Труд. Услуга. Товар. Эксплуатация...

Sep 25, 2018 12:38

Ремарка: в данном посте "многабукафф". Те читатели, которые привыкли получать "знания" из "острых" коротких реплик, написанных на демотиваторах, уже в этом месте могут пролистнуть мой пост.

_____
Тема поста:
Является ли услуга материальным продуктом производительного труда, товаром?
Являются ли трудящиеся сферы услуг и управленцы, продающие свою рабочую силу капиталистам, пролетариатом?

Намедни имел честь под "румку Ноя", но не ноя, в прошлую субботу вечером, пообщаться с группой "свидетелей профессора Попова", которые своим поведением из М.В. Попова делают попа, который читает "коммунистические проповеди", излагая догмы, в которые истинные верующие в коммунизм (воцерковленные коммунисты) должны верить как в незыблимые истины. Церковь их называется "Красный университет". А верить в догмы Попова положено, ибо он профессор и доктор наук.
Мне так и аргументировали: он ПРОФЕССОР, ДОКТОР НАУК, он несёт знания! А ты кто? Ты никто и звать тебя никак.
Нет, это не дословно. Это следует из массы реплик.

Поэтому я в самом начале скажу, что истина не зависит от того, кто её произносит. Истину ищут в объективной реальности, сравнивая с нею слова человека.

Таким образом, считайте, что ниже следующий текст написан роботом, бездушной железякой, которая не имеет ни научных званий, ни учёных степеней. И ей безразличны ваши чувства, которые вы, относясь к той или иной социальной группе, испытываете, при прочтении этого текста.

______
В очередной раз разгорелся спор по поводу пролетариата. Профессор Попов своим "адептам" в очередной раз прочитал проповедь, в которой сформулировал догму: "тру-пролетариат - это исключительно те трудящиеся, которые стоят непосредственно у орудий труда, производят товар или перемещают его".
Остальные, дескать, не пролетариат, а какие-то чувырлы, занятые "непроизводительным трудом, не производят материальные блага, товары, и делят между собой те материальные блага, что произвёл "тру-пролетариат".

Ниже, собственно, скриншоты небольшой частички обширного диалога.
Прошу ознакомиться для начала, проникнуться и прослезиться.





Прежде, чем приступить к рассмотрению указанной в заголовке темы, я хочу сделать несколько важных методологических замечаний.

1. Политэкономия является общественной точной наукой. Общественной потому, что в ней рассматриваются объективные законы способов производства или общественно-производственных отношений (что одно и то же). Точная - потому, что развитие этих отношений происходит в строгом соответствии с этими объективными законами.

2. Коль скоро политэкономия является наукой, то все её положения являются обобщением множества частных явлений, взятых из объективной реальности, а не из головы некоторых "авторитетов", будь то авторитет Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина или Попова. А раз так, то все эти положения получены с помощью таких форм мышления, как научная индукция и дедукция, что нам говорит о том, что все ЧАСТНЫЕ примеры, взятые из той самой объективной реальности, должны удовлетворять (не противоречить) общим положениям, изложенным в науке.
Если есть частный случай явления, который вы формулируете, который противоречит общему положению, значит либо общее положение изложено ложно (либо вы его понимаете неверно), либо частный пример вами неправильно истолкован. Все частные примеры должны удовлетворять общим положениям.

3. Всякая наука обладает свойством "системности". Это означает, что содержание научных положений взаимосвязаны между собой, выводятся одно из другого, и не имеют внутренних противоречий.
Почему?
Потому, что в объективном мироздании НЕТ ПРОТИВОРЕЧИЙ (запомните это). Есть ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ.
Противоречия есть в голове человека, которые возникают из-за неверного понимания противоположностей, от рассогласования объективной реальности с её отображением в сознании человека.
Таким образом, всякая наука, коль скоро она описывает объективные явления мироздания, которое не имеет противоречий, тоже не должна в своем содержании иметь противоречий. Иначе говоря, положения, изложенные авторами, не должны противоречить друг другу.

