Срок годности Годо: пьесы Беккета в ТЮЗе в постановке Волкострелова

Feb 17, 2016 00:41


Наш Волкострелов везде поспел. Ну не совсем наш, а московский, но для современного искусства это скорее преимущество, потому как оно цветет в первую очередь в Москве. Ну а  Дмитрий, перебравшись из неё в Петербург творит в национальном масштабе, за что ему и  успели навручать различных премий и многократно назвать надеждой и прорывом. Я, как ценитель контепорари арт шел на волкостреловские пьесы Беккета с хорошими ожиданиями.


Беккет, столп театра абсурда, автор "в ожидании Годо", написал, разумеется, не только это произведение. Волкострелов нашел никем не переведенные пьесы драматурга и перевел их своими силами. Ну какие там силы - от силы страницу займет весь текст, произнесенный за спектакль. Минимализм, бессюжетность, тревога - всё как мы любим в современном искусстве. Ну а особенно мы любим в современном искусстве новизну. Собственно, в этом и его , такого искусства, смысл - в открытиях. Поэтому же многие и отказывают ему в статусе, собственно, искусства (возьмем хотя бы Павленского) - дескать, художники делают не так. 40 лет назад эти пьесы могли быть открытием, но для кого они станут открытием сегодня?

Подхватываю традицию Артемия Лебедева и отныне любой подходящий кадр буду подписывать как:

Три грации



"Традиционные" театралы вряд ли оценят, а знакомые с вопросом - вряд ли удивятся. Все это мы уже видели, и, возможно, в лучших формах. Да, хорошие вещи не стоит выбрасывать на свалку, но что же делать с тем, что на классику не потянет никогда, а на авангард - уже? Можно освежить чем-то современным, но увы - переведенное в непременный чб любительское видео и зацикливающие пространство телевизоры вряд ли покажутся новым словом кому-либо, кроме тех, кто этих слов слышать не хочет.

На предпоследнюю сцену озадаченные зрители взирают с баллюстрады украшенной неказистыми советскими фресками


В чем не отказать спектаклю - так это в тактической составляющей. Зрителей, конечно, за руку никто не тянул, да и на сайте недвусмысленное предупреждение "для подготовленных". Но те, кто через четверть часа темноты и аритмичного пиликанья уже готов сказать что не дюж - вряд ли осмелятся выбираться из зала в темноте, тесноте и тишине. К тому же, чтобы жертвы не были напрасными - хочется узнать ради чего они. Но знакомые-то с театром абсурда уж могли бы догадаться. Правильно, ни для чего. В выгодном положении оказываются те, кто уснул, благо, в радикально затемненном зале с актерами, которым запретили играть это не так и сложно. В описании указано, что спектакль с антрактом, но, полагаю от антракта решили отказаться, чтобы сохранить хотя бы часть зрителей. С каждым перемещением все дальше уводящим зрителя в нехоженные уголки ТЮЗа (что обогащает впечатления также и сталкерской составляющей) сбежать со спектакля становится все труднее морально.


8 и 9 пьеса из состава спектакля тоже могли бы показаться минимализмом - но только не для тех, кто провел семь девятых его частей в подобной камере сенсорной депривации. Новое пространство, яркие цвета треников "актеров", занимающихся "фитнесом" - вдруг превращаются в пиршество для глаз.

Лучше посмотрите о чем речь в этом коротком видео:



Последняя "пьеса" тоже вполне себе увлекательна и отчасти интерактивна - но не буду раскрывать интригу - тем более что она в данном спектакле и так в весьма ограниченном количестве.

Молодой человек по центру подозрительно напоминает самого режиссера. Впрочем, так же подозрительно его напоминает и пара других зрителей на следующем фото. Возможно, просто целевая аудитория.


Кому же порекомендовать этот неординарный спектакль ТЮЗа? Если вы любите театр, но не смогли полюбить современное искусство - то может быть и не стоит начинать. Если же вы с ним знакомы - то возможно ходы режиссера не покажутся вам слишком свежими.

Анне Слынько везет на красный - недавно была замечена в красных же чулках, но в более эмоциональной роли


А учитывая, что (в отличии от выставок) в театре вы не можете регулировать темп происходящего "голосуя ногами" - риск существеннее. Однозначно рекомендовать спектакль можно тем, кто хочет подумать о себе, а возможно и как-то пошатнуть душевное равновесия. Если вам это помогает развиваться - добро пожаловать на пьесы Беккета в постановке Дмитрия Волкострелова, а также и другие спектакли ТЮЗа, расписание которых вы можете найти в афише театра: http://tyuz-spb.ru/afisha.html

За приглашение благодарю mikheevaksenia и spbblog.

Все посты на спектакли ТЮЗа

Все театральные посты

современное искусство, Волкострелов, театр, Беккет, ТЮЗ, перфоманс

Previous post Next post
Up