Эффект "этот фильм сняли на моей улице"

Feb 10, 2024 14:09

Одна из причин, по которой когда то хотелось съездить в Москву, или в LA-NY-SF когда то в невероятном будущем - это побыть в местах "где снимались все эти фильмы". Желательно не побыть а пожить. Чтобы играешь ты во что то, или кино смотришь - и узнавать местность. Казалось, что это как то невероятно должно усилить эффект погружения и сопричастности. 
С фильмами как то почти не срослось - максимум что помню, - играя в Метро пытался натянут вайбы игры на настоящее метро - но слишком мало я по московским метро ездил чтобы это хорошо сработало.  Хотя небольшой эффект вроде был.
Еще я был в тае на "острове Бонда", и там было чуть-лучше, но иначе - остров Тапу в Пханг-Нга мне запомнился   как невероятно красивое место из фильма где то невероятно далеко, где я точно никогда в жизни не побываю. Я смотрел на него по телеку в 90ых, только только пошли "кабельные" каналы, где стали крутить западные фильмы, а ля "видеосалон", только дома.  Все, что там показывали както очень сильно контрастировало с советским кино, на голову менее эффектным. Плюс бедность, прямо таки беспросветность. В общем, картинка мне запомнилась своей красивой нереальностью - она была также бесконечно вымышленной фантазийной вселенной как какие нибудь звездные войны. 
Когда через двадцать лет красивая девушка убеждала меня поехать с ними в тур, именно фотка этого острова вдруг что-то тригернула - детский импринтинг "это что то недостижимое" вдруг оказалось вообщемто вполне достижимым.  В результате, на самом острове было занятно но не более - он кишит туристами, и что "Бондовый" остров, что "Майя бэй" из "Пляжа" - никакой особой сопричастности к фильму не вызывают, я специально оба пересматривал.  Но то природа, которая в кино и выглядит часто изрядно иначе, и вообще не то же самое, что город.  И вообще, "был там же" это не то же самое как "это кино сняли на моей улице".

С кином так и не вышло пока, но в этом году я прочитал (а точнее - послушал) две книги как бэ про Самару.  "Пищеблок" Иванова, и "Метро 2033: Безымянка" Палия.

Пищеблок оказался "про Самару" внезапно. Я понятия про это не имел до начала прослушивания. Оказалось - пионер-лагерь из книги - на берегу Волги где то недалеко от Куйбышева. Место как я понял вымышленное (специально искать было лень, но я много в обе стороны от города на лодке мотался, и таких мест не помню), но вайбы - местные. Т.е. вполне легко представить как это выглядело.  Сам роман - интересен по задумке в плане общей концепции, но скучноват как по мне и немного затянут. Самое главное там - атмосфера, которая тесно переплетает ламповые советские пионерские вайбы в духе фильмов "Кортик" и "Бронзовая птица", с некоторым унынием реальной страны, где люди настоящие а не с агитплакатов и, главное - это, конечно, пионерский же ужастик, черные страшилки. Как положено хорошему автору, Иванов в одном эпизоде прямо цитирует один из ключевых референсов - сами пионеры рассказывают друг другу страшные истории про гроб на колесиках и красную руку. "Интрига-триллертвист" там совершенно классическая, поэтому довольно легко прочитывается гдето с середины. 
Сама вполне очевидная аналогия вампиризма с идеологией хоть и не блещет свежестью (после Пелевина тут все обречены быть вторичными) но вполне себе ок. Конец, как оно часто бывает, слабоват - натурально, разве что не хватает мема "а што, так можно было?".

