Для бурового сектора наступили золотые годы: нефть по-прежнему остается главным источником российских доходов, но ее запасы истощаются. Поэтому для поддержания добычи недропользователи компенсируют убыль «черного золота» на промыслах прибавлением «железа» в виде развития эксплуатационного фонда, строительства новых скважин и модернизации действующих. Большинство российских нефтяных компаний, оправившись после шока от снижения цен в 2008-2009 годах, в последние три года высокими темпами наращивают объемы эксплуатационной проходки.
Результаты добычи нефти и бурения на нефть в России по итогам первого квартала с.г. показали, что тенденции, прослеживаемые в последние три года, сохраняют актуальность. Производство жидких углеводородов с начала этого года относительно аналогичного периода 2012-го осталось фактически на том же уровне, тогда как общий объем бурения увеличился более чем на 3%. И в сравнении с динамикой добычи нефти, и на фоне совокупного замедления российской экономики показатели подъема в секторе бурения выглядят очень впечатляюще.
Основные объемы бурения закономерно приходятся на эксплуатационное (более 17 млн м в 2012 году) и сосредоточены в Западной Сибири, которая служит наиболее ярким индикатором различия тенденций в проходке и в добыче нефти. На сибирский запад приходится примерно 63-65% всего отечественного производства нефти и конденсата, зато по бурению доля региона составляет около 83%. Такое соотношение лишний раз демонстрирует, что продуктивность главной нефтяной провинции России падает, а себестоимость добычи, напротив, увеличивается.
Отметим, впрочем, что в ряде других регионов бурение растет быстрее, чем в Западной Сибири. В прошлом году объем проходки вырос здесь на 8,1% по сравнению со среднероссийским показателем в 9,6%. Европейская Россия и Восточная Сибирь (вместе с Дальним Востоком) показали рост соответственно на 17,5 и 13,9%.
Буровики не скучают
Более 80% бурения на нефть в России традиционно обеспечивали пять западносибирских ВИНК - «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть» и ТНК-ВР. Бессменным лидером по бурению был «Сургутнефтегаз». В 2013 году расклад, понятно, поменяется. С поглощением ТНК-ВР «Роснефть» становится крупнейшим заказчиком буровых услуг в России, и 80% рынка будет делиться уже не между пятью, а между четырьмя компаниями...
На месторождениях «Сургута» в прошлом году было пробурено более 4,9 млн м эксплуатационных и разведочных скважин. Но, что показательно, наращивая объемы бурения, компания Владимира Богданова не может добиться стабилизации добычи в Западной Сибири. При этом в прошлом году «Сургут» увеличил проходку всего на 3,5%, что гораздо хуже среднероссийского показателя, а количество введенных эксплуатационных скважин оказалось даже меньше, чем в 2011-м (1325 против 1403). Таким образом, на старых промыслах «Сургут» вынужден строить все более глубокие скважины, которые, как свидетельствуют данные по добыче, не отличаются высокими дебитами...
«Роснефть» в 2012 году нарастила проходку на 17,4% и преодолела рубеж 4 млн м в год, прежде доступный только «Сургутнефтегазу». В основном этот рост был обеспечен интенсификацией работ на месторождениях «Юганскнефтегаза», где в 2012 году проходка в эксплуатационном бурении увеличилась почти на 500 тыс. м. А вот купленная «Роснефтью» ТНК-ВР сократила в прошлом году объемы бурения. Отчасти это объясняется естественным снижением активности компании в конце года - после того как ее акционеры достигли договоренности с «Роснефтью». Но, повторимся, только отчасти. При разработке югорских «браунфилдов» и нового Верхнечонского месторождения ТНК-ВР делала ставку на высокотехнологичные горизонтальные скважины, и по объему горизонтального бурения и количеству новых скважинам с горизонтальным окончанием ТНК-ВР уступила в прошлом году только «ЛУКОЙЛу».