Эти методологические замечания предельно важны. Ибо нарушение указанного в них, приводит людей, рассуждающих о политэкономии (и не только о ней), к неверным трактовкам положений политэкономии и, следовательно, к заблуждениям.

Теперь перейдём к изложению основного вопроса этого поста.

Для того, чтобы ответить на вопросы, изложенные в заголовке, необходимо разобраться такими понятиями, как:

1. Что такое материальный продукт труда. Всякий ли труд производит материальные блага.
2. Что такое производительный труд и какой ещё бывает, кроме него.
3. Что такое товар. Его признаки. Всякий ли продукт труда является товаром.

Вот по очереди и начнём.

1. Что такое материальный продукт труда.
Всякий ли труд производит материальные блага.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к классику материализма В.И. Ленину:

«МАТЕРИЯ - это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которое копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует, не зависимо от них».

Запомним это определение. И отметим, что материальный продукт труда - это любой результат труда человека или группы людей, который дан человеку в ощущениях, который копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует независимо от них.

А теперь, осознавая это определение, ответьте сами себе на вопрос, результат труда учителя, врача, инженера, учёного, архитектора, военного, полиционера, управленца, всех трудящихся, что заняты в сфере услуг подпадает под признаки, указанные в этом определении или нет?

Разумеется подпадает, иначе каким бы образом мы потребляли их результат труда.
Нематериальных продуктов труда не существует. Это метафизика (идеализм), которая к объективной реальности никакого отношения не имеет.

2. Что такое производительный труд и какой ещё бывает, кроме него.

Труд делится на производительный и управленческий.
Производительный труд любой, что производит продукты труда, которые потребляет общество.
Управленческий труд - это труд по организации производственных процессов.

Единственным дополнением к этому может служить то требование, что труд должен быть общественно полезным. Приняв это уточнение мы исключаем из понятия "труд" деятельность субъектов, направленных против общества.
Не приняв этого дополнения, мы в "трудящиеся" запишем и киллеров, воров, мошенников, главарей банд и иных преступных сообществ.

Деление на умственный труд и физический неверно. Ибо одного без другого не существует. Можно говорить о ПРЕИМУЩЕСТВЕННО физическом труде, под которым понимается такая форма труда, где человек задействует преимущественно мускульную силу.
Можно говорить о ПРЕИМУЩЕСТВЕННО умственном труде, в котором человек преимущественно занят интеллектуальным трудом.

Но такое деление практически мало имеет значения.
Землекоп копает землю не бездумно, а обдумывая свои действия.
Ученый затрачивает мускульную силу, чтобы использовать справочную литературу и чтобы результат своего интеллектуального труда донести до других людей, перенести на бумагу или на ПК.

3. Что такое товар. Его признаки. Всякий ли продукт труда является товаром.

Понятие "товар" существует в двух смыслах. В товароведении и в политэкономии эти смыслы отличаются. В товароведении под товаром понимают любой материальный продукт, который реализуется через торговые сети.

В политэкономическом смысле товар - это СВОЙСТВО продукта труда, которое проявляется в момент обмена на рынке.

Откуда это утверждение? Оно из первой главы первого тома Капитала и из объективной реальности, ибо именно её и описывал товарищ Маркс в своем труде.

Если вы дома соорудили какую-нибудь икебану, чтобы продать, то это продут вашего труда, но он не является товаром.

А вот если вы икебану обменяете, скажем, на деньги (эквивалент чужого труда) или на другой продукт труда, скажем, на три батона хлеба, то в момент обмена и икебана, и деньги, и три батона хлеба станут товаром. Сразу после обмена продукты труда потеряют свойство "товар" и станут продуктами потребления.

Почему так?

