metaltorg.ru: Изменения мирового рынка металлов к 2007 году

Nov 30, 2010 10:02

21.05.2007
Прошедший 2006 год запомнился на редкость активной жизнью рынка металлов. Границы государств для него практически стерлись. Чего только не было - и взрывной рост биржевых цен, дефицит сырья и готовой продукции, громкие покупки металлургических и горнорудных компаний и не менее громкие их продажи. Причем «погоду на рынке металлов» делают сейчас не столько растущие транснациональные холдинги, сколько крупнейшие игроки слившихся фондового и финансового рынков.

Мир металлов явно вступил в сложный переходный период, когда стабильность и предсказуемость становятся недостижимой мечтой как производителей, так и потребителей металлов.

Остается только надеяться, что ясность ситуации на этот рынок когда-либо вернется. Однако не оставляет ощущение, что, когда это произойдет, металлургия мира будет выглядеть совсем по-другому…

Общие тенденции
В отличие от финансовых аспектов деятельности горно-металлургических компаний, их производственные показатели «в раз» меняются редко. Ввод заметных производственных мощностей - событие редкое и вполне прогнозируемое.

Глобальное производство металлов в последние годы растет достаточно стабильно - на 8-9% в год. Практически не изменилась эта закономерность и в прошедшем году, когда такой рост составил 9,35%. В основном это происходит за счет развития производств в азиатских странах, и прежде всего в Китае.

Однако в денежном выражении общий объем мирового рынка металлов вырос за 2006 г. сразу на 25%, превысив $1 трлн. Если сравнивать с 2004 г., то рост выглядит еще более заметным - порядка 40%. И это невзирая на то, что наиболее «весомый» товар - сталь - дорожал не слишком существенно (+6,84% к ценам за предыдущий год и около +6% за два года).

В итоге за 2006 г. свою долю на мировом рынке расширили (за счет подорожания) практически все цветные и редкие металлы (таблица 1). Причем аналитики всего мира спорят, является ли


Биржевые металлы
Как и в прошлом году, основной рост цен пришелся на биржевые цветные металлы. И для этого было несколько причин.

Бурно растущая китайская экономика стремительно наращивает потребление сырья, оттесняя страны Запада на вторые роли. В 2006 г. стало заметно, что китайские компании начали активную экспансию в горнодобывающие мощности по всему миру, приобретая месторождения и предприятия во всех частях света, от Австралии (Aurukun) до России (Кызыл-Таштыгское месторождение). Китай предлагает сейчас мощнейшие инвестиции в горнорудную промышленность десятков стран. Цель - надежно обеспечить металлом продолжающуюся индустриализацию Китая.

Расширение аппетитов крупнейшего потребителя (КНР) и Азии в целом не прошло для рынка цветных металлов незамеченным. Если где-то прибыло - значит где-то убыло. В прошлом году начали пустеть традиционные склады, ориентированные на Лондонскую биржу металлов (LME), и прежде всего в Западной Европе. В условиях дефицита металлов на сцену вышел второй фактор - наличие свободных денег, для которых в 2006 г. не было выгодных объектов для инвестирования. Причем огромнейшие финансовые активы Европы и США ринулись не в производство, а непосредственно в металл. Рост спекулятивных вложений в биржевые металлы за последнюю пару лет вырос в сотни раз.

Только за вторую половину 2006 г. в этот рынок инвестировано $800 млн, причем многие западные финансовые фонды сообщили о намерении увеличить долю сырьевых товаров в своем портфеле до 10%.

Если учесть, что под управлением хедж-фондов в середине 2006 г. находилось около $1,7 трлн, то речь идет о дополнительных инвестициях порядка $170 млрд. При этом совокупная стоимость всех биржевых металлов, произведенных в 2006 г., составила менее $290 млрд.

На рынке появился игрок, финансовые ресурсы которого явно превышают возможности всех вместе взятых потребителей цветных металлов. В итоге биржевой рынок срочных контрактов напрочь забыл о существовании реального производственного спроса. Кабельные заводы и предпрития ОЦМ все более ориентируются на цены кеш-сделок, нежели 2-3-месячных контрактов, некогда бывших основными на LME и других биржах.

Кратко рассмотрим ситуацию и специфику по каждому из шести биржевых цветных металлов по состоянию на май 2007 г.

Алюминий
С 2004 г. цены первичного алюминия выросли на 50%, тогда как объем производства - всего на 9%. Зато кардинально изменилась география его производства: «центр тяжести» решительно сместился на Восток, и, похоже, возвращаться оттуда не собирается. С 2000 г. китайское производство алюминия выросло в 3,4 раза, а мощности сейчас превышают 12 млн т алюминия в год.

