О результатах изучения Правительственной комиссией вопросов лицензирования недропользования и использования месторождений полезных ископаемых в Кыргызской Республике
КАБАР, 13 января 2011 года. Правительственная комиссия по изучению вопросов лицензирования недропользования и использования месторождений полезных ископаемых в Кыргызской Республике представила в Агентство «КАБАР» заключительную справку о проделанной за 3 месяца работе. Ниже приводится текст документа полностью:
«Кыргызстан располагает достаточными месторождениями полезных ископаемых для промышленного освоения. В основном, они были открыты в прежние времена - до приобретения республикой государственной самостоятельности. Угольные месторождения считались «кочегаркой» Средней Азии, урановые месторождения в 40-50-х годах прошлого столетия сыграли определенную роль в создании бывшим союзным государством мощной атомной промышленности, а активы уникальных золоторудных месторождений в настоящее время оборачиваются на фондовых биржах мира под названием «Золотой пояс Тянь-Шаня». Подлежат промышленному освоению разведанные запасы олова, меди, серебра, вольфрама, волостанита, ртути, свинца и глинозема. Практически неисчерпаемы запасы нерудных строительных материалов и подземных минеральных вод. Отрегулированная государственная система освоения полезных ископаемых позволила бы Кыргызской Республике достичь экономической независимости и поднять инвестиционную привлекательность страны. Однако из-за отсутствия такой системы имеющиеся месторождения полезных ископаемых до сих пор не приносят стране нужную экономическую выгоду. По данным Государственной налоговой службы за 11 лет (2000-2010 годы) за разработку всех месторождений полезных ископаемых недропользователи (без проекта «Кумтор») перечислили в бюджет страны в виде налогов и платежей всего 5,053 млрд. сомов.
Государственные органы управления и, в первую очередь, прежнее Госагентство по геологии и минеральным ресурсам, ссылаясь на указание тогдашнего президента страны Акаева А.А., без должного экономического обоснования выдавало лицензии на право пользования недрами всем желающим практически бесплатно и с повсеместными нарушениями существующего порядка выдачи лицензий. Воспользовавшись бесконтрольностью Правительства, указанное Агентство раскрыло перед частными структурами весь объем государственных секретов - результаты геологических исследований страны в течение 50 лет, - которые, по оценкам специалистов, должны были оцениваться сотнями миллионов долларов США. В современном мире такие действия считаются преступлением перед государством, подрывающим экономическую безопасность страны. Оформление права на недропользование осуществлялось вопреки порядкам, предусмотренным в государственном положении о лицензировании недропользования, в Законе «О недрах» и других законодательных актах. К началу работы Правительственной комиссии действовало более 900 выданных лицензий, из них на поиск и на разведку- 380 и на разработку месторождений - 550. Практически были разбазарены все ранее опоискованные, предварительно разведанные и детально разведенные месторождения полезных ископаемых. Среди более чем 900 лицензиатов нет ни одной структуры, которая имела бы положительный опыт работы в области горных разработок, что свидетельствует о ненормальной ситуации в данной сфере экономики. Из-за этого ни одно значимое месторождение полезных ископаемых за 19 лет в эксплуатацию введено не было.
Состояние лицензирования и использования месторождений
золота и цветных металлов
Особые злоупотребления допускаются при лицензировании месторождений золота. В данной области сейчас числятся 258 лицензий, в том числе 225 на поиск и разведку и 33 на разработку. Такое количество лицензий создало в указанной отрасли атмосферу бесконтрольности и вседозволенности. Установлено, что лицензии изначально выдавались не для организации производства или пополнения государственных запасов, а для спекуляции ими, а также для продажи устанавливаемых запасов в качестве перспективных активов частных компаний на международных фондовых биржах. От реализации таких акций собственник недр - государство ничего не получает. Для осуществления подобной деятельности за рубежом зарегистрированы десятки фирм и компаний, которые имеют свои представительства в Кыргызстане. К настоящему времени основная часть первоначально полученных лицензий на месторождения золота по несколько раз перепроданы частным структурам при попустительстве должностных лиц прежнего Госагентства по геологии и минеральным ресурсам и нынешнего Министерства природных ресурсов республики.
