Живопись. Репрезентация четырех стихий в искусстве XVII в.

Apr 13, 2011 02:00

"Смотреть" и "видеть" # 2

О мотиве четырех стихий и барочном сознании

У Уильяма Голдинга в "Чрезвычайном после" (можно щелкнуть: lib.ru/GOLDING/envoy.txt ) есть фантастическая по своей ироничности сцена: Император устраивает смотр войскам - в том числе и "галере на паровой тяге", изобретенной его инженерами (не отсюда ли иные мотивы в "Сатириконе" Феллини?), галеру при этом охватывает пожар. Описывается это следующим образом: "Император стоял в конце мола и смотрел на черную от копоти воду гавани. Беспрерывным потоком проплывали мимо него опаленные корабли. Оркестр заглушал человеческие голоса, но, судя по искаженным лицам, они кричали о чем-то важном и очень личном"  (Пер. Ю. Здоровова). Кричали, собственно - об одном и том же...

Вот о таком "одном и том же" - ниже. О разных преломлениях одного мотива, имя которму - "четыре стихии", "четыре элемента". Очень часто именно они, "родимые", стоят и за пейзажем, и за натюрмортом, и за аллегорическим сюжетом: перед нами одна из базовых структур мышления эпохи, один из принципов, определяющих ее самоописание и авторефлексию.

А дальше - просто картинки. Как всегда - при правильно построенном ряде для сравнения все почти самоочевидно - достаточно взглянуть. De visu:



Жак Линард (Ок. 1600 - 1645). Натюрморт с четырьмя стихиями.



Ян Брейгель Младший. Аллегория Земли и Огня. Ок. 1650 - 1660. Галерея Уффици



Рубенс. Союз Земли и Воды




Якоб Виллемц. Аллегория Воды



Иоахим Бекелар. Четыре стихи: Вода. 1570



Иоахим Бекелар. Четыре стихии: Огонь.



Ян Брейгель Младший. Пейзаж с Аллегориями Четырех Стихий. 1635



Арчимбольдо. Земля (Портрет Рудольфа II)

Здесь - сложнее, но суть композиции в том, что брак подразумевает равновесие четырех стихий - все они представлены на картине аллегорическими олицетворениями:



Ян Минзе Моленар. Аллегория супружеской верности. 1633.

А здесь - акцент на стихии воды, связанной с такой добродетелью, как Умеренность:



Дирк Хальс. Веселая компания. 1627

А это - шаг назад, примерно на век раньше - Стихии определяют распределение мотивов для рафаельевской росписи Станца де Сигнатура:




А вот как это выглядит в реальности:




И, напоследок, "Четыре темперамента", из медицинского трактата XVII в.


Линард, барокко, четыре элемента, первоэлементы, Рубенс, натюрморт, Живопись, Рафаель, Арчимбольдо, стихии, Брейгель

Previous post Next post
Up