Не знаю, как для вас, а для меня качество питания на борту является одним из определяющих моментов при выборе авиакомпании. Уверен, многие скажут, что самолет, в первую очередь, транспортное средство, а не ресторан, однако я готов даже переплатить за то, чтобы полететь в Европу, скажем, CSA, а не KLM (если речь идет об эконом-классе), потому что в первом случае меня накормят приличным горячим, а во втором дадут только холодный бутерброд.
В общем, вы можете представить мои чувства, когда меня пригласили посмотреть цех бортпитания ГТК Россия, где готовится еда для большинства авиакомпаний, летающих в Питер.
На участках цеха работа кипит в любое время суток: в одном, только-только закончив комплектовать холодные закуски для эконома «Люфтганзы», переключились на бизнес «Бритишей», в другом делают фирменные сендвичи для рейсов ГТК «Россия» на Москву, в третьем готовят горячее питание.
Готовить начинают за 10-12 часов до вылета рейса. Идет обратный отсчет - горячее питание и закуски, комплектование наборов, содержание их в холодильнике, тележки, пломбировка, доставка на борт. На борту питание должно быть за полтора-два часа до вылета, взаимодействие с компаниями-заказчиками ведется через интернет, и последние коррективы могут вноситься в заказ за 40 минут до окончания регистрации.
Очевидной, но любопытной особенностью бортового питания является то, что в рационе все должно быть одинаковым: куски рыбы, мяса, курицы, - чтобы ни один из пассажиров не чувствовал себя обделенным. Согласитесь, найти десять абсолютно одинаковых помидоров черри непросто. А цеху бортпитания таких одинаковых помидоров в день требуется, как минимум, десять тысяч.
Впервые авиапассажиров накормила «Люфтганза». Произошло это в 1928 году, когда для одной из авиалиний на «Юнкерсе Г-38» был приглашен официант из компании, обслуживающей железные дороги. Вскоре примеру «Люфтганзы» последовала американская «Юнайтед», предложившая пассажирам, помимо легких закусок, горячие блюда. Меню «Юнайтед» состояло из фруктового коктейля, жареного цыпленка, печенья, чая и кофе.
В Советском Союзе пассажиров начали кормить в тридцатые годы прошлого века. В своих воспоминаниях первая советская бортпроводница Эльза Городецкая написала: «Техника такая: берешь большущий чемодан - чем больше, тем лучше. Кладешь туда вилки, стаканы, тарелки, продукты, которые купила под отчет в аэропортовском ресторане, ну и разную прочую мелочь, и тащишь все - килограммов сорок - в самолет». Со временем процесс, естественно, автоматизировали, но за питание на борту отвечали рестораны и буфеты аэропортов. Первое время на некоторых рейсах питание было платным - бортпроводница раздавала пассажирам меню буфета аэропорта. Зато в появившемся со временем первом классе пассажиров бесплатно кормили традиционными для «Аэрофлота» блинчиками с черной икрой. Владимир Высоцкий даже посвятил этому известному факту стихотворение-агитку:
В ожиданьи уставший народ,
Успокойся и землю не рой,
Вас в компании «Аэрофлот»
Всех накормят зернистой икрой!
Найти дешевые авиабилеты в Питер Понравился пост? В ближайшее время я опубликую массу других, не менее интересных - не стесняйтесь
добавляться в друзья