Невыгодная для страны разработка месторождений золота изначально была определена в 1994 году, когда бывшие руководители страны, в силу их некомпетентности, подписали с канадской компанией «Камеко» генеральное Соглашение на разработку Кумторского уникального месторождения с большими запасами золота без проведения конкурса. Данная компания принудила подписать Соглашение на условиях раздела прибыли канадской управляющей компании, тогда как во всем мире установился порядок раздела произведенной товарной продукции или применяются другие режимы. Зависимость Кыргызстана от получаемой управляющей компанией прибыли привела к тому, что, по данным Минфина и Государственной налоговой службы республики, в течение 14 лет в бюджет страны поступило от проекта «Кумтор» всего 342 млн. долларов США, тогда как канадская компания выручила 3 млрд. 681 млн. долларов США от продажи 237 тонн золота. Таким образом, полученная Кыргызстаном выгода в качестве его доли в проекте «Кумтор» составила 9,29 процента от произведенного и реализованного канадцами золота. А на имеющиеся у Кыргызстана доли и акции в совместной компании за все время только 3 раза были начислены дивиденды в сумме 14,2 млн. долларов США, несмотря на получаемые огромные доходы. Первоначально, в 1992 году, канадцам была выдана лицензия на разработку участка «Центральная» площадью в 740 га, а в апреле 2009 года по условиям нового Соглашения все 8 перспективных лицензионных участков Кумтора объединены в одну концессионную площадь в 26,3 тыс. га и вся Кумторская долина целиком передана в бессрочную эксплуатацию канадцам, поскольку они за это время вели закрытую разведку перспективных участков указанной долины и там установили большие запасы благородного металла.
Госагентство по геологии и минеральным ресурсам и его правопреемник Министерство природных ресурсов выдавали разрешительные документы на недропользование, в основном, по коррупционной схеме, не определяя экономическую выгоду для страны и не учитывая потенциальные возможности лицензиата. При оформлении лицензии, как правило, составляются безответственные лицензионные Соглашения, состоящие из 2-3 примитивных пунктов, которые не позволяют установить государственный контроль за действиями лицензиата и обеспечить его строгую ответственность перед государственным органом. Один из предыдущих министров данного ведомства - Курманалиев К. открыто заявлял, что государство не должно вмешиваться в разработку месторождений полезных ископаемых, и тем самым, пытался вывести эту сферу из под контроля государства. Министерство не смогло запретить повсеместную спекуляцию лицензиями и передачу прав на пользование недрами путем продажи учредительной доли предприятия, владеющего лицензией, а также поставить заслон перед удерживающими годами лицензии на перспективные месторождения без проведения работы и привлечения инвестиций. В результате таких действий должностных лиц в течение долгого времени - 15-19 лет - не вовлеченными в экономику страны остаются известные рудные запасы золота Джеруй, Андаш, Талдыбулак-Левобережный, Куру-Тегерек, Терек, Иштамберди и другие, которые находятся вблизи от транспортных путей и других инфраструктурных объектов и удобны для освоения, а при наличии отрегулированной государственной системы освоения недр могли принести стране большую экономическую выгоду.
Выдав сроком на 10-20 лет лицензии на недра Сулуу-Тегерек, Бозымчак, Кумбель, Куранджайллу, Чонкымыздык, Айдарбек, Насоновское, Каратюбе-Бузук, на следующие участки месторождения Иштамберди и на многие другие, государственный орган республики не добился заключения с ними генерального Соглашения (контракта), в которых можно было зафиксировать их обязательства перед государством и определить долю страны в получаемых лицензиатом доходах, что свидетельствует о безответственном отношении людей к своим должностным обязанностям.
Министерство природных ресурсов республики после изгнания из страны коррупционных режимов Акаева А. и Бакиева К. не проявляет здоровые признаки исправления ситуации и продолжает выдавать безответные лицензии на право пользования недрами. Только в текущем году им выдано 232 таких лицензий на разработку и геологическое изучение месторождений, из них 193 после апреля 2010 года. Данный орган страны за это время ни разу не провел открытый конкурс инвестиционных программ на разработку месторождений золота, как предусмотрено в государственном положении о лицензировании недропользования, и вопросы выдачи лицензий решал путем закрытых переговоров с будущими лицензиатами.
В связи с тем, что практически все лицензии на золотоносные месторождения выданы с грубейшими нарушениями государственных порядков, комиссия считает необходимым аннулировать все ранее выданные лицензии на золоторудные месторождения. Необходимо провести открытый конкурс среди профильных компаний на разработку месторождения «Джеруй» и на его примере отработать нужную для республики модель, которую можно будет в последующем распространить на другие разрабатываемые месторождения. Также необходимо отработать на одной лицензионной площадке нужную систему отношений государства с лицензиатами, претендующими на право проведения поисковых и разведочных работ. До окончательной отработки таких систем отношений права частных структур на проведение работ необходимо приостановить. Комиссия считает, что компании, претендующие на лицензию, должны принять предлагаемую новую, отрегулированную государственную систему недропользования, и быть готовыми действовать в соответствии с ее требованиями.
