Невидимая рука подпольного рынка

Mar 28, 2021 02:31

Жил-был зарубежный производитель техники для добычи полезных ископаемых. Назовём его "ЧернАЗ", чтобы всем сразу стало ясно, что название вымышленное, все совпадения с реальностью случайны. И то ли он влетел в кассовый разрыв, который надо было срочно закрыть, то ли он решил устроить свои карманные санкции против РФ, но он внезапно начал требовать от своих российских дилеров полностью предоплатить все поставки запчастей эдак на год вперёд.

Тут уважаемому читателю надо потерпеть вставку в повествование --- разъяснение, чем работа дилеров такой техники отличается от работы дилера обычных тарантаек категорий А-Бэ-Це-Дэ-Е. На своей семейной пузотёрке я могу поехать к офдилеру, а могу в гаражный сервис, и пока техосмотр проходится, всем плевать, кто именно ремонтировал. Стотонная самоходная железяка может убивать маленьких человечков многими способами и в оптовых количествах, поэтому технадзор следит не только за состоянием железяки в целом, но и за судьбой многих важных агрегатов --- чтобы было меньше желающих доэкономиться до ЧП, и чтобы после поломки с с травмами/трупами "награда" нашла "героя". Раз гаражные сервисы загоняются технадзором в глубокое подполье, офдилер становится более-менее монополистом, а сбыт запчастей становится ещё более выгодным делом, чем в случае обычных авто. Но склад запчастей делится на три условные категории --- "расходники", то есть жижи-фильтры, узлы под замену каждые N ткм пробега или каждые M моточасов, "ходовая аптечка", в которой те узлы-агрегаты на замену, которые ломаются относительно регулярно, и "пыльная аптечка", в которой те узлы-агрегаты, которые в принципе не должны ломаться, но изредка всё-таки ломаются (изредка --- это по-настоящему изредка, ведь таких машин в штуках катается намного меньше, чем машин "обычного" автопрома, и в сумме по региону число поломок в год получается пропорционально меньше.). Дилеру совершенно не в кайф омертвлять оборотный капитал в "пыльной аптечке", а заводу совершенно не в кайф подрывать свою репутацию простоем техники в ожидании поставки запчастей, которые дилеру было лень купить в "пыльную аптечку". Поэтому дилер с заводом всегда шли на компромисс --- дилер получает от завода запчасти с маленькой предоплатой и с беспроцентной рассрочкой на остаток суммы, но за это обязан закупать не только то, чем он сам хочет пополнить "ходовую аптечку", но и то, что завод хотел бы видеть в "пыльной аптечке". В прошлом году компромисс внезапно поломался.

Дилеры вздохнули, но деваться им некуда: они может, и монополисты каждый в своем региончике, но завод --- монополист в квадрате. Предоплатили. Но многие оплатили по абсолютному минимуму, как будто весь год все машины требовали бы только регламента, а сами по себе или по разгильдяйству не ломались бы вовсе. Банковский процент же. Поскольку машины всё-таки ломаются, клиентам начали предлагать выбор --- новые запчасти с завода, или б/у, но очень-очень хорошее б/у. Ещё бы не хорошее --- старые в нём были только документы, по которым оно якобы временно снималось из-за незначительных не влияющих на безопасность поломок, а само железо "импортозаместилось" на весьма приличных предприятиях. Одновременно началась свирепая зачистка поддельных запчастей: дилерам вдруг стало очень важно, чтобы оборот б/у запчастей не привлекал излишнего вниматия технадзора, а для этого стало необходимо очистить этот оборот от низкокачественных поделий, собираемых с помойки методами "из пяти узлов три", "ещё походит" и "местами поменяем". Объединённая активность дилеров и производителей "хорошего б/у" пересилила коррупционные связи продавцов б/у с помойки; от этого начались посадки, которые, если честно, надо было начинать ещё при Ельцине, снижая этим число несчастных случаев.

В "ЧернАЗе" сидят вовсе не дураки, они быстро поняли, что произошло с рынком, и начали возмущаться растущим производством контрафакта в РФ. Дело быстро вышло на межправительственный уровень, но тут как раз в масть оказалась активность проснувшейся прокуратуры --- она честно отчиталась о реальных вскрытых случаях и о реальных уголовных делах про "помойку". Было мало случаев, потом действительно возросло, но мы всех добросовестно прихлопнули. Тут уж "ЧернАЗу" осталось только выразить глубокую благодарность нашим бравым госструктурам, ("а что кролик подумал на самом деле, никто так и не узнал, потому что это был очень воспитанный кролик").

Теперь самый смак. Опупеоз и апофигей. Отечественный автопром внезапно обнаружил, что в стране из ниоткуда появилась новая и довольно зрелая отрасль, со стажем работы и массовыми внедрениями --- производство ПКИ для крупной карьерной техники. Собственного производства такой техники в стране, за вычетом части бульдозеров, нет, заказов на экспорт этих ПКИ нет, а опыт производства внезапно есть. И теперь ничего не мешает инвестировать вполне разумные средства в сборочные производства, импортозаместив "ЧернАЗ" уже целиком, а не по гаечке. И этот процесс уже пошёл.

Upd.: В комментах предположение, что слухи об импортозамещении преувеличены, и левак идёт из Китая.

забавное, техника, за это надо выпить

Previous post Next post
Up