Heavy Rain 10 лет спустя

Jul 27, 2020 03:11

Есть такой товарисч, Дэвид Кейдж, который в своей студии "квантовые сны" когда то пересоздал жанр квеста, скрестив его с интерактивным фильмом и "симулятором ходьбы" как это сейчас называют. В обычный квест он добавил динамику, т.е. обычный "медленный жанр" оживил вставкой элементов во время которых надо было сделать что то быстро, да еще добавил экшен-элементы работающие через quick-time events - тогдашнюю гениальную находку заключающуюся в необходимости быстро прожимать кнопки во время каких то динамичных эпизодов в неспешном. Получалось одновременно быстрое зрелищное действо и при этом все еще квест или интерактивное кино. Первая игра в этом новоиспеченном жанре - Фаренгейт, взорвала чарты, став по мнению многих изданий игрой года итд итп.
Через пять лет, в 2010ом, КвантикДримс уже под крылом сони выпустила аналогичную игру уже следующего поколения в виде эксклюзива на пс3. И этот экз стал одним из самых главных, самых именитых эксклюзивов сони - наравне с серией анчартед (при том что, забегая вперед, Кейджу до анчартеда - как до луны пешком, если честно).
У "Ливня" так сошлись звезды, что это был 1) эксклюзив платформы во времена, когда консольные срачи были особенно горячи 2) не просто срачи, а сама пресса как минимум в России (может быть стараниями буквально единичных людей но тем не менее) имела к консолям изрядно трепетное... вообщем особое отношение 3) у игры были объективные плюсы - это был очень необычный жанр, качественно представленный тогда буквально одной игрой - тем самым Фаренгейтом 4) новая история была завернута в довольно стильную оболочку нуар-детектива-триллера с элементами драмы и всего подряд. 5) для того момента, столь много "драмы" в компьютерной игре было еще в новинку, и хевирейн была одной из игр, про которую всегда упоминали в разговорах о том что игры, это теперь совершенно полноценное визуальное искусство наравне с кино.
Вообщем, к чему я веду: к тому что HeavyRain стал одной из икон консольного обожания, одной из игр, которыми фанаты PS3 тыкали в нос плебсу с пк или х-бокса, игра, которую везде называли гениальной, божественной итд итп.
Игромания, например, выставила игре 10/10 которые там выставлялись раз в пятилетку.
Спустя 6 лет игра вышла переизданием для пс4, а спустя еще 4 - вышел и порт на PC. И что забавно пресса почему то уже не горела желанием писать кипятком на шедевр Кэджа.
ПС4 у меня валяется лет 5, но примерно с 2016ого когда я купил великолепный Uncharted4 я ее почему то отложил (вместе с анчем брошенным на середине игры, как и с гта5, тогда это был экз). Сейчас, после разных бытовых изменений а еще с целью снизить нагрузку на "кликательный палец" я снова перебрался на диван. Первым дело я благополучно перепрошел и закончил Uncharte4 и это одна из лучших игр что я играл, однозначно лучшая и однозначно самая красивая в своем жанре - с отрывом. Да, на древней пс4 с железом соответствующим примерно пятилетней давности ПК - просто за счет уровня художников и геймдизов NaughtyDog сделали абсолютный шедевр, непревзойденных до сих пор. Даже по графике я бы дал этой игре первое место. Прости Метро-Исход но там, где у тебя 5 красивейших уровней в Анчартед их около 10и.
По прошествии анча, и ожидание пс5 я закупился новой партией игр которые сейчас на авито к пс4 можно купить по дешовке. И первой игрой оказался ХевиРейн. К сожалению, я когда то "прошел" ее на ютубе будучи уверенный, что до плойки не доберусь. Ну до пс3 действительно не добрался но вот на пс4 сложилось. Так что тут я немного пострадал от собственной любозначительности ))
При этом я смутно помнил какие то жалобы на управление даже от поклонников.
К сожалению, худшие опасения оправдались. И ХевиРейн оказалась еще одной консольной игрой, которую гораздо лучше пройти на ютубе чем играть самому.
Потому что на ютубе остается то немногое, что хорошее есть в этой игре (история) и пропадает многое из того г-на, чего в ней предостаточно. А когда сам играешь - акценты смещаются на обратные.