Учитывая невыгодность для Кыргызстана «Соглашения о новых условиях по проекту Кумтор» от 24 апреля 2009 года, комиссия считает, что Правительство должно провести дополнительные переговоры с канадской стороной о внесении следующих ключевых изменений в данное Соглашение:
- увеличение доли Кыргызской Республики в валовом доходе проектных компаний с 13 процентов до 30 процентов;
- исключение из Соглашения передачу канадской компании 26 300 га Кумтора в качестве концессионной площади, восстановить лицензионный порядок предоставления участков для геологического изучения запасов;
- о передаче канадской компанией геологических материалов по лицензионным участкам «Борду», «Сарытор», «Юго-Западный», «Карасай» и «Коенду» Министерству природных ресурсов республики;
- о перечислении 4-х процентной суммы средств от валового дохода проектных компаний, предусмотренных в Соглашении, на специальный счет Кыргызской Республики с целью использования их для развития собственной минерально-сырьевой базы;
- о возможности наделения в последующем канадской компании правами на разработку разведанных лицензионных участков при условии полной отработки им рудных запасов участка «Центральная»;
- предусмотреть меры по восстановлению контрольных и надзорных функций Кыргызской Республики по проекту «Кумтор».
Состояние лицензирования и использования
угольных месторождений
Комиссией по вопросам лицензирования недропользования при Министерстве природных ресурсов Кыргызской Республики за период с 2005 года по 2010 год по угольным месторождениям было оформлено 228 лицензий, из которых за рассматриваемый период аннулировано 142 лицензии, или 62 процента. Количество действующих лицензий с учетом 28 лицензий, выданных ранее 2005 года, составляет 114, из них на разработку - 93 лицензии и на разведку - 21 лицензия. Наибольшее количество как выданных, так и аннулированных лицензий, приходится на Южный регион - 87 и 120, на Северный - 17 и 18 соответственно. При этом следует отметить, что из всех выданных лицензий на разработку, то есть добычу угольных месторождений в количестве 93, 40 приходится на 2010 год, а на разведку - 21 лицензия. А за 6 месяцев 2010 года выдана 61 лицензия на разработку и разведку угольных месторождений или 27 процентов от общего количества действующих лицензий.
Изучив порядок лицензирования деятельности по угольным месторождениям, комиссия также пришла к выводу, что Министерство природных ресурсов большинство лицензий выдает с нарушением существующего порядка о лицензировании. Эти нарушения практически исключили государственный контроль за выполнением условий лицензионных Соглашений, позволяют недобросовестным недропользователям уклоняться от исполнения своих финансовых и производственных обязательств.
По Северному региону республики угольные месторождения расположены в Нарынской и Иссык-Кульской областях, и они обладают достаточными запасами для удовлетворения потребности населения в твердом топливе. Однако, именно для данного региона отмечается преобладание на внутреннем рынке казахстанских углей. Лицензионные Соглашения, заключенные с ОсОО «Сардар», ОсОО «Беш-Сары», ОсОО «Ак-Жолкомур», ОсОО «Разрез Бусурманкул» и еще другими 10 частными структурами, по разработке месторождений «Турук», «Какра-Кече», «Мин-Куш» и «Жыргалан» в течение длительного времени в полном объеме не выполняются, поскольку все лицензиаты не располагают необходимыми финансовыми средствами, горно-шахтным и горно-карьерным оборудованием для эффективного освоения указанных месторождений. Угольные месторождения разделены на множество участков для привлечения большего количества недропользователей, что является грубейшим нарушением технологических требований на горные выработки. При этом объем добычи угля на них не составляет даже 10 процентов от зафиксированных в лицензионном соглашении показателей. Отношения недропользователей с государством не определены ни генеральным соглашением, ни экономическим контрактом, ни другими регулирующими документами. В результате отсутствия контроля со стороны государственного органа добыча угля всеми недропользователями ведется без разработки и утверждения технического проекта на осуществление горных выработок, что является редким явлением в мировой практике угледобычи.
