Валентин Серов: лабораторное мышление

Apr 19, 2012 02:03


Третьяковская галерея вытащила из запасников графику Валентина Серова. Называется выставка «Валентин Серов. Линия жизни». Интересного много - только надо смотреть все это в контексте, и тогда проступают многие внутренние механизмы и серовского искусства, и художественной жизни той поры в целом.

В какой-то степени, показана лаборатория мышления художника. Причем - художника-модерниста, прошедшего академическую выучку. А потому любой замысел, любую композицию проверяющего на натуре. Выставка интересна тем, что показывает, насколько явственней (собственно, хочется сказать нагляднее - и улыбнуться двойственности смысла) фиксируется поготовительный процесс работы в визуальных искусствах по сравнению с искусствами словесными. Вот она, визуализация мандельштамовского  утверждения про "сохранность черновика".

На выставке представлено несколько набросков - причем, с разными натурщицами, к «Похищению Европы». Серов проверяет точность позы, отслеживает пластку тела, пластику жеста, пластику самой эмоции. Если сравнивать это с чем-то - то разве что, со стендовым прогоном экспериментальной, заведомо промежуточной модели для  какой-нибудь сложной техники.

Вот картина, которую мы знаем:




А вот пара набросков у ней - и кто знает, сколько их было…




А вот с другой натурщицей:




Еще интереснее, как "отрабатывается" композиция для "Одиссея и Навзикаи".

Вот тот финальный вариант, который мы все знаем:




Но на какой-то из стадий работы, когда Серов только еше искал композицию и угол взгляда, он проверял, не лучше ли дать эту сцену глазами прячущегося наблюдателя, скрытого за ветвями - так должен был следить за царевной прячущийся Одиссей:




При этом и "Портрет Иды Рубинштейн", его композиция, "проверяется" на натурщицах.
Вот сам "Портрет":




Вот серовский к нему набросок - любопытно, что здесь создается впечатление, что в волосах у модели то ои бант, то ли газовая косынка...




А вот одна из "отработок" с натурщицей:





И тут же - Серовская карикатура на Иду и Габриэля д'Аннуцио, ей в ту пору увлеченного:




Увлечение ДэАннуцио было весьма сильным - и вызвало ироничную реакцию не одного только Серова:




Что до Ромейн Брукс, то она тоже не избежала увлечения Идой, по ходу дела написав несколько ее портретов:




Или вот этот:




И, коль зашел о том разговор, несколько фотографий танцовщицы.

Одна - из съемок для дягилевских сезонов, а прочие - из светских хроник тех лет - оно много проясняет...

Вот Ида Рубинштейн в костюме Шехерезады:




А вот визит в госпиталь в годы I мировой войны:




И еще две - светская дама 30-ых годов:






 И под конец - очень неплохая подборка портретов Иды Рубинштейн, обнаружившаяся в одном из ЖЖ:
http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post184210912/

Валентин Серов, модернизм

Previous post Next post
Up