Третьяковская галерея вытащила из запасников графику Валентина Серова. Называется выставка «Валентин Серов. Линия жизни». Интересного много - только надо смотреть все это в контексте, и тогда проступают многие внутренние механизмы и серовского искусства, и художественной жизни той поры в целом.
В какой-то степени, показана лаборатория мышления художника. Причем - художника-модерниста, прошедшего академическую выучку. А потому любой замысел, любую композицию проверяющего на натуре. Выставка интересна тем, что показывает, насколько явственней (собственно, хочется сказать нагляднее - и улыбнуться двойственности смысла) фиксируется поготовительный процесс работы в визуальных искусствах по сравнению с искусствами словесными. Вот она, визуализация мандельштамовского утверждения про "сохранность черновика".
На выставке представлено несколько набросков - причем, с разными натурщицами, к «Похищению Европы». Серов проверяет точность позы, отслеживает пластку тела, пластику жеста, пластику самой эмоции. Если сравнивать это с чем-то - то разве что, со стендовым прогоном экспериментальной, заведомо промежуточной модели для какой-нибудь сложной техники.
Вот картина, которую мы знаем:
А вот пара набросков у ней - и кто знает, сколько их было…
А вот с другой натурщицей:
Еще интереснее, как "отрабатывается" композиция для "Одиссея и Навзикаи".
Вот тот финальный вариант, который мы все знаем:
Но на какой-то из стадий работы, когда Серов только еше искал композицию и угол взгляда, он проверял, не лучше ли дать эту сцену глазами прячущегося наблюдателя, скрытого за ветвями - так должен был следить за царевной прячущийся Одиссей:
При этом и "Портрет Иды Рубинштейн", его композиция, "проверяется" на натурщицах.
Вот сам "Портрет":
Вот серовский к нему набросок - любопытно, что здесь создается впечатление, что в волосах у модели то ои бант, то ли газовая косынка...
А вот одна из "отработок" с натурщицей:
И тут же - Серовская карикатура на Иду и Габриэля д'Аннуцио, ей в ту пору увлеченного:
Увлечение ДэАннуцио было весьма сильным - и вызвало ироничную реакцию не одного только Серова:
Что до Ромейн Брукс, то она тоже не избежала увлечения Идой, по ходу дела написав несколько ее портретов:
Или вот этот:
И, коль зашел о том разговор, несколько фотографий танцовщицы.
Одна - из съемок для дягилевских сезонов, а прочие - из светских хроник тех лет - оно много проясняет...
Вот Ида Рубинштейн в костюме Шехерезады:
А вот визит в госпиталь в годы I мировой войны:
И еще две - светская дама 30-ых годов:
И под конец - очень неплохая подборка портретов Иды Рубинштейн, обнаружившаяся в одном из ЖЖ:
http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post184210912/