Неудовлетворительная система лицензирования привела к тому, что известные всей Средней Азии угольные месторождения «Таш-Кумыр», «Сулюкта», «Кызыл-Кия», «Кок-Янгак» и другие на юге страны разбазарены между более чем 30 частными структурами, из которых ни одна за это время не предложила действенную инвестиционную программу освоения месторождений. От кыргызских углей оказались отрезанными тепловые электростанции Узбекистана и Казахстана, расположенные в Ферганской долине, а также большая часть населения. При этом государственные органы республики не проявляют заинтересованности в передаче указанных крупных угольных месторождений в руки состоятельных профильных иностранных компаний, которые могут предложить нам необходимые инвестиционные программы для освоения. В этом проявляются инерционность в экономическом мышлении и некомпетентность должностных лиц. Задача состоит в том, чтобы приостановить действие неработающих лицензий, и на каждый угольный разрез найти потенциального инвестора, который обеспечит добычу угля в нужном для страны объеме в соответствии с современными техническими, экологическими и экономическими требованиями. Государство само может без больших капитальных вложений обеспечить добычу угля до 4 млн. тонн и удовлетворить свои потребности, в том числе потребности тепловых электростанций, углями из своих месторождений.
Комиссия считает необходимым, в первую очередь, аннулировать 23 лицензии, выданные на разработку угольных месторождений, в том числе по Нарынской области - 4, по Баткенской области - 5, по Ошской области - 7 и по Джалал-Абадской области - 7, по мотивам невыполнения лицензиатами условий лицензионного Соглашения.
Состояние лицензирования и использования нефтегазовых месторождений
Существующая система лицензирования нефтегазовых месторождений также не способствует развитию данной отрасли. На руках у недропользователей находятся 38 лицензий на проведение геологоразведочных работ и 14 с целью разработки разведанных запасов. Основная часть лицензиатов, кроме ОАО «Кыргызнефтьгаз», являются несостоятельными структурами, которые с целью получения лицензии представляли любые фиктивные документы о возможности финансирования работ, а иные зарегистрировались накануне получения лицензий.
Для получения права на геологическое изучение на Сакалдинскую площадь неизвестное ОсОО «Среднеазиатская нефтяная компания» представила справку от Бишкекского филиала якобы Национального Банка Пакистана. На основе этой же справки оно оформило лицензию на другую - Южно-Катранскую площадь. Несмотря на невыполнение недропользователем условий ранее заключенного Соглашения, сроки лицензий на указанные площади не раз продлевались. Лицензия на геологическое изучение Западно-Суусамырской площади выдана ОсОО «Газпромразработка» с уставным капиталом общества в 100 (сто) сомов, которому другая структура - ОсОО «Газпромдобыча» дает письменное заверение об инвестировании объекта в 500 тыс. долларов США. На деле учредителем обоих структур является одно и то же лицо, и указанные лицензиаты, начиная с 2008 года, никакую работу на объекте не проводят. Путем таких же махинаций получены лицензии для ОсОО «Нефтегазовая корпорация ККРС», ОсОО «Кыргыз ойл эксплорейшн Компани», китайского ОсОО «Ди Щинь» и других. А ОсОО «Текстоник» имеет 7 лицензий на геологическое изучение обширных площадей, но ни на одной нужные объемы работ не проводит. Неправильные отношения государственного органа к выдаче лицензий приводят к тому, что нужные инвесторы для развития нефтегазовой отрасли не приходят. По причине невыполнения предусмотренных работ и, как необоснованно выданные, подлежат к отзыву 38 лицензий, выданных на недропользование в этой отрасли.
Состояние лицензирования месторождений
урана и редкоземельных металлов
По состоянию на 1 января 2010 года выданы лицензии на урановые и редкоземельные месторождения по 29 площадям. Из них на поисковые работы - 21 площадь, 6 на разведочные работы и 2 на разработку месторождений. Три лицензии на геологическое изучение Кызылбулакской, Кызыломпульской и Майлисуйской площадей общим размером в 300 тыс.га выданы одному ОсОО «U Energy», зарегистрированному в Бишкеке в июле 2009 года и учрежденному компанией, принадлежащей брату бывшего Министра природных ресурсов Курманалиева Капара, Курманалиеву Кубату.
