vedomosti.ru: цены на нефть и госбюджеты стран-экспортеров нефти

Oct 30, 2014 09:55

03.10.2014

Индекс Bloomberg Commodity Total Return Index (бывший DJ-UBS) вчера опускался до 237,33 пункта - это самый низкий показатель с июля 2009 г. А в понедельник на конференции по сырьевым рынкам, организованной Financial Times в Сингапуре, самым популярным описанием ситуации было выражение «долгосрочная стагнация»: она пришла на смену долгосрочному «бычьему» рынку 2000-х гг., или, как его еще называли, сырьевому суперциклу. Нефть сорта Brent теперь может еще долго стоить менее $100 за баррель.

Причины снижения цен на сырье различны. Сельскохозяйственные товары подешевели из-за отличного урожая, прежде всего в США, говорит Дэвид Фуллер, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money; исключение - кофе, который из-за неурожая в Бразилии оказался самой доходной культурой (см. инфографику).

Низкие цены на металлы связаны с неуверенным восстановлением мировой экономики и замедлением роста в Китае. Цены на медь, которая считается индикатором ситуации в экономике, так как используется во многих секторах промышленности, близки к уровням середины 2010 г. ($6730 за т против почти $10 200 в феврале 2011 г.).

Инвесторы разлюбили золото: хедж-фонды берут его в долг у центробанков и играют на понижение, указывает Фуллер.

Индекс Bloomberg Commodity только с конца июня потерял 12,5%. Динамика цен на сырье будет в основном зависеть от глобальных макроэкономических факторов, а они выглядят слабыми на период до 2016 г., предупреждают эксперты Citigroup.

«Если в прошлом десятилетии подъем на нефтяном рынке объяснялся быстрым ростом спроса и нехваткой предложения, то теперь эти факторы поменялись местами, - пишут они. - Прогноз предложения со стороны США будет и дальше повышаться, а мирового спроса - понижаться». Сейчас, по оценке Citi, предложение сырой нефти превышает спрос в мире на 0,4 млн баррелей в день, нефтепродуктов - чуть меньше. «Ситуация становится проблематичной для традиционных экспортеров нефти, от России до стран Ближнего Востока, из-за развития добывающих технологий, сланцевого бума в США, перспектив сланцевой добычи в других странах и заметного увеличения производства энергии из возобновляемых источников. Чтобы удерживать цену Brent выше $100, потребуется значительное сокращение добычи», - считает Фуллер. Вчера цена Brent упала к 20.00 мск на 2% до $92,2 (а в ходе торгов опускалась ниже $92), WTI - на 0,9% до $89,95. С середины июня цена Brent упала на 19,9%.

Избыток нефти в мире образовался во многом из-за безостановочного роста добычи в США - с 2012 г. прибавка составила более 3 млн баррелей в день. По расчетам Международного энергетического агентства, осенью США выйдут на первое место в мире по добыче нефти и газоконденсатных жидкостей; уже в июле США сравнялись с Саудовской Аравией - по 11,5 млн баррелей. По оценке Citi, производство жидких энергоресурсов (сырая нефть, газоконденсатные жидкости, биотопливо) в США в 2015 г. достигнет 15 млн баррелей в день.

Положение экспортеров нефти с Ближнего Востока, из Африки и Латинской Америки осложнила и Канада - она резко нарастила закупки нефти в США, теперь это 71% всего ее импорта, а в июле прошлого года было 14%. Летом несколько африканских танкеров не могли найти покупателей, пришлось продать нефть азиатским НПЗ со скидкой.

Другие причины - рост добычи в Ливии с 200 000 баррелей в день весной до более чем 900 000 баррелей к концу сентября. Остановился и процесс сокращения добычи в Северном море - новые проекты уже компенсируют падение на старых месторождениях, пишут аналитики Morgan Stanley. По оценке Wood Mackenzie, добыча нефти и газа Великобританией вырастет с 1,43 млн баррелей нефтяного эквивалента в день в 2014 г. до 1,46 млн в 2018 г.