Самый главный пиздец - это управление. Тут просто клинический случай. Квантикдримс пытались как можно сильнее погрузить в историю, и еще с "фаренгейта" на это у них работал такой трюк с большим количеством бытового интерактива - ты постоянно делаешь всякие мелкие бытовые действию в ручную - ну там чай налить, свет выключить, на часы посмотреть. Все это пытаются сделать разнообразными движениями - чтобы ты не на одну кнопку "действие" тыкал а все время чтото разное. В "Ливне" систему доработали до постоянных жестов стиками. Этого показалось мало, и даже передвижение игрока сделали очень нетрадиционным - чтобы герой пошел надо зажать курок и противоположным стиком задавать направлением. Вместо просто нажатий кнопок впихнули сразу четыре варианта - просто нажать, нажать и держать, быстро нажимать и "медленно доводить". А еще трясти геймпад ну потому что сони сделали такую фичу не подумав, что найдутся дебилы типа квантикдримса, которые начнут юзать это не один раз за игру как у здоровых людей а постоянно, как и положено дебилам-импотентам.
В QTE моментах все это надо делать еще и наскорость.
Идея была хорошая - погружать игрока, т.к. от бытовухи с подниманием упавших бумажек плавно переходишь к сюжетным вещам. Постоянный интерактив тут должен глубже затаскивать в историю, ты не тупо лежишь на диване отвлекаясь на телефон а постоянно участвуешь - именно этим чисто сюжетная и кинематографичная игра отличается от, собственно, просмотра недорого сериала (чем игра может казаться если смотреть на нее со стороны) .
К сожалению, гениальная реализация на практике воспринимается примерно так: отрезаем игроку ноги, ставим его на ходули "что бы было необычнее и интереснее ходить"! профит! (нет).
Система, конечно, работает на погружением но большую часть времени больше работает на выбешивание или просто тупое раздражение. В QTE начинается форменный пиздец т.к. тупо непонятно иногда что именно нажимать, и они все тупо фейляться, раз за разом. Ну т.е. рисунок "жми влево" - жмешь влево а оно не засчитывает. Хз почему. Игра добивается одного единственного эффекта - очень хочется найти Дэвида Кейджа и кинуть геймпад прямо ему в физиономию. И бить пока деньги за диск не вернет.
Для справки - я тут не совсем просто так упомянул Uncharted4 т.к. там, как и во многих других играх после "Фаренгейта" тоже есть моменты с QTE и где то надо потрясти геймпад. Вот только там сделано в меру и как надо и не раздражают а в ХевиРейн - просто какойто пиздец. Т.е. там проблем не было вообще ни разу за всю игру. А тут, в чисто QTE игре, где, казалось бы, они должны быть вылизаны до блеска - они представляют из себя какой то п-ц.
Вместо того, чтобы доставлять удовольствие, все элементы реализованы как в китайской копии нормальных игр. Например через 5 часов игры я все еще не понимаю, почему в QTE некоторые нажатия не засчитываются и QTE проигрывается. Я не так жму? У меня джойстик тупит? Или это глюки? И мне совершенно не хочется переигрывать чтобы выяснить - хочется разве что еще раз врезать джойстиком по морде тому, кто это сделал.
По графике игру бить наверное не стоит - все же 10 лет это срок, а что для переиздания никто не потрудился подтянуть графон - ну так то норма, это же не ремейк.
По сюжету - тут на самом деле уровень неплохого сериала про детектив-триллер, где сюжет очень пыжиться изобразить из себя невесть что. Иногда выходит, чаще нет. Игра перегружена той самой "бытовухой" для "погружения" и иногда оно ок а иногда начинает раздражать - управление то тупое, плюс сам процесс неторопливый. В сценах игры с ребенком, например, тупо заебывает ждать, когда игра зачтет необходимое число активностей чтобы сюжет наконец то сдвинулся. С учетом, что далеко не всегда сходу понятно что делать, и не всегда сходу получается сообразить _как именно сделать то что игра хочет_ чтобы ты сделал - тоже раздражает. Война с камерой - это вообще обычное дело. Пытаясь насочинять кинематографических планов постоянно имеем ситуацию что не можешь быстро сориентироваться В ОДНОЙ КОМНАТЕ! В одной, Карл! Вот настолько плохо ради не слишком удавшейся "киношности".