Лицензия на геологическое изучение Восточно-Жетимской площади, расположенной в Иссык-Кульской и Нарынской областях, выдана ЗАО «Международная горная компания - Инвит». Ряд лицензий на геологоразведку урана получены ЗАО «Ресурс ИМС», ОсОО «Линии права Центральной Азии», ОсОО «Инсан Групп Ко ЛТД» и другими. Все указанные недропользователи не несут никакой ответственности по срокам и объемам проводимой работы и практически не отчитываются перед лицензиаром. Несмотря на это, они продолжают удерживать полученные в свое время лицензии и надеются найти для себя партнера - инвестора. Единственная, что-либо стоящая, - лицензия на разработку хвостов ГМЗ ОАО «Карабалтинского горнорудного комбината», выданная ОсОО «Центрально-Азиатская горнорудная компания», которое в течение 2 лет смогло определить запасы урана на данных хвостовых хозяйствах в 3 426 тонн и молибдена 11 019 тонн, и которые были приняты к сведению лицензиаром. Данный проект представляет собой новую технологию в мировой практике и при качественном исполнении может улучшить экологическую обстановку и даст экономическую выгоду республике.
Вместе с тем выдача лицензий на разведку урана в целом осуществляется без определения государственной целесообразности и необходимости. Она не учитывает перспективу развития экономики, которая не предусматривает разработку урановых месторождений по той причине, что стране, в первую очередь, необходимо осуществить программу реабилитации и рекультивации более чем 30 крупных урановых хвостохранилищ, оставленных на нашей территории прежней эпохой. Наша республика ведет переговоры с МАГАТЭ по поводу осуществления программы реабилитации хвостохранилищ при условии, что республика не будет возобновлять добычу урана. К тому же предприятия, занимающиеся геологическим изучением урановых месторождений, часто меняют учредителей и в итоге становятся иностранными частными структурами без участия Кыргызской Республики.
Лицензирование месторождений нерудных материалов
и подземной пресной воды
Данная отрасль располагает самым большим числом выданных лицензий на недропользование. На разработку нерудного сырья имеются 277 лицензий, на геологическое изучение - 90. На разработку пресной воды выдано 119 лицензий. Система выдачи лицензий, а также существующая практика пользования недрами в данной отрасли не отвечают законодательству Кыргызской Республики и практически пущены на самотек. Грубейшие нарушения законодательных положений допускаются не только субъектами предпринимательства, но и самим государственным органом - лицензиаром. Невыполнение госорганами своих функциональных обязанностей в части осуществления контрольно-надзорных функций и несогласованные между собой действия создают условия для хищений государственных запасов. Отсутствие надлежащего учета земельных участков, подлежащих к отводу под нерудные материалы, и слабая налоговая дисциплина, накапливаясь годами, также создали большие проблемы в отрасли. В такой обстановке большая часть недропользователей уклоняются от уплаты положенных налогов и платежей, составляют фиктивные сведения о своих доходах и об объемах добычи нерудных материалов. Характерным примером такого поведения является работа ОсОО «ЭСК ЛТД», имеющего лицензии на разработку и геологическое изучение 6 месторождений известняка гипса, кварцевого песка и мрамора. Разрабатываемое им Кувасайское месторождение известняка в Ноокатском районе обеспечивает сырьем Кувасайский цементный завод в Узбекистане и предприятие от этого имеет большие доходы. Несмотря на это, недропользователь, используя коррупционные связи, вносит в бюджет страны мизерные налоги и платежи, представляя всевозможные фиктивные сведения для фискальных органов.
Государственный орган по выдаче лицензий, вопреки здравому смыслу и нарушая технологический принцип разработки, выдает лицензии разным структурам, разбив единое месторождение сырья на несколько участков. Например, с целью наделения сомнительных структур, таких как ОсОО «Зенит», ОсОО «Евробетон» и ОсОО «Бель-Саз», правом на пользования ценным известковым сырьем, месторождение «Карагайлыбулак» в Кеминском районе Министерство природных ресурсов разбивает его на 4 участка и принимает решение отозвать лицензию у АО «Ак-Таш», которое разрабатывало это месторождение более 15 лет. В результате этого Джель-Арыкский известковый завод, которым владеет АО «Ак-Таш», выпускающий в свое время до 60 тыс. тонн продукции , прекращает выпуск извести. Вслед за этим останавливается программа технической модернизации известкового завода, предусмотренной совместно с иностранной компанией.
