У вас воровали деньги с банковской карты? У меня да. Сегодняшний пост посвящен тому, как нужно себя вести в случае, если вы стали жертвой мошенничества.
Сразу учтите: рекламируемая многими банками услуга Мобильного банка не панацея от мошенничества. В лучшем случае она поможет уменьшить масштаб бедствия (если вы получите смс-ку и быстро заблокируете карту), в худшем окажется абсолютно бесполезной (смс-ки не всегда приходят вовремя, к тому же пока вы будете висеть на горячей линии банка, мошенники успеют увести у вас последнее). Блокировка карты сделает невозможным ее дальнейшее использование. Вместе с тем на уже авторизованные операции она никак не повлияет.
Получив смску с незнакомыми операциями или обнаружив их в выписке, позвоните в банк и заблокируйте карту, либо сделайте это через интернет-банк. Впрочем, если вы только что получили смс-ку об операции в другом городе или стране, и находитесь недалеко от банкомата, можно сначала попробовать снять все деньги со счета или просто проверить баланс. Во-первых, это может оказаться быстрее звонка в банк, во-вторых, тем самым вы докажете банку нахождение себя и карточки не в том месте, где производятся операции. И уже после этого звоните в банк.
В моем случае в выписке я обнаружил 3 операции из США: TEN BERNARDS PROPERTY LLC, Q LAB PHOTO FINISHING, MICHAEL W WAGNER PC на 11, 1,46 и 3,48 доллара соответственно, и одну из России, с сайта Аэрофлота, на 4109 рублей.
Позвонив в банк (Сбербанк) и заблокировав карту, на следующий день я отправился в отделение писать
заявление о спорной транзакции. Форма заявления у каждого банка своя. К заявлению я приложил листочек А4, на котором объяснил, что никаких транзакций я не совершал и разрешения на списание банку не давал. Учтите, от того, что именно вы напишете на листочке и напишите ли вообще что-нибудь зависит то, как банк прореагирует на Ваше заявление. Избегайте слов "мошенничество" - делайте акцент на том, что банк без вашего ведома списал деньги с карты, а из-за чего он это сделал, вас не волнует.
Ровно через 2 месяца мне пришел ответ от Начальника отдела анализа, мониторинга транзакций и претензионной работы УЭиСБК ЦСКО, в котором мне сообщили, что операции из США были блокировками и отвалились сами по себе (явный признак мошенничества: валидность карты проверяют маленькими суммами), а на 4109 рублей некий Пирверди Ибрагимов слетал из Москвы в Баку, купив билет по моей карте в день вылета:
Мне предлагалось вспомнить, не покупал ли я с ярославского Билайновского интернета (ip в билете был указан) билет в Баку товарищу Пирверди. Я ответил в банк дополнительным заявлением:
Где-то через 2 месяца банк тихо вернул на карту. А еще через полгода мне, вероятно, для галочки, позвонили из Аэрофлота и вежливо поинтересовались деталями оспоренной операции. На этом история закончилась.
Нужно отметить, что процедура стандартна для любого банка и используется не только как противодействие мошенникам. Не так давно я делал оспаривание транзакции по карте СМП Банка за билет Royal Air Maroc, которые, отменив рейс, отказались возвращать стоимость билета. Я снял место, вытребовал у марокканцев бумажку, подтверждающую снятие места. Ни на один е-мэйл авиакомпания не ответила, пришлось подать заявление об оспаривании транзакции, и через 45 дней деньги были на счету. Именно оплата по карте и последующий чарджбэк позволили многим клиентам обанкротившихся Spanair и Malev не потерять свои деньги.
Понравился пост? В ближайшее время я опубликую массу других, не менее интересных - не стесняйтесь
добавляться в друзья