Антон Нестеров, Ирина Гурова
Книжка в четыре руки:
рисунки художницы Ирины Гуровой, стихи - мои.
(Начало см.:
# 4
ithaca-66.livejournal.com/19714.html# 3:
ithaca-66.livejournal.com/19466.html# 2:
ithaca-66.livejournal.com/19020.html# 1:
ithaca-66.livejournal.com/17451.html )
Это - еще одна попытка посмотреть, как могут работать вместе слово и изображение: не сливаясь в единое целое, но двигаясь рядом, вступая в диалог: соглашаться, не соглашаясь, и при этом что-то открывая друг для друга. Рисунки Ирины Гуровой - не иллюстрации к стихам, а скорее, попытка оттолкнуться от той же точки (эмоции, мысли), вокруг которой я пытался выстроить стихотворение. Тут возможна аналогия с фугой: движение двух голосов от одной тональности, - они сплетаются или расходятся, но именно из их взаимодействия и рождается наше восприятие.
И еще одно: мне кажется, движение вглубь этих рисунков меняет само восприятие текстов, с которыми они связаны: по выходе и стихотворение, и рисунок предстают иными, приобретая какие-то дополнительные смыслы и измерения. Их взаимодействие - диалог, спор, комментарий, взаимная ирония. То, что здесь - очередная серия работ, проект продолжается, work in progress…
В городе
1. Старый шахтер со своей канарейкой…
На первом этаже в нашем подъезде
жил пенсионер,
из бывших
вертухаев:
часами сидел на лавке у входа,
сплетничал
следил, что у кого не так,
стучал палкой…
Однажды
я видел, как он открывал
дверь своей квартиры:
та вся
была уставлена клетками
с канарейками… Я слышал, как они пели…
А потом
я где-то прочел:
раньше
шахтеры, спускаясь в забой
брали с собой птицу в клетке:
птицы первыми
умирают от рудничного газа,
подавая сигнал тревоги…
Старик был сумасшедшим, вполне.
Мы его ненавидели…
Но эта сутулая спина
В проеме двери…
Как в шахту.
2.
Встречая Лиса, ТолькеОкраины Москвы,
где тянутся бетоназаводы,
овраги,
мастерские, депо…
По задворкам
тех территорий:
костры на пустырях,
выжженная трава по весне,
запах печеной картошки,
свинцовые отливки на счастье…
Теперь - из окна экспресса,
с холодным удивлением смотришь:
Посреди бесконечных свалок
брошенные незастекленными
остовы многоэтажных зданий,
простреленные закатным солнцем
- навылет.
3. В переходе метро
В переходе - нищая старуха,
А в руках ее - хлебная лепешка:
Желтая, похожая на солнце.
Откусывает от нее по кусочку,
Ежится в пальтишке своем черном, -
Покуда - на ладони крошки света,
А больше - нету ничего от жизни,
Ничего-то от нее не осталось…
Здесь позволим себе музыкальную отсылку:
Александр Воронин. Из альбома "Следы пророка, или Почти реквием" (1998). Трек # 9.
Click to view
4. На окраине
Пахло черемухой.
Пахло несбывшимся летом.
Пахло:
потерей,
отравой.
изменой.
Пахло газгольдерной….
…пахло
тем поцелуем
в ключицу…
5. Полночное метро («География»* )
ФлейтистуНа берестяной дудочке,
На костяной гуделке,
На волынке пастушьей,
Начальнику хора.
Облако над горой,
ветер в Чуфут-Кале,
память на семь восьмых.
Будто гвоздем по стеклу.
На перегоне метро - флейта,
взахлеб, -
молчаньем…
* Альбом московского музыканта Александра Воронина (1966 - 1998), изданный посмертно, в 1998 г.:
Трек "Метро, август" с этого альбома:
Click to view
Александр Воронин:
О музыке Александра Воронина:
www.nneformat.ru/reviews/www.ark.ru/ins/group/av/Fleitist.html