Окончание 4-й главы - "Вино в полдень и беседа в собрании". Начало пересказа сатирического произведения 19 века о хасидах см. в записи от 26.01 В этой главе фигурируют евреи, переодетые казаками.
- А что это за история со сборщицей налогов? - спросили раби Давид-длинный и раби Бонем-хромой, - Мы что-то об этом слышали, но существа дела не знаем. - Йохевед, сборщица налогов, - богатая вдова, которая собирает налог на вино в Кримбилишеке. Ее шпионы рыщут по всему городу и влезают в каждую щель, чтобы придраться к виноторговцам и хозяевам питейных заведений и разорить их. Прошлой зимой раби Гиршке, сын Ребе, привез к Пасхе вино на продажу, и поскольку он не хотел потворствовать нечестивцам и играть на руку сборщице, он утаил его, чтобы не платить налог. Агенты сборщицы пронюхали об этом и навели на его погреб необрезанных. Вино изъяли, а сыну Ребе присудили большой штраф. [Spoiler (click to open)]- Она просто разбойница, - пробормотал Бейнуш сквозь зубы. - И ваш Ребе промолчал и ничего не сделал? - Достойнейший отправил посланника поговорить со сборщицей, и она, боясь, чтобы он не покарал ее за грех, выхлопотала отмену наказания и вернула его сыну вино с тем условием, чтобы вино, за которое не уплачен налог, он не продавал в городе, а вывез его оттуда и потом уже делал с ним, что хочет. - Велики дела Ребе нашего! - подивились слушатели. - Ты помнишь поучение, которое произнес тогда Достойнейший? - спросил раби Шренцель у раби Лемеля. - Помню ли я? Как же это не помнить? Такие чудеса не скоро стираются из памяти. - Расскажи и нам, - попросили раби Давид и раби Бонем. - Когда Ребе получил ответ от сборщицы, он кивнул головой и сказал милостиво: «Этому решению я не могу противиться, потому что на него есть намек в святой Торе. Сказано: «он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей»48 , то есть, сборщица запретила виноградное вино в городе, потому что ненавидит сына моего, Гиршке".49 - Настоящее чудо! - воскликнули раби Бонем и раби Давид. - Слова слаще поцелуя! - откликнулись остальные. - Нет такого, о чем не было бы намека в Торе, - заметил Бейнуш. - И он ничего не сделал сборщице? - спросил Захария. - Раби Капель, поверенный цадика, служит управляющим у сборщицы и ведает всеми ее делами. Он уговорил Ребе смягчить свой гнев. - Наверняка час ее еще не пришел, - нашел объяснение Бейнуш. - А сборщица, - продолжал первый четверовластник, - отплатила раби Капелю злом за добро. Недавно она закрыла питейный дом его брата, Эфраима, которого она хочет погубить. - Мне уже сорок лет, - сказал раби Занвиль, - я уже достиг возраста мудрости50, но не могу постичь: эта женщина живет среди нас и видит своими глазами могущество цадика и великие его деяния, и продолжает бунтовать против него, как упрямая телица. Любой хасид подивится этому! - Ты все еще не видишь в чем тут дело, ясновидящий? - поддразнил его раби Трейтель, - ты ведь знаешь, что из корня змеиного вышел аспид51 : она продолжает дела своих отцов, потому что она внучка и правнучка знаменитого митнагеда Элиягу из Вильны52. - Едет! Едет! - послышался вдруг крик хасида с наблюдательного поста. Как шумные потоки вздымают волны свои под ударами ветра, так все пришли в движение при этом возгласе. Компания, сидевшая за столом, рассыпалась, каждый бросился туда, где ему полагалось быть. Из домов и скрытых двориков высыпали хасиды в великом множестве, подобно саранче. И тут показалось облако пыли, и двое всадников, скакавших на могучих конях. Но ни один из них - не Ребе! За всадниками - крытые повозки, которые тянули по две пары сильных лошадей, но и