i/ Резкое снижение цен на нефть Brent в начале апреля на сегодняшний день так и осталось случайностью
http://www.forexpf.ru/chart/brent/ ii/ Новое падение цен на нефть Brent не исключено, цена идет к очередному уровню сопротивления
iii/ Brent WTI Spread на 14 апреля вблизи минимумов
http://ycharts.com/indicators/brent_wti_spread iv/ Цена на природный газ в США опять выносит шортистов :)
http://www.finviz.com/futures_charts.ashx?t=NG&p=d1 v/ Цена WTI идет к историческим максимумам
http://www.forexpf.ru/chart/brent/ vi/ Запасы в США выходят за 5-летний коридор
http://www.eia.gov/oog/info/twip/twip_crude.html#production vii/ Добыча в США растет
http://www.eia.gov/oog/info/twip/twip_crude.html#production viii/
http://www.eia.gov/oog/info/twip/twip.asp http://www.eia.gov/oog/info/twip/twip.aspviii.i/ затраты на разведку и разработку растут
viii.ii/ выручка снижается с 2012 г.
viii.iii/ долгосрочный долг растет
viii.iv/ инвестиционная активность не растет
ix/ Ценовая волатильность подавлена
Сложные системы, в которых искусственно подавляется волатильность, как правило, становятся очень хрупкими, и в то же время показывают не видимые риски. Являясь спокойными и проявляя минимальную изменчивость, в то время так как тихие риски накапливаются под поверхностью. Хотя намерением политических лидеров и руководителей экономики является стабилизация системы путем подавления колебаний, результат, как правило, оборатный. Эти искусственно ограниченные системы становятся склонными к "черным лебедям" - то есть, они становятся крайне уязвимыми для крупных событий, которые лежат далеко от статистической нормы и были в значительной степени непредсказуемыми для данного набора наблюдателей.
Политические последствия одинаковы: чтобы сделать надежные системы, все риски должны быть видны в открытую -- fluctuat nec mergitur (она колеблется, но не тонет) идет Латинская поговорка.
http://www.zerohedge.com/news/2014-04-17/what-oil-war-premium x/ 17 апреля Прямая линия с Владимиром Путиным
http://www.kremlin.ru/news/20796М.СИТТЕЛЬ: Ещё о волнениях пенсионеров. «Если Запад откажется от газа, поставляемого Россией, как это отразится на нашем благосостоянии, в частности, пенсионеров?» - Людмила Бударина, Тамбовская область.
В.ПУТИН: Надо сказать, что нефтегазовые доходы составляют значительную часть поступлений в российский бюджет. Это серьёзная составляющая для нас и для решения вопросов развития экономики, бюджетного финансирования наших программ развития и, конечно, исполнения наших социальных обязательств перед гражданами.
Я хочу вот о чём сказать. Я просто боюсь ошибиться в цифрах, но сейчас, дай бог памяти, я вам скажу, что основные доходы из нефтегазовых доходов у нас поступают не от газа, а от нефти. Если в долларовом эквиваленте, то за прошлый год доходы от нефти составили 191-194 миллиарда долларов, доходы от газа - примерно 28 миллиардов долларов. Разницу чувствуете? 191 - от нефти, 28 - от газа.
Нефть продаётся на мировых рынках. Можно ли здесь, если попытаться, нам как-то навредить? Попробовать можно. К чему это приведёт для тех, кто будет это делать? Во-первых, как это сделать? Реальные возможности нарастить добычу, а значит, и понизить цены на мировых рынках может только Саудовская Аравия. У Саудовской Аравии бюджет посчитан, по-моему, из 85-90 долларов за тысячу кубов.
К.КЛЕЙМЁНОВ: Обама там уже был с визитом.
В.ПУТИН: Нет, прошу прощения, не по газу, а по нефти, она посчитана за 85-90 долларов за баррель, а у нас - из 90, по-моему. То есть если уйти ниже 85, то сама Саудовская Аравия будет в прогаре, у неё возникнут проблемы. Для нас понижение с 90 до 85 не является критическим. Это первое.
Второе. У нас с Саудовской Аравией очень добрые отношения. У нас есть, скажем, разные подходы по сирийской проблематике, но у нас почти полностью совпадают подходы по развитию ситуации в Египте. У нас есть и много других совпадающих точек зрения.
