Риму нужны сильные питерские ролевые игроки. Да-да, те самые, которых можно в одиночку запереть в пустой комнате, и они прекрасно поиграют. Рим - это, конечно же, не пустая комната. Но по-настоящему ощутить его можно, только создав в себе замирающее ощущение: по этим, этим самым, по которым шлепаю сейчас я, камням ходил Цезарь, и под этой толщей земли, в которую, ярус за ярусом, они же и ложились, собирались на первые свои мессы первые христиане, и в этой самой капелле преклонял когда-то колени Чезаре Борджа. Иначе - и смысла-то большого нет.
Мало про какой город я думала, что все, конечно, интересно, но больше я не хочу сюда возвращаться. В Рим - не хочу, он слишком сумбурен, полон сирен, с которыми катаются все, кому досталась, клаксонов, которые используются по поводу и без, автомобильных пробок, мотоциклов и вопиющего нежелания пропускать вас на пешеходных переходах. И при этом это - Рим. То есть, по большому счету, вообще все.
Это уже потом ты понимаешь, что просто уходить надо подальше от Капитолия и Колизея - в Борго, приватиканский квартал, созданный когда-то теми, кто приехал в Рим с паломничеством, да так и остался, в «молодежный» Трастевере, да просто дальше, за Пьяцца Навона к Тибру - и бог с ними, с плотным слоем засиженными туристами Испанской лестницей и фонтаном Треви! Хотя фонтан, надо сказать, и вправду прекрасен. Да и Рим, если отойти от возмущения на очередную не только не пропустившую, но еще и нагло обсигналившую машину, прекрасен не менее.
Все-таки самое чудесное, что есть в Риме - это питьевые фонтаны. Охотно верю, что обсуждать вкусовые качества воды здесь примерно то ж самое, что погоду в Англии. Честное слово, каждая «поилка» - незамутненная радость! Но ушлые итальянцы как-то умудряются продавать воду прямо напротив них.
И понеслась наша кульурная программа-минимум. От Испанской лестницы через Виллу Боргезе, Пьяцца Пополо, внезапно вынырнувший из кустов мавзолей Августа и колонну Марка Аврелия, всю в барельефах про войны, по которой в средневековье лазали за монетку предки любителей скалодромов, до Пантеона - в тот (единственный для нас) день моросило, и в отсутвии в его куполе стекла можно было убедиться на практике. Кстати, по легенде никто не понимал, как этот самый огромный купол строить, и для облегчения доступа наверх все здание Пантеона заполнялось землей, перемешанной с золотыми монетами - когда населению разрешили все найденное забрать, храм расчистили от земли буквально за сутки, тачками вывозили.
Первые попавщиеся нам развалины - площадь Ларго Аржентина - оказались примечательны не собственно развалинами (те сами по себе, без исторических аллюзий, и нигде не интересны), а котами, которые там живут. Мы из-за забора насчитали под два десятка, и это только те, что на виду.
На второй день мы купили билеты на Arheobus (hop-on-hop-off экскурсионных маршрутов в городе много, но все они какие-то бессмысленные, круг по центру из девяти остановок - а этот увозил на Аппиеву дорогу, к катакомбам; но половина наушников, конечно же, не работала). Оттуда я не покажу вам ничего, кроме идиллических овечек и идиллического Леши, подменяющего голову посмертной статуи - такие ставились перед входом в античную гробницу вместо современных фотографий на кладбище. Безголовых статуй, кстати, в Риме множество - это не время постаралось, это все разграблено. Хотя Леша предположил военную кампанию против плачущих ангелов На Аппиевой дороге, уже за пределами древнего Рима, мы спустились в катакомбы Сан Каллисто. Четыре яруса бывших захоронений, а всего протяженность римских катакомб составляет около 150 км и похоронено в них было около 750 тысяч человек. Здесь же проводились первые службы. Фотографировать в катакомбах нельзя, но про них есть на удивление осмысленная и подробная
статья в Вики.
Завершили первый археологический день термами Каракаллы. То есть вот это вот, потрясающе огромное, практически как сталинская архитектура не по человеческой мерке сделанное - баня. С библиотекой и фитнес-центром, конечно, но - баня. Видите на фоне крошечных людей?