Наращивание мощностей и объемов не может сдержать даже правительство КНР, которое довольно активно тормозит рост национальной алюминиевой промышленности. Причина - сохраняющийся дефицит электроэнергии в стране.

Крайняя энергоемкость производства алюминия ставит его особняком от других цветных металлов. Он менее зависим от конъюнктуры рынка горнорудного сырья (бокситов, глинозема) и тяготеет к странам с избыточным и растущим производством электроэнергии.

Тут перспективы России с ориентацией на звание «великой энергетической державы» весьма оптимистичны. Нельзя не упомянуть об образовании крупнейшей (по объемам производства первичного алюминия) компании мира - «Российского алюминия». Сделка по слиянию активов РУСАЛа, СУАЛа и Glencore завершилась 27 марта 2007 г., и в течение трех лет компания планирует провести IPO.

Американская Alcoa, которую «Российский алюминий» потеснил на «алюминиевом троне», уверена, что «является неоспоримым лидером в алюминиевой промышленности». Отчасти они правы - «Российский алюминий» значительно уступает Alcoa по своим финансовым показателям. Так, выручка в 2006 г. у РУСАЛа достигла только $8,18 млрд против $30,38 млрд у Alcoa. Причина в том, что удельная стоимость продаваемой продукции составляет $2957 за т у РУСАЛа и $8553 за т - у Alcoa. Эта разница создается высоким переделом. Alcoa преимущественно продает прокат и готовые изделия из алюминия и сплавов в отличие от первичного металла РУСАЛа.

Более того, в прессе появились сообщения о возможном объединении в крупнейшую алюминиевую корпорацию мира компаний Alcoa и Alcan. Это повышает конкурентоспособность объединения за счет растущих канадских энергоресурсов.

Медь
На медном рынке крупных слияний и поглощений замечено не было, как и сокращения производства, - наоборот, за 2 года выпуск меди вырос на 9%, а в 2006 г. - на 5%. В прошлом году производство меди росло по всему миру, за исключением Чили и США. В странах ЕС-15 выпуск рафинированной меди вырос на 1,8%, в Китае - на 15%, в Индии - на 26%, в Японии - на 10%, в России - на 2,8%.

Главный мировой производитель меди - чилийская Codelco - в 2006 г. снизила объемы производства на 3%, до 1,68 млн т. С учетом производственных показателей El Abra, в которой Codelco владеет 49%, производственные объемы компании достигли 1,78 млн т, что на 2,6% меньше, чем в 2005 г.

Однако в части добычи меди ситуация много хуже и запутаннее. В 2006 г., по данным ICSG, добыча меди сократилась на 0,24%, до 14,95 млн т. Однако по данным USGS, добыча меди в мире выросла на 2%, до 15,3 млн т. Так или иначе, это означает нарастание дефицита медных руд в мире.

В последние годы активный рост добычи наблюдался только в Африке (+17%), в основном благодаря запуску новых проектов и расширению производств в Конго и Замбии (+24%). По ряду источников есть заметный рост добычи меди в США, Казахстане, Канаде. Однако прирост почти полностью компенсируется спадом добычи в Индонезии (-25%) и Мексике (-11%), а также нестабильностью ситуации в Чили. В этой стране, имеющей 30% мировых запасов меди, как и в Мексике, зафиксировано множество трудовых конфликтов (забастовок и т. п.), существенно повлиявших на мировые цены.

Аналитики ICSG уверенно сообщали в мае 2006 г. об избытке предложения меди на рынке в 26 тыс. т, а к осени, когда цены уже падали, заявляли о дефиците в 17 тыс. т. Однако к концу года ICSG насчитал годовой избыток уже в 350 тыс. т меди.

Другая исследовательская организация - WBMS -зафиксировала приблизительно тот же объем избытка. Тот факт, что при этом цены за год выросли на 90%, оба института никак не объяснили.

Только лондонская Bloomsbury Minerals Economics дает совершенно другую статистику, указывая на дефицит рафинированной меди на рынке, достигавший в 2006 г. пиков в 220 тыс. т. Это, пожалуй, единственная западная аналитическая компания, которая придерживается мнения, что ценообразование на рынке цветных металлов сейчас определяется инвесторами, а не производителями.
http://www.metaltorg.ru/analytics/color/?id=353

мир, таблица, торговля таблица, металлы, торговля, metaltorg.ru, металлургия

Previous post Next post
Up