Цвелик Александр Михайлович. Художественный терапевт, педагог-художник. Опыт работы более 15 лет:
► ПЕРВОЕ: присмотритесь к самому принципу раскраски: черные границы, которые “нельзя переходить”. Раскраски с самого нежного возраста приучают к тому, что “нельзя за флажки”! Потому-то раскраски столь любимы “педагогами” гос.полит.системы - они исподволь приучают к казарменным порядкам. Недавно мама одного ребенка, ходившего на наши занятия, сказала: “вот воспитательница в садике жалуется, что ваша девочка не рисует, как все! - Даешь ей раскраску, а она переходит ее границы! (Это у них урок рисования такой - “раскрась по шаблону”…).
► ВТОРОЕ: сознание штампуется по второму параметру: да, дети учатся различать цвета, и эти различия шаблонируются на крайне примитивном уровне. Дерево надо красить деревянным (коричневым), водичку - синим, травку зеленым. А чайник? Наверное, чайниковым цветом? Работая со взрослыми, пришедшими учиться живописи, я каждый день сталкиваюсь с этим набором хлама, которым с детства забивают восприятие людей: глаза смотрят и не видят, что вода не синяя, а на ней играют цвета, которые в ней отражаются, что трава не тупо зеленая, да и не бывает чисто зеленой травы, а имеет она массу вкраплений и оттенков, начиная от фиолетового и кончая коричневыми, розовыми и желтыми - просто посмотрите вокруг себя!
► ТРЕТЬЕ. Присмотритесь к сюжетам раскрасок! Еще как-то можно ужиться с лошадкой, Пятачком (благодаря мультику) и еще парой картинок. Но остальное - пошлый, дурацкий примитив и уродство! Особый шедевр - кусок машины со злобными глазами на стекле. Психология раскрасок подразумевает, что ребенок - это маленький идиот, дебил,которому надо давать все в оболваненном виде, “прикольненько и кривенько”, сюси-пуси и примитив. Его надо научить правильно раскладывать цветики, фишечки, формочки, и все прочее по ячейкам, которые мудрые взрослые дяди и тети прочертили для него черными линиями, непроходимыми границами!
► ЧЕТВЕРТОЕ, и самое страшное! Говорю уже как художественный терапевт. Спонтанное рисование детей, все каляки-маляки, “головоноги” и прочие рисунки дают ребенку возможность постепенно вчуствоваться в процессы становления своего тела, и из тела и идут! Например, в возрасте смены зубов в рисунках появляется множество острых форм. Также и все остальные типичные движения и формы - спирали, “лесенки”, ряды кружочков и т.д. - появляются, когда прорабатывается и преобразовывается тот или иной орган. Его деятельность бессознательно втекает в форму движения руки, штриха, повторяющейся формы линии. Раскраски своей шаблонностью сковывают эту деятельность, навязанная черной линией граница воздействует вплоть до органов, препядствуя их свободному формированию, уродуя тонкие структуры организма. - В моей практике были дети, которых постоянные занятия раскрасками и “настойчивая в этом помощь взрослых” доводили до хронического запора, который чудесным образом проходил, когда мы меняли характер занятий и начинали играть просто с цветными пятнами акварели на мокрой бумаге….
Если вы не верите моим словам - загляните на мою страницу, где представлены работы уже сотен взрослых людей, пришедших учиться рисовать, и сбросивших с себя эти оковы! Уже на первом занятии они обнаруживали, что рисовать могут !!! Даже скинув только часть привитых с детства “правильных” представлений о том, каким цветом надо красить травку, водичку, дерево… И что это не палочка с листиками…
Раскраски ослепляют детей, прививают сознание неполноценности, бесталанности. Попробуйте-ка сами раскрасить “по образцу”, обычно напечатанному рядом, так нарисовать? Никогда не получится, за типографией не угнаться с фломастером и карандашом! - Вот и пойми, дитя: Там мастера, а ты красильщик, маляр, да и то плохой, так что сиди и не высовывайся!
Такими людьми проще управлять, не правда ли?
Вопрос:Чем заменить раскраски? - Пальчиковые игры, “пестушки”, игры с нитками на пальцах, игры в линии со стишками - все это обогащает двигательное разнообразие. Даже простая ленточка, привязанная на палку, которую можно крутить по воздуху, дает огромное поле возможностей “рисовать в воздухе”! Есть и специальные занятия для родителей по искусству “игры в линии с детьми” - очень веселые и совсем не сложные. Оказывается, мы все это умеем, но пропаганда “правильных методов развития детей” отучает от нормальных игр, заменяя их “развивашками” и “обучашками” - дрессурой, замаскированной под игру. В то время, как только игра является единственным развивающим занятием для ребенка.
Ну, и конечно же, позвольте вашему ребенку просто рисовать. Рисовать то, что ему нравится и как ему нравится.