Комиссия установила, что приведенные выше примеры злоупотреблений относятся к большинству эксплуатируемых в настоящее время месторождений нерудных материалов. Имея большой потенциал для экономики, нерудное сырье в тоже время стало сферой извлечения должностными лицами незаконных доходов и практически выведено из - под контроля государства. Соответствующие службы Министерства природных ресурсов республики, ссылаясь на нехватку бюджетных средств, давно перестали с выездом на место определять объемы добываемых нерудных материалов на лицензионной площадке, контролировать правильность выполнения горных или других выработок, что дает основание для недропользователей осуществлять любые противозаконные действия. По этой причине комиссия считает необходимым приостановить действие 74 лицензий, используемых в настоящее время в области нерудных материалов.
Заключительные выводы Правительственной комиссии
по исправлению ситуации в отрасли и созданию отрегулированной системы недропользования.
1. Приостановить выдачу всех лицензий на право пользования недрами, в том числе на поиск, разведку и эксплуатацию месторождений.
2. Аннулировать в установленном законодательством порядке лицензии, выданные с нарушением законодательства в области недропользования, а также лицензии, по которым нарушаются условия лицензионного Соглашения или выполнение работ производятся с нарушением существующих порядков и правил.
3. Соответствующие службы страны должны восстановить все функции государственного контроля за эксплуатацией месторождений полезных ископаемых, совместно с фискальными органами проверить и определить налогооблагаемую базу всех структур, разрабатывающих недра, согласно Налоговому кодексу, и впредь вопросы использования месторождений поставить в прямую зависимость от правильно уплачиваемых в бюджет страны платежей.
4. Кардинально пересмотреть систему предоставления прав на недропользование, сделать ее максимально прозрачной и антикоррупционной. Лицензии должны быть выданы только состоятельным
профильным фирмам и компаниям, способным осуществить конкретную инвестиционную программу и задействовать заявленное месторождение в строго оговоренные сроки.
5. Установить такой порядок, при котором после завершения геологоразведки месторождения и постановки его запасов на государственный баланс Кыргызской Республики государственный орган и недропользователь подпишут Соглашение, регламентирующее порядок освоения месторождения. После этого в установленные сроки разрабатывается технический проект с проведением государственной экспертизы всех его аспектов, который утверждается уполномоченным правительством органом. Разработка месторождения полезных ископаемых без утвержденного технического проекта недопустима.
6. Нынешняя структура Министерства природных ресурсов не способна изменить ситуацию в отрасли и поэтому подлежит полному реформированию. Подбор кадров аппарата министерства, особенно должностных лиц, необходимо осуществить только на основе профессиональной пригодности людей и готовности обеспечить эффективную работу данного ведомства.
7. Систему государственного управления недропользованием следует утвердить исходя из необходимости разделения государственных функций надзора, регулирования и контроля за эксплуатацией месторождений полезных ископаемых.
Считать целесообразным передачу функций государственного контроля за соблюдением природоохранного и экологического законодательства при геологическом изучении и разработке месторождений полезных ископаемых в пределах лицензионных площадей Госагентству охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики.
8. В целях создания отрегулированной системы недропользования в стране необходимо, в первую очередь, разработать и утвердить Правила предоставления права недропользования в Кыргызской Республике, использовав опыт Казахстана и Российской Федерации.
9. Необходимо разработать и утвердить Модельный контракт на проведение операций по недропользованию в Кыргызской Республике для руководства при заключении соглашений с недропользователями.
10. Необходимо разработать и утвердить Единые правила охраны недр при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти, газа, подземных вод в Кыргызской Республике.
11. С учетом требований Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» переработать и ввести в действие следующий пакет законопроектов, глубоко реформирующих сферу недропользования, трансформируя разработку месторождений полезных ископаемых в экономические активы государства, в том числе : Закон Кыргызской Республики «О недрах», Закон Кыргызской Республики «О концессии на пользование недрами», Закон Кыргызской Республики «О горной концессии», Закон Кыргызской Республики «О соглашениях о разделе продукции», Закон Кыргызской Республики «О соглашениях о разделе продукции при недропользовании», Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Кыргызской Республики », Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики », Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О лицензировании», Закон Кыргызской Республики «Об использовании и охране недр » и другие законопроекты.
К заключительной справке комиссии прилагаются:
- результаты изучения группы по месторождениям золота и цветных металлов - 20 ст.;
- результаты изучения группы по нефтегазовым месторождениям - 16 ст.;
- результаты изучения группы по угольным месторождениям - 16 ст.;
- результаты изучения группы по урану и редким металлам - 4 ст.;
- результаты изучения группы по нерудным материалам и подземной воде - 38 ст.
http://kabar.kg/index.php?option=com_content&task=view&id=12588&Itemid=39