в повозках - нет Ребе! Вслед за повозками - дорогая карета, запряженная белыми лошадьми, но и в карете - нет Ребе! За каретой неслась повозка, влекомая четверкой пегих лошадей в серебряной сбруе искусной работы. И на этой колеснице в великолепии славы53 восседал на дорогом ковре раби Лейбеле из Кримбилишека собственной персоной, облаченный в белое, подобно ангелу Божьему. Два молодых хасида в нарядных одеждах стояли позади него на сидении, а двое других сидели впереди и правили лошадьми, посвистывая кнутом. Отряд всадников, десять хасидов, одетых как казаки, скакали по бокам и сзади на маленьких сытых лошадках, и множество всяческих повозок неслись следом, и все это сопровождала огромная толпа. В карете сидел «осленок», раби Гиршке, сын Ребе, здоровый и крепкий малый лет двадцати. У него начала отрастать борода, и по грубым чертам его лица видно было, что он превосходит дурными наклонностями своих товарищей54. С ним ехал его тесть, раби Вельфеле из Крузишека. В крытых повозках сидели раби Капель, поверенный цадика, правая рука раби Лейбеле; Эфраим, брат раби Капеля, виноторговец; и раби Хацкиль Пуркас - габай, находившийся на службе в тот день. А также раби Ицик из Заркишека, и раби Ерухам, и раби Гецель, и раби Илель, и раби Мешулам Ерахмиэль - избранные мужи Заркишека. Те двое малых, что стояли позади Ребе, были раби Брохке и раби Хайкель, гости из Крампуна, «молодые люди из хороших семей». Два первых всадника - Ванея, ведавший конюшней у цадика, и Хархас - сторож при лесном товаре, служивший у Мордехая, торговца лесом. Десять казаков на один день - это Шмуэль-кожевник, Рафаэль-сапожник, Бендет - больничный служитель и Михаэль-кровельщик - четверо хасидов из Кримбилишека, прислуживавшие в это время цадику, и с ними Клита и Баркос, возчики леса, работавшие под началом Хархаса на лесном складе Мордехая, а также четверо возниц, которые приехали с семьей невесты. Все эти хасиды умели управляться с лошадьми и ездить верхом. С гордым видом, подобно рабам на конях55, размахивали они плеткой направо и налево, крича во весь голос: «Дорогу! Дорогу!» Толпа прижалась к обеим сторонам улицы, а всадники, проехав посередине, остановились у веранды дома городского головы и выстроились, как стража, в две колонны. Проехали повозки и кареты. И, когда карета, в которой сидел сам цадик, въехала на улицу, из толпы вышли два дюжих хасида, отпрягли лошадей и, впрягшись сами, потащили карету, а толпа подталкивала ее сзади. И голос толпы, подобный шуму многих вод, возглашал: «Благословен грядущий во имя Господне!»56, и земля сотрясалась от крика. Люди-кони довезли карету цадика до самого дома. Там его встретили четверо четверовластников, которых мы видели в гостинице, и с ними габаи и слуги. Его спустили с кареты, провели по ковровой дорожке внутрь дома, и он скрылся из виду.
48 - Бытие, 49,11 49 - метод "толкования" Торы хасидами: из текста Торы берутся отдельные похожие слова (например, слова «город» и «осленок» на иврите), перетолковываются и перетасовываются в предложениях, чтобы в результате получился какой-то "смысл", подходящий к случаю. При передаче на русский язык "смысл" теряется полностью. 50 - согласно Талмуду 51 - Исайя 14, 29: «из корня змеиного выходит аспид» 52 - Элиягу из Вильны («Великий из Вильны», 1720-1797) - рав, один из известных духовных лидеров, выступавший против хасидов 53 - слова одной из молитв, относящиеся к Богу 54 - изречение из Талмуда: «Тот, кто превосходит товарища в величии, превосходит его и в дурных наклонностях». 55 - Экклезиаст, 10,7: «Видел я рабов на конях…» 56 - Псалмы, 117, 26