Песец как предчувствие: "Недопесок Наполеон III" в театре "Суббота"

Mar 30, 2016 17:45





Театр "Суббота находится на Звенигородской, в небольшом полуподвальном, некогда производственном помещении. Надо заметить, что после 35 лет мытарств и это для театра - большое счастье. К тому же, большее "Субботе" и не требуется - всё-таки театр камерный, выросший из студии и это как раз его формат.



Местный кот передает привет nau_spb



Основатель, худрук, и, как заявлено на сайте, автор "Субботы" - Юрий Смирнов-Несвицкий. На сегодня более чем 80-летний и до сих пор здравствующий режиссер начал своё субботнее дело в 1969 году, в виде театрального клуба. Долгое время театр не ставил широко известных пьес, а придумывал их внутри себя. На актеров театра держится не только исполнение ролей но и единая атмосфера. Субботу" можно назвать достаточно актерским театром. Не случайно они постоянно подчеркивают о своей роли в становлении разных именитых актеров во главе с Хабенским.

Сама пьеса Юрия Коваля "Недопесок" тоже из тех времен: 1975-го года. Недопесок, это, кстати, не собака, а молодой песец. Ну а я таким образом понял, что песец этимологически - тоже как бы маленький пес.  Этот "иронический детектив" был поначалу зарублен цензурой. Та увидела в свободолюбивом песце, бегущем на Север аллегорию на евреев, бегущих в Израиль. Надо заметить, что благодаря драматургу ли, постановщику ли - но спектакль с интересом смотрится и сегодня. Но приметы застойного времени, его атмосфера "внутренней иммиграции" налицо. Налицо и своеобразный писательский талант Юрия Коваля, популярного советского писателя, одного из двигателей "Мурзилки", последователя и друга Бориса Шергина. Он, кстати, поучаствовал и в экранизации Шергина в прекрасном мультфильме "Волшебное кольцо".

Но вернемся к спектаклю. Собратья по неволе соблазняют свободолюбивого Наполеона регулярной кормежкой.


После побега со зверофермы легенда Наполеона раздваивается. С одной стороны он как бы бежит на Северный полюс, а с другой - не выходит далеко за пределы деревни Ковылкино, где подкармливается собачьей едой и живет в конуре. По этому поводу одна из героинь резонно замечает про замену шила на мыло.



В качестве "мудрецов" в пьесе выступают два персонажа. Один - дед-"колдун", видящий ауры, или, как он их называет "круги". Возможно, кругами аура стала для обхода советской цензуры, возможно, потому что без смеха это слово воспринимать невозможно, но в этом персонаже явно просматривается необъяснимая тяга советской интеллегенции к эзотерике домашнего разлива. Второй персонаж, видимо, альтер эго самого автора - школьный учитель, художник и ценитель поэзии.  Коваль сам в начале карьеры работал в сельской школе, там же, на селе, писал и картины. Попутешествовать он тоже любил, в частности, по русскому северу. Видимо этим объясняется убедительность его поэтизированных описаний природы и быта, которые очень неплохо вставлены в спектакль, хотя, полагаю, сценически решить их труднее чем диалоги.

В качестве сомневающейся стороны представлены школьники. Стоит обратить внимание на массу необычных актерских субботовских лиц. В наше время перезастандартизированных канонов красоты это особенно заметно.



Дошкольник Серпокрылов ни в чем не сомневается, а всецело разделяет недопесковую тягу к свободе (поводок, правда, с него не снимает):



В спектакле масса комических сцен, плодов фантазии Юрия Коваля и постановщика спектакля. Радуют пластические ходы, в частности вставные номера с фантазиями Серпокрылова: нечто среднее между живыми картинами и слоумо из фильмов Зака Снайдера но на типовые советские героические темы:



И дошкольник и песец симпатизируют Ольге - самой морально оформленной девочке. Но тяжелый даже для неё моральный выбор ей предстоит.



Как обычно, в советском материале происходит борьба лучшего с хорошим. За не самое лучшее тут отвечают директор зверофермы, человек твердый, но закономерно относящийся к животным (а иногда и к людям) как к расходному материалу.



"Гринписовских" тем тут нет. Сам недопесок с уникальным мехом вроде как и не пойдет на шкуру (а нужен для селекции). О том, что селекция в конечном счете все равно для шкур - в пьесе умалчивается. Диллема только между желанием животного бежать (с непонятным, кстати, исходом), и желанием директора содержать его в клетке.

Даже "отрицательный" персонаж - директор тут борется за лучшее, только своими специфическими методами. Даже премию за поимку песца он мечтает отправить на благотворительность.



Отдельного упоминания заслуживает уморительный портрет Менделеева, полноправно участвующий в действии спектакля.



Резюмирую: не слишком сильный как по сюжетной части (что в спектакле для юношества не так уж важно), так и по моральной (что уже для этой категории важнее) - спектакль тем не менее, очень живой и яркий, с массой выдумок и юмора, при этом не теряющий своей убедительной простоты.



Конечно, я бы не рекомендовал его для 6-летних , хоть в афише и указано 6+. Думаю, идеальная публика - школьники средних классов и люди 50-70-х годов рождения. Первым понравится хорошая динамика и доступные шутки, вторым - возможность поностальгировать по временам жизни хоть и в чем-то ограниченной, но зато полной мечт и тихих радостей.

Впрочем, 6-летних и даже младше все-таки на спектакле было немало. Пришли с малышами и некоторые из актеров, еще сильнее укрепив семейную атмосферы "Субботы".



Не забывайте делиться отзывами, думаю в этом театре их читают внимательно:


Афиша на сайте театра: http://www.teatr-subbota.ru/

Благодарю за приглашение mikheevaksenia и spbblog! Привет сообщникам: solnceva_lolik и toyohara!

животные, рецензия, Недопесок, театр, советское, Суббота, Петербург, отзыв, куда пойти с детьми

Previous post Next post
Up