Тем не менее, если сразу стиснув зубы и принять совершенно колченогое управление - за счет сюжета можно это пройти, тем более у игры есть свое достоинство и в плане ловкого зигзага в сюжете к которому многие оказывались действительно не готовы, и к чисто игровому достоинству - нелинейности. Ну по хорошему нелинейность здесь весьма ограниченная - никаких параллельных веток, конечно, нет. Тем не менее, в игре есть, например ситуация (микросплойер) когда ты убегаешь из полиции и можно убежать, а можно не суметь (проиграв QTE) и тогда будет еще один уровень уже в участке. А если убежишь - не будет. Есть и аналогичные места где можно как бы "проиграть эвент" но "отыграться" в следующей сцене или не отыграться и это скажется на концовке. Особый шик Хевирейна (и вообще это фишка квантикдримов) - просто куча концовок. Т.е. в зависимости от того, как успешно игрок проходил игру, в отдельных ключевых главах меняются финал. От оптимистичных до жутко депрессивных. Всего там вроде 18 концовок но это немного лукавая оценка - в игре несколько ключевых персонажей и в эпилоге покажут историю каждого, кто дожил (и обычно упомянут кто не дожил) - соответственно в одно прохождение вы обычно смотрите сразу несколько "концовок". Что то аналогичное было за долго до Кейджа например в Фаллаутах (только там показывали судьбы населенных пунктов) но все равно это, конечно круто и как раз такое являлось одним из ключевых факторов дикого фанбойства по поводу игры - когда смотришь на ютубе какие разные получаются концовки возникает своеобразное "вау". Оно не совсем справедливое, т.к. реальная вариативность очень небольшая - но тем круче Кейдж - малыми ресурсами добился ощущения большого разнообразия.
Но в целом, игра на самом деле не тянула на 10ку даже тогда. 10ка - это шедевр (как анч) а тут слишком сильные проблемы управления не считая изрядной субъективной крутости самой истории. Сейчас же это от субъективных 8/10 если очень зашло сюжетом, до 4-5 если не зашло.
Игра стала презабавным феноменом, когда на выходе ее окрестили гениальным шедевром, а через Х лет, выходит переиздание-порт и вдруг выясняется, что журнализды были немножечко упоротые фанбои и оценки выставляли с изрядной форой по поводу того, что игра - эксклюзив их любимой консоли. Аналогичные истории потом случались не раз, особо часто достается нинтенде, где, например РЕ4 превозносили просто до небес - хотя это во многом похожая игра где действительно крутые элементы, например, сюжета и атмосферы сочетаются с таким же проблемами управления. Последующий порт игры вызвал заметно более "сдержанную" реакцию. Но самая показательная история была с ZombiU на Nintendo WiiU где довольно посредственной игре ставили высокие оценки ну потому что это Нинтендо. Последующее переиздание на других платформах имело выраженно более низкие оценки хотя прошло всего 3 года (в случае с RE4 был 6и летний лаг, игра успела заметно устареть, но в случае с зомбиЮ на это уже не спишешь). Вообщем, есть такое явление, когда игроки, кажется, немного завышают оценки игре просто потому, что она - эксклюзив их любимой консоли. И журналисты-игроки тут не исключение.

Но вернемся к "Ливню". Вообщем, все таки попытавшись найти какие-то внятные советы по управлению (главное - все QTE делаются только _правым_ стиком) я нашел некоторые отзывы про то, что люди играют в 2019ом и в восторге от игры. Ну т.е. хватает и отзывов типа моего, но изрядное количество - прям суперских впечатлений.
И я вспомнил, как когда то году в 2004ом каким то макаром запустил демку того самого Farenheit и как дико она мне зашла - все эти фишки с интерактивом волшебным образом работали, нравился сам симулятор снижения стрессового состояния бытовой мелочевкой. И еще я помню, что это оказалось ужасной ошибкой, тем более нелепой что ну блять, я за всю жизнь запустил демки может трех игр, включая ту. Она дико зашла и я прям очень жалел что нельзя поиграть дальше. Но когда через год я играл в полную версию фаренгейта... она совершенно не зацепила. Оказалось, что фишка с "бытовым интерактивом" сработала один раз а потом, видимо все, эффект новизны пропал и не цеплял. В результате, игру я бросил гдето на середине - настолько стало скучно.
И вот, спустя много лет я читаю как людей до сих пор торкает и немного завидую.

игры

Previous post Next post
Up