Стратегия роста цен на бензин

May 12, 2011 11:20

Соавторы правительственной «Стратегии-2020» обсудили радикальный сценарий - отмену экспортной пошлины на нефть, одного из основных источников дохода государства. Это необходимо для вступления в ВТО и модернизации нефтяной отрасли, но чревато срывом социальных программ и скачком цен на бензин на 20%.

Возможную отмену экспортной пошлины на нефть и ее последствия для бюджета России рассматривали в среду члены рабочей группы, соавторы новой редакции правительственной «Стратегии-2020».

Необходимость обсуждения этой темы Дмитрий Белоусов из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) объяснил подготовкой к вступлению России в Всемирную торговую организацию. «Экспортных пошлин на нефть нет ни в одной стране, так что нам все равно придется ее отменять», - считает Белоусов. В рамках анализа дополнительно рассматривается сценарий параллельной отмены пошлин на экспорт газа и металлов.

Отмена пошлины - это изъятие из бюджета огромных сумм, такая перспектива ставит под угрозу выполнение социальных обязательств правительства, предупреждает ведущий научный сотрудник Центра макроэкономических исследований Академии народного хозяйства при правительстве Сергей Дробышевский. В первом квартале 2011 года доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов бюджета превысила 47%. Нефтегазовые доходы бюджета в январе-марте - 1,13 трлн рублей, ненефтегазовые - 1,26 трлн рублей.
Экспортная пошлина на нефть (в мае - $453,7 за 1 тонну) - это не только инструмент изъятия природной ренты, но и дополнительное налоговое обременение нефтяных компаний, замечает ректор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития Сергей Синельников-Мурылев. «Нефтяникам сейчас невыгодно глубоко перерабатывать нефть, выгоднее гнать за рубеж мазут и тяжелые фракции», - говорит эксперт.

Отмена экспортной пошлины на нефть, по подсчетам Синельникова-Мурылева, снизит наполняемость бюджета на 3,8% ВВП. Другая проблема - отмена пошлины приведет к выравниванию цен на нефть на внутреннем и внешнем рынке, то есть нефть в России подорожает, что приведет к росту стоимости бензина.
«Мы не уверены, что экономика России выдержит повышение внутренних цен на нефть и бензин», - резюмировал Синельников-Мурылев, не назвав возможных источников пополнения бюджета. По версии Дробышевского, компенсация выпадающих доходов государства возможна за счет перераспределения налоговой нагрузки. «На величину отменяемой пошлины может возрасти налог на добычу полезных ископаемых. Он может быть модернизирован или заменен новым налогом», - говорит эксперт.

Институт Гайдара просчитал три сценария отмены пошлины. Первый вариант предполагает отмену экспортной пошлины и полную изоляцию внутреннего рынка нефтепродуктов от внешнего. «Это самый бесперспективный вариант, потому что вслед за пошлиной придется отменять акцизы на бензин. В противном случае, бензин вырастет в цене относительно нынешней на 20% для населения и еще больше - для юридических лиц», - сообщил Георгий Идрисов, завлабораторией отраслевых рынков Института Гайдара.

Второй вариант - частичный допуск западных нефтеперерабатывающих компаний в Россию, создание конкурентной среды. «Это возможно, так как цены мировые и российские сравняются. Тогда бензин вырастет в цене для населения не более, чем на 11%, а для компаний - на 20%», - подсчитал Идрисов.

При третьем сценарии - полностью открытый рынок нефтепродуктов - стоимость бензина вырастет после отмены экспортной пошлины примерно на 8-9%, для компаний - на 20-25%.

«Если отменять пошлину безболезненно для экономики и граждан, потребуется 12 лет. Проблема в том, что сложно учесть риски, которые могут возникнуть за этот срок - с двумя политическими циклами», - уточнил Идрисов.
Политические риски неизбежны, подтверждает Юрий Бобылев из Института Гайдара, напоминая, что «замораживание цен на бензин на внутреннем рынке в начале года привели к дефициту».

«Отмена экспортной пошлины - это принуждение к модернизации нефтяной и газовой отраслей, отмену можно провести поэтапно в течение 10 лет», - считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

Но даже поэтапная отмена экспортной пошлины - это дополнительная нагрузка на бизнес из-за роста цен на бензин. «Для того, чтобы компенсировать бизнесу потери придется снижать страховые взносы не на 26%, а на 22-24%, убрать акцизы на бензин, а также частично отказываться (в федеральной части) от налога на прибыль», - считает Дробышевский.

Но это угрожает срывом выполнения социальных программ, в частности сбоями в работе пенсионной системы. «Предположим, страховые взносы будут снижены на 22-24%, но тогда бюджет Пенсионного фонда потеряет 2-2,5% ВВП. За счет чего их компенсировать?» - недоумевает эксперт.

Директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко сомневается в целесообразности отмены экспортной пошлины. «Почему вы решили, что нефтеперерабатывающие заводы будут заинтересованы проводить глубокую переработку нефти после отмены экспортной пошлины на нефть? Допуск западных компаний на российский рынок не создаст конкурентную среду и не приведет к снижению стоимости бензина. В Европе НПЗ строят в радиусе не дальше 1000 км от крупных потребителей. Никакая компания из Финляндии не повезет бензин на Урал, даже до Москвы не выгодно везти, слишком длинное логистическое плечо», - считает Алексашенко. По его мнению, конкурентную среду можно создать только при условии, что в России появятся сотни малых нефтяных компаний. «В США 60% нефти добывают мелкие компании», - добавил Алексашенко.
http://www.gazeta.ru/financial/2011/05/11/3613429.shtml

Вот читаю я информацию про работу некой рабочей группы, которая обсуждает разные сценарии отмены пошлины на нефть и не понимаю. То ли я живу на Юпитере, то ли рабочая группа десантировалась оттуда.

Вкратце. Некие эксперты (среди которых фигурируют деятели Института Гайдара, бывший член правительства в период распродажи всего и вся Алексашенко, прочие представители ультралиберальных институтов, академий и прочая) обсуждают вопрос: для вступления в ВТО нам нужно отменить таможенные пошлины на нефть, так как "...«Экспортных пошлин на нефть нет ни в одной стране, так что нам все равно придется ее отменять», - считает Дмитрий Белоусов из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)". Нет - значит, и у нас быть не должно.

К чему это приведет, эксперты даже не сомневаются - к дикому подорожанию нефти и топлива на внутреннем рынке и краху всех социальных программ. Это их не смущает и не пугает - они лишь рассматривают, как сделать это чуть менее болезненным. По их мнению.

В частности, на полном серьезе предлагается открыть рынок и допустить на него иностранные компании. Предлагается "...частичный допуск западных нефтеперерабатывающих компаний в Россию, создание конкурентной среды." Что такое конкурентная среда, мы уже видим на примере ликвидации РАО ЕЭС. Когда обветшавшие сети свалили на государство (привет новогодним отключениям в Подмосковье!), а генерирующие мощности работают на износ без малейшего внимания к ним со стороны деловито сопящих собственников (привет труженикам Саяно-Шушенской ГЭС, восстанавливаемой за государственный счет!)

Другие эксперты сомневаются, что иностранцы нас спасут, и дла этого предлагается создать условия, при которых " в России появятся сотни малых нефтяных компаний." Как быстро их подгребут под себя те самые иностранцы - которые разукрупняться не будут - не сообщается. "В США 60% нефти добывают мелкие компании", - добавил Алексашенко. Интересно - может, он свои советы будет в США и давать?

При этом сразу вспоминается еще одно дельное предложение, прозвучавшее недавно из недр либеральных кругов - о полном и тотальном прекращении производства любых продуктов переработки нефти, ибо невыгодно. Выгоднее гнать нефть как есть - сразу за рубеж. Там разберутся.

Говоря иначе, эксперты на полном серьёзе обсуждают важную проблему - как нам развалить последнюю работающую отрасль страны. Для чего? Для того, чтобы вступить в ВТО. Для чего нам вступать в ВТО? Этот вопрос не ставится. Надо вступать - потому и будем вступать. Цена, которую придется заплатить за вступление в ВТО, их не смущает. Те нищенские социальные выплаты, которые сегодня хоть как-то существуют, будут забыты, как страшный сон. Русские - гордые люди, им подачек не надо. Заодно и проблема пенсионеров решится быстро и качественно - путем массового отъезда их на кладбище. Пока они недопустимо медленно умирают от стыда за украденные пятирублевые сырки. После столь радикальных предложений они будут умирать от стыда за украденные сухари.

Мне интересно - эти люди и правда ничего не боятся, что спокойно и открыто обсуждают вопрос, который даже под гуманную статью о вредительстве ввиду своей катастрофичности не подпадает? Я теперь понимаю, что десталинизация затеяна именно для того, чтобы люди, которых в славные времена только за факт озвучивания таких вещей сажали, а некоторых особо упоротых и ставили к стенке, сегодня ничего и никого не боялись.
http://el-murid.livejournal.com/178254.html

Комментарии к статье
- "В США 60% нефти добывают мелкие компании", - добавил Алексашенко."
И какую долю потребности страны в нефти они закрывают?
- >Экспортная пошлина на нефть (в мае - $453,7 за 1 тонну) - это не только инструмент изъятия природной ренты, но и дополнительное налоговое обременение нефтяных компаний
Собственно вот за что или против чего борются эти эксперты. Максимум прибыли хапнуть.
- Оптимизация налогов нефтяных компаний - вот их интерес. А выпадающие доходы - компенсировать за счет поднятия цен на внутреннем рынке. Так что граждане и оплатят эту оптимизацию.

правительство информация, торговля, Россия, цена, планы, нефть, налоги, мнения

Previous post Next post
Up