«Отметка $90 за баррель, которая в последние несколько лет служила уровнем поддержки для мировых цен на нефть, превратится в уровень сопротивления», - писал Citi в начале года. «В традиционных нефтеэкспортирующих странах могут упасть нефтяные доходы, ухудшится бюджетная ситуация, им придется сокращать расходы и диверсифицировать экономику; некоторые могут обанкротиться», - беспокоятся сейчас аналитики Citi. Венесуэле для сбалансированного бюджета в 2014 г. нужна нефть по $161, Ирану - $130, России - $105, Саудовской Аравии и Катару - $89 и $71 соответственно (см. таблицу).

Восстановлению цены на нефть помогло бы сокращение добычи странами ОПЕК. Но в сентябре они, наоборот, добывали максимум почти за два года - 30,96 млн баррелей в день (в августе - 30,15 млн), показало исследование Reuters. Публикация этого исследования во вторник спровоцировала падение цены Brent на 3%. В среду Саудовская Аравия снизила официальную цену продажи нефти, дав понять, что готова к более низким ценам.

В отличие от 2008 г. на этот раз избыток предложения формировался медленно и не так велик, а представители ОПЕК не раз заявляли, что их устраивает цена в $95-110 за баррель, указывают аналитики Morgan Stanley. Потребуется гораздо более существенное и продолжительное снижение цены, чтобы ОПЕК начала действовать, считают они; но даже если добыча сократится, цена не восстановится, пока не будут распроданы сформировавшиеся запасы нефти.

Кроме того, сегодня США играют гораздо более важную роль на нефтяном рынке, чем в прошлом, когда ОПЕК удавалось корректировать цены изменением квот. Стремительный рост эффективности позволил США снизить себестоимость добычи сланцевой нефти до $34-67 за баррель (для WTI); в 2012 г. этот показатель был выше на $30, показывает исследование Morgan Stanley. Поэтому американские компании смогут продолжать наращивать добычу даже при существенном снижении цен.

Против стран - экспортеров сырья играет и укрепляющийся доллар, отмечает Мишала Маркуссен, начальник отдела анализа мировой экономики Societe Generale. В III квартале долларовый индекс (курс к корзине стран - основных торговых партнеров) вырос на 7,7% до четырехлетнего максимума. «Медвежий» тренд на рынке доллара, сопровождавшийся ростом цен на сырье, закончился, уверен Фуллер: США теперь энергетически независимы, они технологический лидер, их экономика растет быстрее остальных, а рынки ожидают роста процентных ставок с 2015 г.



http://www.vedomosti.ru/finance/news/34222991/neft-ne-soprotivlyaetsya?full#cut

27.10.2014
Расходы бюджета в 2016-2017 годах могут быть сокращены на 10%
Принимаемый Госдумой бюджет уже потерял актуальность - Минфин предлагает разработать запасной бюджет, предполагающий 10%-ное сокращение расходов в 2016-2017 гг.




В пятницу Госдума одобрила проект бюджета на 2015-2017 гг. в первом чтении. Но ситуация изменилась, проект был составлен при другой экономической реальности, сообщил депутатам министр финансов Антон Силуанов, - нужен запасной вариант бюджета.

Проект бюджета основан на прогнозе Минэкономразвития, предполагающем сохранение цены барреля нефти в $100 все три года, отмену санкций в отношении России с 2015 г. и последовательное ускорение темпов экономического роста также со следующего года. Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, чье ведомство усомнилось в обоснованности ряда параметров макропрогноза, тем не менее рекомендовала депутатам бюджет в первом чтении принять: «Это залог стабильности ситуации в стране и того, что обязательства, которые государство приняло на себя, будут реализованы».

Просчитывалось несколько запасных вариантов исходя из цены нефти в $80-90, сохранения санкций и стагнации экономики, рассказал чиновник Минфина. При развитии одного из разработанных негативных сценариев предполагается, что в течение года курс рубля составит 50 руб./$, нефть будет стоить $85/барр., инфляция составит 4%, а падение ВВП - 10% год к году, говорит чиновник правительства. «Однако на правительственной комиссии мы не хотим увязывать сокращение расходов с кризисным сценарием, задача - провести сокращение в любом случае, в порядке оптимизации», - подчеркивает он.

