухов о неэффективности и неспособности эффективно управлять компанией нынешнего руководителя «Газпрома» Алексея Миллера Тимченко продвигает идею о назначении на этот пост своего партнера и близкого друга Леонида Михельсона, являющегося сейчас председателем правления, а заодно и крупным акционером «Новатэка». Место главы «Газпрома», действительно, давно выглядит вакантным, учитывая состояние здоровья Алексея Миллера. А если в рамках «Энергетической Империи» требуется наступать и атаковать, то вопрос здоровья становится принципиальным. Больные солдаты Империи не нужны.

Таким образом, к президентским выборам, Геннадий Николаевич Тимченко может получить под свой полный контроль основные нефтегазовые активы страны, а также монопольно определять направление и объем экспортных и внутренних потоков нефти и газа.
http://stalinum.livejournal.com/142084.html

kommersant.ru, правительство, Газпром, газ, НОВАТЭК, торговля, Россия, Роснефть, управление, мнения, ЛУКОЙЛ, нефтяные компании

Previous post Next post
Up