Степан Ломаев. Инфантильная революция

Apr 23, 2014 14:18

Глава из статьи http://tochka-py.ru/index.php/entry/274-45987236514785
Редко делаю репосты, но эта глава настолько хороша, что достойна цитирования.
Речь в ней идёт про майдан-инфантилов, но, на мой взгляд, может запросто переноситься далеко за пределы текущей украинской ситуации. Заменить несколько ключевых слов, и получим Беларусь, Россию, а то и США, Францию или Буркина-Фасо. Хотя нет, в Буркина-Фасо все взрослые.

Поговорим о движущей силе новой украинской революции. Что это за культурный тип, который стоял на Майдане, ожидая скорого наступления царства демократии? Кто
верит в то, что коррупцию можно победить одним стоянием на площади? Кто не принимает никаких рассуждений об экономике и политике, но свято верит, что все беды от России? Кто теперь в интернете желает всем русским гореть в аду, потому что они развалили Украину?

Мне кажется, не стоит всех их называть бандеровцами или даже украинским креативным классом. Во-первых, потому что, не все на Майдане почитали Бандеру и были креативными. Во-вторых, эти определения, как мне кажется, не отражают содержательной стороны явления. По-моему, движущей силой Майдана были постсоветские инфантилы. Почитайте, что они пишут, как они рассуждают. Принципиально неутолимые, внутренне противоречивые желания и подростковая обида рвут в данном случае связь с реальностью.

Бесспорно, в наше время держать связь с реальностью все тяжелее - мир становится все менее понятным для человека: усложняются производственные циклы и структура обществ, информационный поток становится плотнее и противоречивее. Люди действительно перестают понимать откуда что берется в их жизни.

Представим подростка, играющего в компьютерную игру. Он видит в игре эльфов и гномов. Чтобы играть, ему достаточно знать законы этой игры. Он прекрасно справляется без понимания устройства программ, вычислительной техники и физических процессов. Представим теперь модного фотографа. Как он объясняет себе связь между снимком, который он опубликовал в журнале, и теплом в своей собственной квартире? Изучает ли он на досуге, кто и как поддерживает водоснабжение его дома, как чинятся трубы, как изготавливается материал для этих труб?

Не понимая устройства окружающего мира как системы, он скорее представляет мир какой-то загадочной всесильной фигурой, которая его кормит, одевает и дает деньги на новые гаджеты - при выполнении определенных ритуальных действий. Инфантилу не нужно понимать устройство общества, он может комфортно жить и без этого, однако психология человека требует найти объяснение всему, что его окружает. На этой благодатной почве легко развивается мифическое мышление.

Недаром так популярны сегодня фэнтези и оккультизм. Маг тоже производит какие-то действия - произносит заклинания, делает пассы руками, а внешний мир доставляет всё, что ему надо: и ковры летают, и скатерть сама стол накрывает. Почему так происходит? По воле таинственных сил, к которым маг призвал.

Человек, зараженный мифическим восприятием мира, теряет чувство собственной ответственности. Он всегда ощущает над собой какую-то иную силу, которая в конечный момент придет и наведет порядок. Сила называется по-разному, может и так: «Бандера придет, порядок наведет». Так же мыслит ребенок: он не думает, как ему достать еды или согреться, он кричит до тех пор, пока не придет мать и не сделает все как надо.

Так же люди поддерживали Майдан - кричали о том, как плохо живется народу и ждали, когда придет волшебник-Евросоюз. Отдавшись ему, словно Европа Зевсу-быку, Украина должна была магическим образом получить светлое будущее. Россия в этой истории явно выступала каким-то злобным, вредным, но очень могущественным божеством. Рассуждения об экономике и социологии выглядели на фоне мифической трагедии лишними и мелкими.

Психолог Сергей Зубарев, анализируя речи сторонников Майдана в своем блоге, пришел к такому выводу: «… в «травматическом монологе» украинских корреспондентов чётко выделяются следующие признаки отрыва от реальности: обилие абсолютизирующих терминов. Отсутствие конкретной временной перспективы и высказываний о настоящем моменте… Не звучит опора на себя, на собственные силы. Всё за них должны делать внешние силы, воображаемые родительские фигуры: «Весь мир», «Вся Америка», «Вся Европа» должны за них воевать, изгонять русских оккупантов… Давать деньги тоже все должны, даже Россия. Итожим: признаки сильнейшей инфантильной регрессии.»

Такое инфантильное сознание с мифическим мышлением является легкой добычей манипулятора. Однако умелый манипулятор не прямо навязывает определенную идеологию. Он буквально за ручку подводит свою жертву к нужным выводам, но последний шаг предлагает сделать самостоятельно. В таком случае у объекта манипуляции возникает ощущение «собственного мнения», которое он готов защищать уже хотя бы потому, что оно кажется собственным.

Люди с таким «собственным» мнением склонны страстно убеждать окружающих в своей правоте. При этом они ссылаются преимущественно на собственные эмоции и с трудом могут рационально объяснить свою точку зрения, не прибегая к ссылкам на очередную потустороннюю силу. В случае сторонников Майдана, потусторонняя сила для объяснения всех бед - это, конечно, всех купивший и всех зазомбировавший Путин.

По моему опыту, когда начинается открытая фаза столкновения, то переубеждать такого человека рациональными доводами уже поздно. Битва за него была проиграна раньше. Вы для него приспешник зла, чьи аргументы заведомо не верны. Истина в таких спорах не рождается, лучше от такой публики по возможности отгородиться.
Вступать с ними в спор стоит только тогда, когда заявления делаются на публику, причем публику не сведущую - например, на иностранцев. Я уже писал, что средний европеец мало знаком с ситуацией в наших странах и, действительно, может поверить в истории украинских агитаторов, если их не опровергать. Впрочем, поскольку реального в этих историях мало, то опровергать их можно эффективно и без особых навыков пропагандиста.

Вместо ведения изнуряющих споров, я думаю, лучше проанализировать опыт наших соседей. У российского и украинского общества много схожих проблем, начиная от экономической ситуации и заканчивая выраженным инфантилизмом части граждан. Существует большая вероятность, что при ухудшении экономической ситуации нам придется столкнуться со своими Майданами, и лучше быть готовыми к нему как с организационной, так и с идеологической стороны.
Previous post Next post
Up