Сокращение расходов не затронет бюджет 2015 г., в котором предусмотрена возможность использовать до 500 млрд руб. из резервного фонда, указывает Силуанов, но резервы не бесконечны, а неблагоприятная экономическая ситуация может быть затяжной. Речь не о пересмотре бюджета, а о его адаптации к новым экономическим условиям, уточнил министр. Так, расходы в реальном выражении за семь лет к 2015 г. выросли на 27%, а доходы - только на 0,8%, объяснил он, и если еще в 2012 г. планировалось, что в 2017 г. доходы составят 18,3 трлн руб., то спустя два года план сокращен до 16,5 трлн. Но и этот план выглядит нереалистичным: за два года к внутриэкономическим проблемам добавились внешние.

Снижение цены нефти на каждый доллар приводит к недополучению бюджетом 80 млрд руб. нефтегазовых доходов, посчитали в Центре развития Высшей школы экономики. При снижении цены нефти до $85 бюджет потеряет 1,2 трлн руб., но часть потерь компенсируется ослаблением рубля. По оценкам Минфина, ослабление курса к доллару на каждый 1 руб. приносит 190-200 млрд руб. дополнительно. Однако девальвация ведет также к торможению экономики, сокращению налоговой базы, указывает Александра Суслина из Экономической экспертной группы; с учетом этого совокупные потери могут быть даже выше, чем нефтегазовые, примерно на четверть - 1,5 трлн руб.

Минфин будет предлагать механизмы сокращения расходов на 10%, сообщил «Ведомостям» высокопоставленный чиновник ведомства и подтвердил чиновник Белого дома: это высвобождает около 1,5 трлн руб. Во внесенном в Госдуму проекте бюджета расходы на 2016-2017 гг. уже были фронтально сокращены на 2%. По словам Силуанова, около 1,5 трлн руб. расходов оптимизировано или перенесено на более поздний срок. Так, по госпрограмме вооружений 490 млрд руб. перенесены с 2017 на 2018 г., а в 2018 г. будет принята новая госпрограмма, учитывающая возможности бюджета.

Дальнейшее сокращение будет вестись по госпрограммам точечно, обещает Силуанов: сокращать надо финансирование тех мероприятий, которые не влияют на экономический рост, на качество выполняемых программ (цитата по «Вестям 24»). Нет плана «ножницами срезать по 10%», каждая госпрограмма будет рассматриваться и сокращаться в индивидуальном порядке, утверждает чиновник правительства. Это пока не решено, сомневается высокопоставленный чиновник Минфина, может быть и секвестр - равномерное срезание расходов по всем направлениям. Созданная в августе правительственная комиссия по повышению эффективности бюджетных расходов, которую возглавил первый вице-премьер Игорь Шувалов, первой рассмотрела госпрограмму по сельскому хозяйству. Финансирование этой госпрограммы в итоге увеличится, пообещал депутатам Силуанов: «Сельское хозяйство для нас приоритет <...> Во втором чтении [проекта бюджета на 2015-2017 гг.] найдем ресурсы, увеличим программу» (цитата по «Интерфаксу»). Обычно индивидуальная оптимизация ни к чему не приводит и все заканчивается равномерным срезанием одинаково со всех, заключает федеральный чиновник.

28.10.2014
Нефтедобывающие страны начинают резать бюджеты
Мексика и Россия уже реагируют на падение цен на нефть, МВФ призывает к тому же страны Персидского залива

Международный валютный фонд призвал страны Персидского залива ограничить государственные расходы и ускорить проведение экономических реформ в связи со снижением цен на нефть, сообщает Financial Times (FT). Мексика, чья экономика также сильно зависит от экспорта нефти, пересчитает бюджет на 2015 г. из расчета $79 за баррель. А Россия рассматривает возможность сокращения госрасходов в 2016-2017 гг. на 10%.

Если стоимость барреля нефти в течение долгого времени будет ниже $75, совокупный профицит бюджета стран Персидского залива может сократиться с прогнозируемых ранее $275 млрд до $100 млрд, предупредил Масуд Ахмед, директор департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ. По оценке фонда, Саудовская Аравия, крупнейший экспортер нефти в регионе, может столкнуться с бюджетным дефицитом уже в следующем году.

Фискальная ситуация может ухудшиться не только из-за удешевления основного экспортного товара этих стран, но и из-за роста госрасходов и структурных проблем. Подготовленный МВФ отчет не учитывает 25%-ного снижения цен на нефть, произошедшего в последние четыре месяца; однако по прогнозу фонда в 2015 г. совокупный бюджетный профицит экспортирующих нефть стран Персидского залива должен снизиться до 1,25% ВВП, а к 2017 г. и вовсе исчезнуть. В 2012 г. значение этого соотношения было максимальным - 7,75% ВВП.