Потому, что для того, чтобы продукт труда стал товаром, необходимо, чтобы в нем проявилось два ФАКТОРА товара:

1. Меновая стоимость.
2. Потребительная стоимость.

Замечу, что в русском переводе понятие "стоимость" - это не цена, как мы привыкли оперировать этим понятием в магазине, а ЦЕННОСТЬ.

Потребительная стоимость - это благо, способность продукта труда человека (общества) удовтлетворять жизненные потребности людей.

Маркс об этом пишет так:

«Полезность вещи делает её потребительной стоимостью. Но эта полезность не висит в воздухе. Обусловленная свойствами товарного тела, она не существует вне этого последнего. Поэтому товарное тело, как, например, железо, пшеница, алмаз и т. п., само есть потребительная стоимость, или благо.

...потребительная стоимость, или благо, имеет стоимость лишь потому, что в ней овеществлён, или материализован, абстрактно человеческий труд».

А меновая стоимость проявляется в момент обмена одного продукта труда на другой или на эквивалент труда - деньги. Ведь любой продукт труда, включая деньги, есть форма выражения труда, а в конечном итоге ВРЕМЕНИ ЖИЗНИ человека, которое он затратил на труд, чтобы произвести продукт труда. А время жизни человека является невосполнимым и ограниченным ресурсом каждого трудящегося. Именно поэтому продукт труда является стоимостью (ценностью).
Поэтому, обменивая продукт труда на деньги или на иной продукт труда, ДЕ-ФАКТО, люди обмениваются временем своей жизни.

Маркс о МЕНОВОЙ стоимости писал так:

«Меновая стоимость прежде всего представляется в виде количественного соотношения, в виде пропорции, в которой потребительные стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода, - соотношения, постоянно изменяющегося в зависимости от времени и места.
...
Как потребительные стоимости товары различаются прежде всего качественно, как меновые стоимости они могут иметь лишь количественные различия, следовательно не заключают в себе ни одного атома потребительной стоимости.

Если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел, то у них остаётся лишь одно свойство, а именно то, что они - продукты труда. Но теперь и самый продукт труда приобретает совершенно новый вид. В самом деле, раз мы отвлеклись от его потребительной стоимости, мы вместе с тем отвлеклись также от тех составных частей и форм его товарного тела, которые делают его потребительной стоимостью. Теперь это уже не стол, или дом, или пряжа, или какая-либо другая полезная вещь. Все чувственно воспринимаемые свойства погасли в нём. Равным образом теперь это уже не продукт труда столяра, или плотника, или прядильщика, или вообще какого-либо иного определённого производительного труда. Вместе с полезным характером продукта труда исчезает и полезный характер представленных в нём видов труда, исчезают, следовательно, различные конкретные формы этих видов труда; последние не различаются более между собой, а сводятся все к одинаковому человеческому труду, к абстрактно человеческому труду.

Рассмотрим теперь, что же осталось от продуктов труда. От них ничего не осталось, кроме одинаковой для всех призрачной предметности, простого сгустка лишённого различий человеческого труда, т. е. затраты человеческой рабочей силы безотносительно к форме этой затраты. Все эти вещи представляют собой теперь лишь выражения того, что в их производстве затрачена человеческая рабочая сила, накоплен человеческий труд. Как кристаллы этой общей им всем общественной субстанции, они суть стоимости - товарные стоимости.

...величина стоимости данной потребительной стоимости определяется лишь количеством труда, или количеством рабочего времени, общественно необходимого для её изготовления.

Как же измерять величину её стоимости? Очевидно, количеством содержащегося в ней труда, этой «созидающей стоимость субстанции». Количество самого труда измеряется его продолжительностью, рабочим временем, а рабочее время находит, в свою очередь, свой масштаб в определённых долях времени, каковы: час, день и т. д.».

Но всегда потребительная стоимость (благо) является товаром? Нет.