«ЛУКОЙЛ» же в прошлом году увеличил объемы бурения более чем на треть! В относительных цифрах прирост эксплуатационной проходки составил почти 1 млн м. Такая динамика наглядно иллюстрирует, сколь масштабно идет реализация Программы стратегического развития на 2012-2021 годы, сменившая прежний курс на оптимизацию затрат, который компания проводила в 2009-2010 годах (см., например, в «Сказано - сделано» в «НиК» № 12, 2012 г.). За счет активного бурения с широкомасштабным использованием горизонтальных скважин компания Алекперова сократила темпы падения добычи нефти в Западной Сибири. Но для того чтобы обеспечить рост производства, который намечен в программе, «ЛУКОЙЛу» предстоит бурить еще больше. И в текущем году на месторождениях «ЛУКОЙЛа» в России будет пробурено около 4 млн м эксплуатационных скважин.
Прирост бурения «Газпром нефти» в 2012 году был гораздо скромнее, чем у «ЛУКОЙЛа», при этом проходка в эксплуатационном бурении не дотянула до показателя 2010 года. Но как и многие другие ВИНК, «Газпром нефть» активно внедряет передовые технологии строительства скважин. И количество законченных строительством горизонтальных скважин у этой компании в 2012 году выросло почти в три раза по сравнению с 2011-м.
В целом же опережающий рост объемов горизонтального бурения - один из основных итогов 2012 года на буровом рынке. Прирост данного сектора в прошлом году составил около 30%.
Дела ремонтные
По размеру эксплуатационного фонда скважин до поглощения «Роснефти» ТНК-ВР в России лидировал «ЛУКОЙЛ». В этой связи совершенно закономерно, что компания была лидером по количеству операций по подземному ремонту скважин.
В прошлом году компания Алекперова заметно нарастила объемы ремонтных работ, причем в первую очередь за счет КРС. По всей вероятности - это еще одно проявление реализации новой стратегии «ЛУКОЙЛа» в upstream. И, по всей видимости, потенциал роста здесь еще есть, поскольку и по отношению количества операций ТКРС к размеру фонда скважин, и по доле КРС в ТКРС «ЛУКОЙЛ» уступает компаниям сравнимого масштаба. Отметим также, что неработающий фонд скважин «ЛУКОЙЛа» в прошлом году практически не изменился. В Западной Сибири количество неработающих скважин даже увеличилось, что, впрочем, было компенсировано за счет успешных ремонтов в Коми и Пермском крае. Зато лукойловский фонд скважин, дающих продукцию, увеличился более чем на 700 единиц. Понятно, что такого результата компания добилась за счет бурения и ввода новых скважин.
Совершенно другая ситуация наблюдается с «Роснефтью». Госкомпания очень много времени уделяет ремонту скважин, с огромным отрывом лидируя в отрасли по количеству операций КРС. В итоге неработающий фонд «Роснефти» в прошлом году сократился более чем на 540 скважин.
Эксплуатационный фонд «Роснефти» за прошлый год уменьшился на 700 с лишним единиц, на 170 единиц сократился фонд скважин, дающих продукцию, но это именно тот случай, когда средняя температура по большой больнице не несет никакой полезной информации. Фонд продуктивных скважин сокращался в подразделениях, не играющих ключевой роли в «Роснефти», - это «Грознефтегаз», «Краснодарнефтегаз», «Самаранефтегаз», «Сахалинморнефтегаз» и «Пурнефтегаз» (да, некогда крупнейшие добычные «дочки» «Роснефти» уже малоинтересны компании). В «Юганскнефтегазе» эксплуатационный фонд растет на фоне сокращения бездействующего фонда по итогам 2012 года почти на треть. Это лучший показатель по сравнимым субъектам «нефтянки». Естественно, растет скважинный фонд и у «Ванкорнефти», а вот бездействующих скважин на Ванкоре пока нет.