"Метро: Безымянка" - гораздо слабее. Тут я, правда, предвзят, мне и оригинальное "Метро 2033" казалось вымученной ахинеей. Я, видимо, просто не воспринимаю Глуховского - недавний "Пост" при всем моем уважении к тамошним метафорам и аллюзиям, и при всем том, что изданное за несколько лет до беды заиграло в 22ом новыми красками - ну не заходит. Много морализаторской хераборы. Т.е. не для меня это написано. 
У "Безымянки" автор другой, и подобных претензий меньше, почти нет. Но есть другие. Гораздо сильнее чем в Метро2033 "Безымянка" давит своей абсолютной неправдоподобностью. Да да, я понимаю, что "Метро" это немного притча, где все надо воспринимать метафорически, но видимо такое - не слишком уважаемый мной жанр. И в оригинале это было както не так явно, а вот в Безымянке - ничего кроме попыток искать метафоры и не осталось вовсе. 
Дело в том, что метро в Самаре - карикатурная пародия. Одна ветка, 10 станций, 11км. Сомнительный титул самого короткого метро в мире с самым низким пассажиропотоком (может уже нет, но масштаб понятен).  Даже у Глуховского сама идея, что в огромное моссковское метро при полностью вымершей поверхности способна поддерживать жизнь человеческого общества - вызывает воооот такие вопросы. А то, что оно умудриться быть разделенным на обособленные анклавы - еще большие. Да да, метафоры на абсурдные современные враждующие идеи итд, ок. Как я говорил - меня как то не впечатляет такое. Но московское метро - ладно, оно все таки большое.  
Пытаться перенести тоже самое на самарское метро - это уже бред какой то.  
Далее, в "Безымянке" довольно быстро растет градус неадеквата - что то похожее на более-менее реалистичный постапок у глуховского, тут быстро теряет связь с реальностью - город оказывается окружен волшебной непроницаемой границей. Одна из станций - волшебная, она всегда новая т.к. каждый день сгорает до тла и возрождается. Существует "невероятно редкий" непобедимый монстр "Роль", на которого герои, разумеется, сразу натыкаются. Сразу рассказывается притча, что перед тем как растерзать людей, "роль" как бы исполняет некое жуткое представление, а легенда увязывает его появление с тем, что в "ролей" мутировали актеры, попавшие под первый удар в убежище драм театра. И разумеется, только главный герой (спустя примерно 20-30 лет существования метро) догадывается - да ему же надо было просто поаплодировать и он уйдет! Это мой любимый пример авторской всратости - тебе в голову пришла (или подсмотрел где, неважно) неплохая идея, но она блять очевидная. Но нет, автор пытается выдуть из нее интригу и невероятное открытие главного героя. 20 лет никто не мог понять что дважды-два - четыре. Но в ответственный момент гг вдруг осиняет. Рука, лицо, хлопок.

Из не такого плохого, но просто скучного можно отметить некий культ космоса - т.к. Самара - "космическая" и у нас есть реальная ракета-памятник (из настоящей ракеты, \m/ ) , автор неплохо придумал, что это сооружение родило целый культ ждущих, что если хорошо попросить - прилетят инопланетяне и спасут хорошо просивших. В целом отсылка к современности неплохая - анекдот про "реалистичный план - прилетят инопланетяне" концептуально обыгран ок, и вообще высмеивание религий - это я опять же "концептуально" - одобряю. Просто конкретное описание изрядно скучновато и никуда не ведет.

Самая же большая претензия - это все просто скучное, и очень проходное. История не цепляет практически ни в один момент больше чем на 5 минут. Все эти вымученные истории про страшных детей - бандитов совершенно не впечатляют. Невероятный, абсолютно неожиданный твист - две "вечно враждующие" половинки города/метро решили почти объединиться но оказалось что это ловушка, вероломная попытка захвата. Тут даже не хочется начинать разбирать бредовую нереалистичность как изначальной диспозиции (что такое маленькое метро умудрилось быть разделено на фракции) так и самого события, особенно, что одну станцию захватили но на другой вроде и ждут удара но как то почти не чешутся, это уже настолько все "не верю" и неинтересно. Не смогу удержаться от плоской шутки: Максимально скучно написать постапок про родной город - тут нужен талант.  
Нереалистичный масштаб все время ломает подавление неверия и дальше - у подруги гг которая сталкер, оказывается есть тачка, но она не то чтобы пешком не доходила "дальше улицы х" но даже не ездила. Блять, наш город пешком из конца в конец перейти - это три часа, я ходил много раз. На машине без пробок - ну минут 15 наверное. Да, офигительно правдоподобно, что даже при всех условностях про необходимость защиты и минимизации времени наверху - сталкеры, т.е .специальные рыскатели по опасным местам не уходят дальше трех метров от туннелей.  Ой, опять надо делать скидку на то, что это все притча и метафора?

Единственное светлое пятно, это попытка привязки городского фольклора к книге. Знаменитые холодильники - местный мега-макгафин тут раздуты до неких райский кущ. Это неплохо, хотя и также посредственно "реализовано".  Секретное метро к горе - почти проходной кусок. Какие то редкие но попытки привязаться к реальным объектам. Самая удачная - собственно, в самом начале, где герой сидит на верхушке вокзала. Как по мне - это вообще самая интересная часть книги, т.к. автор еще не успел растерять запасы лояльности.  
В целом, кстати, книга могла бы стать сносным фильмов категории Б или чуть выше - как раз нет времени задуматься о бредовости концепции, плюс с кина и требования пониже (как с моей грамматики примерно), и сюжет как раз на простенький боевичок. Аналогично - как двухчасовой аддон к Метро-Исход тоже было бы не плохо. Как книга - прям ни о чем.

Ну и к заголовку - вот в этом самом Метро привязка к реальным улицам и станциям - постоянная. А эффекта присутствия мало. И главное - также часто работает в минус, т.к. "ну я блять знаю что тут даже пешком идти 15 минут. Как сталкер мог не сходить за всю жизнь? - решительно никак не мог" . 
Но кино со своей улицы все равно жду. Правда для этого надо уехать и по жизнь месяц где то в штатах. 

лытыдыбр

Previous post
Up