«Вещь может быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает, когда её полезность для человека не опосредствована трудом. Таковы: воздух, девственные земли, естественные луга, дикорастущий лес и т. д. »

Всегда продукт труда имеет меновую стоимость?
Нет.

«Вещь может быть полезной и быть продуктом человеческого труда, но не быть товаром. Тот, кто продуктом своего труда удовлетворяет свою собственную потребность, создаёт потребительную стоимость, но не товар. Чтобы произвести товар, он должен произвести не просто потребительную стоимость, но потребительную стоимость для других, общественную потребительную стоимость».

Итак, сухой остаток:

Чтобы продукт труда или некая иная "полезность", "благо" стало товаром, необходимо, чтобы эта "вещь" включала в себя и потребительную стоимость (ценность), и меновую.
А для этого необходимо, чтобы "вещь" являлась продуктом труда и обменивалась на рынке (являлась ОБЩЕСТВЕННОЙ потребительной стоимостью).

Обычно "свидетели профессора Попова" до этого либо не дочитывают в Капитале, либо вообще не читали его и повторяют лишь те куски из него, которые для них воспроизводит их "коуч". Каждый раз как я с ними обсуждаю два предмета "товар" и "пролетариат", они мне приводят одну и ту же цитату из Капитала:

«Товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая, благодаря её свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности».

На этом их силы истощаются и дальше палец теряет силы для копипаста всего абзаца.

А я им помогаю:

«Природа этих потребностей, - порождаются ли они, например, желудком или ФАНТАЗИЕЙ, - ничего не изменяет в деле. Дело также не в том, КАК ИМЕННО удовлетворяет данная вещь человеческую потребность: непосредственно ли, как жизненное средство, т. е. как предмет потребления, или окольным путём, как средство производства».

Видите, в отличие от "свидетелей профессора Попова", Маркс под товаром не понимал кусок мыла или иной болт с резьбой. А включал в понятие товар продукт труда, удовлетворябщий все потребности человека, включая фантазии.

Например, читая художественную литературу, удовлетворяя свои фантазии, человек потребляет ту самую "вещь" или ОВЕЩЕСТВЛЕННЫЙ (материализованный) продукт труда писателя в форме слов, предложений, абзацев, глав, разделов, томов...
А значит труд писателя тоже является производительным, материальным. Иначе у нас бы не было возможности удовлетворять свои фантазии, присваивая себе ПОТРЕБИТЕЛЬНУЮ стоимость этого художественного произведения.

Итак, подведем итоговый сухой остаток.

1. Непроизводительного труда не существует.

2. В политэкономии рассматривается только общественно необходимый труд, производящий благо для общества.

3. Трудящиеся, занятые в сфере услуг заняты производительным и управленческим общественно-полезным трудом, производят блага, которые обмениваясь на рынке на деньги или иные продукты труда. В момент обмена они становятся товаром.

4. Трудящиеся, занятые в сфере услуг, продающие свою рабочую силу капиталистам являются пролетариатом, создают прибавочную стоимость и подвергаются капиталистической эксплуатации.

5. В капиталистическом обществе единственным дармоедом, присваивающим результаты чужого труда в форме прибавочной стоимости, являются капиталисты.
Примечание: в политэкономии исключены из рассмотрения иные формы присвоения чужого труда, которые являются предметом уголовного и административного буржуазного права.

6. Между пролетариатом и капиталистами существуют антагонистические противоречия. Трудящиеся противостоят своими материальными интересами ворам части своего труда - капиталистам.

7. Никаких антагонистических противоречий у трудящихся, занятых различными формами труда, различных национальностей, гражданств, etc, не существует.
Пролетарии всех стран СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

______

Считайте этот пост рекламой трилогии К.Г. Маркса «КАПИТАЛ» и будущей СОЦИАЛЬНОЙ революции (не путать СОЦИАЛЬНУЮ революцию с гражданской войной и буржуазными переворотами).

Политэкономия

Previous post Next post
Up