Даже если бы цены на нефть остались на пиковом уровне середины июня (Brent тогда стоила $115 за баррель), бюджетный баланс этих стран без проведения экономических реформ ухудшился бы, предупредил МВФ. С 2011 г. по 2015 г. их государственные расходы увеличились на 7%. По оценкам фонда, их доходы от экспорта нефти сократятся на 12%, а бюджетный баланс может ухудшиться на 3% от ВВП, если другие страны увеличат поставки на 1 млн баррелей в день. Между тем США в последние три года наращивают нефтедобычу как раз на 1 млн баррелей в день, замещая импорт, который направляется на другие рынки. По расчетам Международного энергетического агентства, этой осенью США должны выйти на первое место в мире по добыче нефти и газоконденсатных жидкостей; уже в июле США сравнялись с Саудовской Аравией - по 11,5 млн баррелей.

МВФ призывает страны Персидского залива провести реформы, направленные на развитие образования, сокращение субсидий в энергетическом секторе и борьбу с бюрократией. Также местным правительствам рекомендуется ограничить рост зарплат в государственном секторе и развивать частный сектор.

На изменение ситуации на нефтяном рынке уже отреагировало правительство Мексики: оно планирует пересчитать проект бюджета страны на 2015 г. Как заявило министерство финансов, он будет составлен из расчета $79 за баррель, что на $3 ниже предыдущей оценки правительства и на $2 ниже уровня, одобренного при рассмотрении бюджета палатой депутатов мексиканского конгресса. Высокопоставленный источник в конгрессе в разговоре с FT назвал цену в $81 нереальной. По данным Argus Media, в понедельник цена мексиканской нефти Maya, поставляемой на побережье Мексиканского залива в США, была около $75 за баррель.

Нефтяная отрасль обеспечивает около трети поступлений в федеральный бюджет Мексики. В прошлом году она экспортировала нефти на $42,7 млрд. По оценкам Марко Овьедо, главного экономиста Barclays в Мехико, при снижении цен на нефть на $1 Мексика будет терять около $300 млн.

В России проект бюджета на 2015-2017 гг. был одобрен в пятницу, однако он основан на том, что в течение этого времени стоимость барреля нефти сохранится на уровне $100. Поэтому министерство финансов уже предложило разработать запасной вариант бюджета на 2016-2017 гг., предполагающий сокращение расходов на 10% (в 2015 г. снижать их не планируется). При этом министр экономики Антон Силуанов уточнил: речь идет не о пересмотре бюджета, а о его адаптации к новым экономическим условиям. По оценкам Центра развития Высшей школы экономики, из-за снижения цены нефти на $1 нефтегазовые доходы российского бюджета снижаются на 80 млрд руб.

По прогнозам аналитиков Goldman Sachs, нефть в 2015 г. продолжит дешеветь: на днях банк снизил прогноз средней цены Brent в I квартале со $100 до $85 за баррель. При этом страны ОПЕК будут ждать снижения темпов роста добычи сланцевой нефти в США перед тем, как значительно сократить собственную добычу, считают они. ОПЕК продолжит играть стабилизирующую роль на нефтяном рынке, но больше не будет действовать первой, считает аналитик Goldman Sachs Джефф Карри: теперь, по его мнению, чтобы сбалансировать рынок нефти, необходимо снижение сланцевой добычи в США.

По данным консалтинговой компании Energy Aspects, предложение нефти в мире выросло в сентябре на 920 000 барр. в день до 93,5 млн, а спрос составил 92,8 млн барр. в день. Если не сократить добычу, избыток нефти в первом полугодии 2015 г. может увеличиться вдвое, считают аналитики компании.

October 27, 2014
Regional Economic Outlook: Middle East and Central Asia
http://www.imf.org/external/pubs/ft/reo/2014/mcd/eng/mreo1014.htm
http://www.imf.org/external/pubs/ft/reo/2014/mcd/eng/pdf/mreo1014.pdf

Россия, бюджет, mena, vedomosti.ru, отчет-прогноз, imf

Previous post Next post
Up