Я с огромным уважением отношусь к хранителю двух мусульманских святынь Королю Саудовской Аравии, он очень умный, взвешенный человек. И не думаю, что наши саудовские друзья пойдут на какие-то резкие изменения во вред себе и экономике России. Это первое.
Второе. Они действуют в рамках ОПЕК, а там очень много наших сторонников. И даже дело не в том, что они нам симпатизируют, а дело в том, что у них есть свои экономические интересы, и резко понижать добычу, а это можно сделать только согласованным образом в рамках ОПЕК, это достаточно сложное дело.
Наконец, в самих Соединённых Штатах, которые развивают сегодня добычу сланцевого газа и сланцевой нефти, уровень рентабельности этих продуктов очень высокий, это дорогие проекты. А если ещё уронить цены на мировом рынке, то эти проекты вообще могут стать нерентабельными, вообще убыточными, и нарождающаяся отрасль просто может умереть.
И наконец, ещё одно соображение. Нефть котируется и продаётся на мировых рынках в долларах. Если цены упадут, то тогда и спрос на доллары резко упадёт, и доллар как мировая валюта начнёт терять своё значение. Очень много составляющих, очень хочется куснуть, но возможности всё-таки ограничены. Хотя, наверное, какой-то ущерб можно нанести.
Теперь что касается газа. Мы газ продаём, трубный газ (а это основные продажи по газу у нас), в основном в европейские страны, которые где-то 30-35 процентов, 34 процента своего газового баланса закрывают поставками из России. Можно ли вообще прекратить закупки российского газа? На мой взгляд, невозможно.
Некоторые наши соседи, а это очень добрые наши соседи, у нас отлично развиваются отношения, скажем, с Финляндией, но Финляндия из всего общего газового баланса 90 процентов получает из России. В некоторых странах бывшей так называемой народной демократии если не 90, то 60, 50, 70 процентов в Восточной Европе - это наш российский газ.
Можно ли вообще прекратить поставки? Это, на мой взгляд, совершенно нереально. В ущерб себе, почти через кровь, можно. Но я представить себе такого не могу. Поэтому, конечно, все заботятся о диверсификации поставок. Там, в Европе, говорят о повышении независимости от российского поставщика, так же как и мы начинаем говорить и действуем в сторону независимости от наших потребителей.
Но пока это всё находится в известном балансе потребителей и поставщиков, здесь есть только одна проблема - транзитёры. И самый опасный элемент здесь, конечно, это транзит через территорию Украины, с которой нам очень трудно договариваться по энергетической проблематике. Но надеюсь, что и здесь мы всё доведём до нужного состояния, имея в виду действующие подписанные и работающие контракты.
xi/ Апрельский отчет ОПЕК
http://www.opec.org/opec_web/en/publications/338.htm - Несмотря на превышение уровня добычи в 1Q2014 над необходимым цены вниз пошли ненамного
- В марте Саудовская Аравия дала значительное снижение добычи
- Бурение в марте росло в США и Саудовской Аравии, что может дать в последующие месяцы рост
- с апреля 2012 устойчивый тренд по снижению добычи ОПЕК
- рост во всем остальном мире давали США и РФ
xii/ AUGUST 5, 2013 Характерные годовые колебания цен на нефть
http://www.eia.gov/todayinenergy/detail.cfm?id=12391 Выводы
- В 2012-2013 годах резкие падения цен, выходившие на минимум к середине лета начинались уже в начале апреля
- Аналогичное резкое падение было в начале апреля 2014 г., но не реализовалось
- ОПЕК после 2012 г. постепенно сокращала добычу, рост приходился на другие страны, включая США и РФ.
- Ухудшение финансового положения нефтяных компаний в США на фоне роста добычи и снижения ценовой волатильности
- логичным выглядит рост цены WTI к уровню 110 $/баррель и закрепление около него.
- вероятно, уровни роста WTI и газа в США взаимосвязаны, если больше вырастет цена нефти, то можно больше придержать цену газа и наоборот. Варианта придержать то и другое нет.
напряженная политическая обстановка вокруг Украины:
- на ближайшие 2-3 месяца будет толкать цены вверх
- делает возможными резкие скачки цены нефти Brent, в т.ч. вниз, вынося шортистов, но они будут не продолжительны
- выгодна для обоснования роста цен на нефть и газ :)
- вероятно закрепление цены нефти Brent на новых уровнях порядка 113 $/баррель.