Программы лояльности авиакомпаний. Теория и практика

Apr 05, 2012 00:05

Не претендуя на новизну и оригинальность, попытаюсь систематизировать в этой записи все, что знаю про программы лояльности авиакомпаний.






AAdvantage, первая программа для часто летающих пассажиров начала работать начала работать 1 мая 1981 год. Разбушевавшийся в Америке экономический кризис заставил авиакомпании бороться за постоянных клиентов. Пока большинство компаний заманивали клиентов скидками, распродажами, маркетологи American Airlines придумали начислять на счет клиентов мили за каждый совершенный полет. Накопленные баллы можно было обменять на бесплатный авиабилет. Неделей позже аналогичную программу Mileage Plus запустила главный конкурент American Airlines - United.
В России первая программа для часто летающих пассажиров появилась в Трансаэро в марте 1995 года, через несколько лет была запущена программа Аэрофлот-Бонус, следом за Аэрофлотом подтянулись и остальные российские авиакомпании.




Благодаря альянсам авиакомпаний, мили можно получать, летая рейсами не только самой авиакомпании, но и рейсами авиакомпаний-членов альянса. Крупнейшие альянсы авиакомпаний - OneWorld во главе с American и British Airways, Star Alliance во главе с Lufthansa и SkyTeam во главе с Delta. В России всего две авиакомпании-участника альянсов - Аэрофлот, входящий в SkyTeam и S7, являющаяся участником OneWorld.




При полете как с "родной" авиакомпанией, так и с компанией-членом альянса, мили начисляются, исходя из расстояния и тарифа. Любопытно, что по одинаковым тарифам разные компании альянса могут начислять разное количество миль, скажем, от 0 до 100%. Например, по тарифу L авиакомпании Swiss, SAS в своей программе Eurobonus не начислят ничего, а Aegean в своей дадут 50%. Выгодно складывать дешевые тарифы Алиталии в Аэрофлот-Бонус, в программе Алиталии они дают 50% миль, а в Аэрофлот-Бонусе 100%. Кроме того, минимальное начисление у Бонуса - 500 миль, дешевый полет из Москвы в Питер принесет участнику Бонуса минимум 500 миль, а участнику программы Flying Blue Air France-KLM всего 125 (там минимум меньше, чем в Бонусе). Знание подобных нюансов позволит наиболее оптимально распределять мили по программам и распорядиться ими.
При этом некоторые тарифы вообще не предусматривают начисления бонусов, вот пассажирам и приходится выбирать между более дешевым тарифом без миль или более дорогим с милями.
Эта проблема редко стоит, когда билет покупается за свои деньги, однако она актуальна для командировочных - что они предпочтут - сэкономить деньги работодателя или заработать больше миль. Крупные компании не проявляют единодушия в вопросе программ лояльности. В одних компаниях участие сотрудников в подобных программах запрещено, в других накопленные мили заставляют тратить на нужды компании, в третьих мили разрешают копить и тратить в своих целях. Любопытно, что в западных компаниях данный факт может прописываться в договоре с сотрудником.
В России все доходит до смешного: военные, покупая в авиакассах бесплатные билеты по ВПД, просят продать им как можно более дорогой тариф эконом-класса, чтобы набрать больше миль, за которые в итоге заплатит Министерство обороны.




Заработать мили можно и на земле - воспользовавшись услугами многочисленных партнеров авиакомпаний - отелей, туристических агентств, страховых компаний, прокатных контор и даже гипермаркетов.
Самые выгодные для получение миль партнеры - это банки, предлагающие кобрендовые карты. За любую покупку, оплаченную такой картой, вы получите мили. Принцип кобрендов заключается в том, что при оплате покупки банковской картой торговая точка платит банку комиссию в 1,5-3% за проведение операции. Часть этой комиссии банк перечисляет международной платежной системе, часть оставляет себе, а часть авиакомпании. Все довольны - банк, платежная система и авиакомпания зарабатывают деньги, а клиент - мили, которые не получил бы при покупке в том же магазине тех же товаров по той же цене за наличку или по другой карте.
Чтобы заработать по кобрендовой карте Visa Platinum ВТБ24, скажем, 12000 миль, достаточных для полета из Москвы в Пунта-Кану в эконом-классе, нужно потратить по карте 480 тысяч рублей. Если пользоваться картой каждый день, совершать с ее помощью все крупные покупки, и летать "Трансаэро" несколько раз в год, даже по бюджетным тарифам, задача уже не кажется невыполнимой.




Помимо собственно миль существуют так называемые квалификационные мили, начисляемые исключительно за полеты (мили за пользование банковскими картами или услугами партнеров не являются квалификационными) необходимые для получения элитного статуса. Квалификационные мили нужны тем, кто действительно часто летает. Набрав определенное количество таких миль, пассажир сможет получить элитный статус программы, предусматривающий возможность бесплатно пользоваться бизнес-залами аэропортов, даже если перелет совершается в экономическом классе, возможность апгрейда в бизнес-класс, приоритет при регистрации и посадке в самолет и ряд других не менее приятных преимуществ. Кстати, желание переманить часто летающих пассажиров из одной авиакомпании в другую, ставшее особенно актуальным во время кризиса, привело к появлению статус-матчей - простую возможность получить серебряный или золотой статус одной авиакомпании при наличии статуса в другой.
Естественно, что программы часто летающих пассажиров отнюдь не благотворительные проекты. Маркетологи компаний высчитывают мильную стоимость квоты премиальных билетов, исходя из средней загрузки самолетов. Лояльным пассажирам отдают места, которые в противном случае летели бы пустыми. А накопление миль превращается в игру, увлекающую с каждым днем все больше и больше клиентов авиакомпаний.
В этом блоге есть масса других постов про авиацию, например, подборка фото подборка фото А380.

Понравился пост? В ближайшее время я опубликую массу других, не менее интересных - не стесняйтесь добавляться в друзья

Авиация, Программы лояльности, Путешествия

Previous post Next post
Up