Интересно, как скажется приход «Роснефти» к управлению добычей ТНК-ВР на ремонтной стратегии последней. Англо-российский холдинг в отличие от большинства западносибирских ВИНК последние три года сокращал объемы ремонтных работ, сохраняя при этом не самое почетное первенство по размеру бездействующего фонда. «Роснефть» может пересмотреть этот подход. Но есть основания полагать, что многие простаивающие скважины ТНК-ВР на Самотлоре и Красноленинском просто не ремонтопригодны. Те же, что можно, ТНК-ВР ремонтировала и весьма успешно. Бездействующий фонд компании в прошлом году сократился примерно на 400 скважин, а продуктивный фонд получил соответствующую прибавку.
«Сургутнефтегаз» по размеру эксплуатационного фонда сравним с ТНК-ВР, бездействующий фонд у «Сургута» - в разы меньше, а ремонтов - ощутимо больше, и объем ТКРС имеет четкую тенденцию к росту. Но по итогам 2012 года бездействующий фонд «Сургута» увеличился почти на 100 скважин, или более чем на 10%. Понятно, что это было компенсировано - с лихвой - новыми скважинами; по приросту продуктивного фонда «Сургут» в прошлом году не имел себе равных в нашей стране. Однако вопросы, связанные с эффективностью «домашнего сервиса», сравнение показателей «Сургутнефтегаза» и ТНК-ВР, определенно, оставляет.
Статистика ремонтов «Газпром нефти» в 2010-2012 годах не имеет четко выраженной тенденции, и бездействующий фонд у этой компании в прошлом году, как и у «Сургута», вырос. Однако новые активы в Оренбуржье и новые скважины на исконных промыслах («Ноябрьскнефтегаз» в ЯНАО и южная часть Приобского месторождения в ХМАО) позволили компании нарастить продуктивный фонд почти на 700 скважин. Это сопоставимо с результатом «ЛУКОЙЛа», хотя по добыче «Газпром нефть» с «ЛУКОЙЛом» никак не сравнима (по крайней мере - пока).
В целом по России эксплуатационный фонд скважин в прошлом году увеличился на 1,5%, фонд скважин, дающих продукцию, - на 1,7%. Это опережение, очевидно, было обеспечено ТКРС, спрос на который в России не имеет предпосылок к снижению.
О размере
По итогам 2013 года «Роснефть» станет абсолютным лидером по всем показателям, связанным со строительством и ремонтом скважин. И сервисному рынку предстоит подстроиться под новую реальность. Как именно - покажет время. Но, на наш взгляд, государственные мегакомпании - «Роснефть» и «Газпром» - не будут работать с небольшими сервисными подрядчиками. Это некомфортно и как-то не соответствует статусу.
Здесь можно вспомнить про «неинтегрированный сектор» нефтедобычи, который, если судить по официальной статистике, в России достаточно силен. Но кто крупнейший в этом секторе? «Томскнефть» - совместное предприятие «Роснефти» и «Газпрома» и «Салым Петролеум» - совместное предприятие «Газпрома» и Shell...
Ближайшие годы ознаменуются сегментированием рынка услуг по бурению и ремонту скважин. В итоге в сегменте обслуживания крупных ВИНК должно остаться не более 5-6 компаний, а за заказы небольших компаний конкуренция до невиданной доселе степени. Выживет в этой конкуренции самый терпеливый.
- -
В силу того, что доля трудноизвлекаемых запасов в структуре российских запасов нефти непрерывно растет и уже превышает 70%, наиболее востребованными у нефтяников, естественно, являются скважины с оборудованием для механизированных способов добычи. Более 92% промыслового эксплуатационного фонда составляют скважины, оснащенные установками электроцентробежных погружных насосов (УЭЦН), а также штанговыми глубинными насосами (ШГН). В этом секторе можно отметить две примечательные тенденции. Во-первых, доля УЭЦН в эксплуатационном фонде быстро нарастает: если в совокупном объеме она составляет 57,5%, то в числе новых скважин, введенных в 2012 году, - 78,4%. На штанговые насосы приходится примерно 36,7% российских скважин, но в прибавке 2012 года вклад ШГН составил всего 12,9%. Нефтяники, таким образом, отдают предпочтение УЭЦН - более современным и эффективным для разработки глубокозалегающих запасов.
http://www.indpg.ru/nefteservis/2013/02/69956.html